Оформление статуса и строения милиции в условиях НЭП

22 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Новая экономическая политика определила основные направления развития ОВД.

Во первых, разрабатывалась и совершенствовалась правовая база деятельности правоохранительных структур конкретизировался их статус, компетенция.

Во вторых, резко сократилось материальное обеспечение ОВД.

6 января 1921 г. Коллегия НКВД под председательством Ф.Э. Дзержинского постановила разработать проект общего Положе­ния об НКВД.

Крупным шагом в первом направлении явились разработка и принятие “Положения о НКВД”, утвержденного ВЦИК 24 мая 1922 г. - первого законодательного акта Советского государства, юридически закрепившего организационную структуру ОВД в целом, определившего границы и содержание их компетенции.

Согласно “Положению”, НКВД считался исполнительным аппаратом ВЦИК и выполнял следующие функции:

  1. поддержание порядка и спокойствия в стране;
  2. охрану гражданских учреждений и сооружений общегосударствен­ного и исключительного значения (телеграф, телефон, почта, во­допровод), рудников, фабрик и заводов;
  3. наблюдение за организа­цией и деятельностью органов управления как исполнительного аппарата Президиума ВЦИК;
  4. наблюдение за исполнением поста­новлений и распоряжений центральной и местной власти адми­нистративного характера и принуждение к их выполнению лю­быми средствами;
  5. руководство организацией и развитием комму­нального хозяйства;
  6. охрану лесов, государственных питомников, плантаций, складов топлива, сырья, сельскохозяйственных продук­тов;
  7. содействие органам всех ведомств при проведении последними в жизни возложенных на них обязанностей.

Для выполнения этих задач в НКВД были образованы следующие подразделения.

  1. Организационно-административное управление
  2. Главное управление милиции.
  3. Главное управление принудительных работ.
  4. Центральное управление по эвакуации населения.
  5. Главное управление коммунального хозяйства.
  6. Управление делами.
  7. С 25 июля 1922 г. Главное управление мест заключения.

Положение о Народном комиссариате внутренних дел регламентировало организационное построение милиции в масштабе РСФСР. Во главе всей системы органов милиции находилось Главное управление милиции НКВД РСФСР. Далее шли губернские, уездные управления милиции. Все губернские города с населением свыше 50 тысяч человек имели городскую милицию.

По такой же схеме строилась и система аппаратов уголовного розыска.

Весной управление уголовным розыском выделили в само­стоятельное подразделение - Центральное управление уголовного розыска (ЦУУР НКВД РСФСР) с непосредственным подчи­нением НКВД. При ЦУУР на базе кабинета судебных экспертиз организовали научно-технический отдел из фотохимического, статистического, дактилоскопического, экспертного подотделов и музея. Научно-технические подразделения создали и в ряде губернских управлений УгРо (в Петрограде, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону). Повышение уровня розыскной работы в годы НЭПа непосредственно связано с внедрением в практическую деятельность УгРо научно-технических средств и результатов теоретических исследований.

Приказ 30 июля 1921 г. обязал ОВД обеспечивать НК продо­вольствия «вооруженной силой для действительного выполнения продналога». Милицию обязали производить выемки, обыски, задерживать граждан по требованию продработников.

Для борьбы с детской беспризорностью, нищенством, прости­туцией, спекуляцией, преступностью, эксплуатацией и дурным обращением с детьми в 1921 г. создали Детскую социальную комиссию.

В августе 1924 г. ВЦИК и НКВД РСФСР принимают постановление "О мерах по борьбе с детской беспризорностью", выполнение которого возлагалось на органы милиции.

С окончанием гражданской войны произошли перемены в статусе ВЧК. 30 декабря 1921 г. съезд Советов принял решение “.. сузить круг деятельности Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и ее органов, возложив борьбу с нарушениями законов советских республик на судебные органы”.

6 февраля 1922 г. ВЦИК постановил ВЧК упразднить, фактически, преобразовав ее в главное политическое управление (ГПУ) при НКВД. Местные ЧК преобразовывались в политические отделы при милиции.

После образования СССР и создания в ноябре 1923 г. Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) при СНК, органы ГПУ были выведены из состава НКВД.

Следует отметить, что как ни долго разрабатывалось и обсуждалось Положение об НКВД, качество его было низким. В начале 1923 года будущий нарком А. Г. Белобородов писал Ф. Э. Дзержинскому: "Положение о НКВД так составлено, что оставляет желать много лучшего и за все время своего действия полностью в жизнь не проводилось вследствие большой путаницы, которую оно вводит в организацию наркомата и полнейшей неясности и условности в формулировке задач наркомата". Поэтому уже вскоре началась подготовка проекта нового Положения о НКВД.

Происходившие в начале 20-х годов процессы заставили существенно менять систему органов внутренних дел, их компетенцию и организационную структуру. В это время продолжала проявляться тенденция освобождения НКВД от функций, не связанных с обеспечением правопорядка в стране, и сосредоточения в его ведении функций охраны общественного порядка, безопасности, борьбы с преступностью, исправления и перевоспитания осужденных.

Курс на восстановление народного хозяйства, режим строжайшей экономии, сокращение административно-управленческих расходов, проводившиеся в общегосударственном масштабе, отразились и на системе органов внутренних дел.

В августе 1923 года вместо прежде существовавших Организационно-административного управления, Главного управления милиции и отдела уголовного розыска было создано Центральное административное управление (ЦАУ) НКВД, в результате чего более чем в два раза были сокращены штаты и на 30 процентов расходы на содержание аппарата.

На ЦАУ возложили:

а) наблюдение за исполнением по­становлений центральных и местных органов, принятие мер к их выполнению, охрана революционного порядка;

б) разработку и проведение в жизнь мероприятий по организации, службе и обучению милиции; руководство деятельностью уголовно-розыскных учреждений;

в) руководство регистрацией актов гражданского состояния, проведение в жизнь законов, регулирующих правовое положение иностранцев.

ЦАУ состояло из 4 отделов:

  1. административного,
  2. милиции (разрабатывал положения, уставы и инст­рукции по милицейской работе, штаты органов милиции и их комплектование, руководил службой и специальной подготовкой личного состава),
  3. уголовного розыска (руководил уголовно-розыск­ными учреждениями РСФСР, готовил нормативные акты (поло­жения, уставы, инструкции) по уголовно-розыскной деятельнос­ти, разрабатывал методы борьбы с преступностью, вел учет и ре­гистрацию преступников, производил дознание по наиболее важ­ным уголовным преступлениям) и
  4. канцелярии (секретариата управления).

Начальник ЦАУ был одновременно начальником РКМ республики. Реорганизовали структуру управления милиции: при губисполкомах создавали административные отделы из 3 подотделов: общего, милиции и уголовного розыска. В подотдел милиции входили строевая часть, служба милиции, адресный стол. Непосредственным начальником милиции губернии являлся начальник подотдела милиции

На уездном уровне аналогичная реформа была осуществлена в ноябре 1926 года: вместо уездных управлений милиции при исполкомах были образованы административные отделы с подотделами: общим, милиции и уголовного розыска. В 1926 году в крупных городах начали создаваться городские органы милиции (управления, отделы).

В декабре 1921 года была ликвидирована промышленная милиция. Однако необходимость охраны промышленных и иных хозяйственных объектов сохранялась. В результате поисков по инициативе мест была найдена новая форма - ведомственная милиция.

В соответствии с постановлением СНК РСФСР от 6 февраля 1924 г. для охраны предприятий и учреждений, обеспечения общественного порядка на обслуживаемых объектах стала создаваться ведомственная милиция В зависимости от объекта охраны были созданы различные виды ведомственной милиции. (горно-приисковая, промысловая, фабрично-заводская, ярмарочная, портовая и т. п.).

На нее возложили задачи: а) охраны имущества, принадлежащего государственным предприятиям и учреждени­ям и частным, имеющим государственное значение предприяти­ям; б) охраны общественного порядка в пределах территории, занимаемой этими предприятиями и учреждениями. Она содер­жалась за счет обслуживаемых предприятий и учреждений на договорных началах, подчиняясь всем приказам и инструкциям по общегосударственной милиции.

К декабрю 1924 года ведомственная милиция была сформирована в 30 губерниях и областях РСФСР общей численностью 6360 человек (торгово-промышленная милиция - 2782, кредитно-финансовая - 695, горно-приисковая - 463, фабрично-заводская - 192 человека). Ведомственная милиция обслуживала 520 различных предприятий.

НКВД РСФСР (по согласованию с НКЮ, РКИ, наркоматом внутренней торговли, наркоматом внешней торговли, наркоматами финансов, земледелия, путей сообщения, ВСНХ, Реввоенсоветом, ОГПУ) 19 января 1925 года издал Положение о ведомственной милиции. 24 февраля приказом начальника ЦАУ была объявлена Инструкция "О порядке организации ведомственной милиции и ее деятельности". В последующем был издан ряд нормативных актов, совершенствующий организацию и деятельность ведомственной милиции.

27 марта 1927 г. ВЦИК И СНК РСФСР издали «Положение о НКВД РСФСР» с недостатками: громоздкость, исполнение функ­ций, далеких от правоохранительной деятельности, и, как след­ствие, - низкая эффективность в борьбе с преступностью.

В 1927 г. народного комиссара внутренних дел А.Г. Белобородова сняли с поста, а в 1938 г. по обвинению в троцкизме расстре­ляли.

По решению коллегии НКВД РСФСР в декабре 1927 г. ЦАУ ликвиди­ровали; отделы милиции и уголовного розыска стали самостоя­тельными подразделениями.

В циркуляре НКВД РСФСР от 1927 г. говорилось, что органы милиции на местах «...переобременены несвойственными ее ос­новному назначению обязанностями». ОВД могли обязать сле­дить за выведением тараканов, клопов и других насекомых к указанному времени, «...за тем, чтобы домовладельцы следили, чтоб гусеницы не переползали из одного сада в другой». Нередко парторганы издавали постановление о сокращении расходов, и исполкомы, выполняя его, принимали решение об упразднении в штатах должностей сторожей, посыльных, конюхов. А через не­которое время их обязанности возлагали на милицию. По разным оценкам 45-50-80% объема работы милиции не относилось не­посредственно к охране общественного порядка, борьбе с преступ­ностью и обеспечению общественной безопасности.

С первых дней существования милиции как штатного государственного органа были заложены основы для содействия ей в охране общественного порядка со стороны трудящихся. Организационные формы участия трудящихся в этом деле были весьма разнообразны.

Так, в годы восстановления народного хозяйства своеобразной формой участия трудящихся в укреплении революционного порядка являлись части особого назначения (ЧОН). вооруженные формирования, основу которых составляли коммунисты. Создание ЧОНов обусловливалось сложностью политической обстановки в стране и необходимостью иметь постоянное ядро надежных, преданных советской власти граждан — рабочих и служащих фабрик, заводов, учреждений. Эти части предполагалось вооружить. Их члены состояли на учете и периодически призывались для прохождения учебных сборов, а также в тех случаях, когда требовали обстоятельства, для участия в боевых операциях по борьбе с контрреволюцией и преступностью. Части особого назначения охраняли важные государственные, хозяйственные и военные объекты, сопровождали продовольственные грузы, несли службу по охране порядка в городах и селах.

Одной из важных форм участия трудящихся в охране общественного порядка был институт сельских исполнителей. ВЦИК и СНК РСФСР 27 марта 1924 г. приняли декрет «О сельских исполнителях», который устанавливал широкий круг их обязанностей по охране общественного порядка, личной и имущественной безопасности граждан. Эти лица назначались сельскими Советами в порядке очереди (из числа постоянных жителей сел) на срок до двух месяцев, в количестве, определяемом исполкомом Совета, но не более одного исполнителя на двадцать пять хозяйств.

Сельские исполнители подчинялись непосредственно председателю сельского Совета и могли принимать участие в его заседаниях с правом совещательного голоса. Привлекать сельских исполнителей к выполнению возложенных на милицию обязанностей разрешалось только с согласия сельского Совета. Лишь в неотложных случаях органы милиции могли делать это самостоятельно, но обязательно с последующим уведомлением Совета.

Деятельность сельских исполнителей сыграла большую роль в повышении политической активности крестьянства, способствовала укреплению порядка на селе.

Кадры.

Одной из самых острых проблем, стоявших перед органами милиции РСФСР в рассматриваемый период, была проблема кадров. Решение ее существенно затруднялось тем, что острейшая нехватка финансовых ресурсов не позволяла обеспечить отбор в милицию людей, отвечающих необходимым требованиям. Эта же причина делала невозможным создание школьно-курсовой сети, адекватной потребностям практики. Единственный в тех условиях источник пополнения рядов милиции сколько-нибудь квалифицированными сотрудниками - привлечение старых специалистов, бывших работников МВД.

В 1921-1922 годах численность милиции Российской Федерации была сокращена на 60 процентов. В 1922-1923 годах ее содержание было передано на местный бюджет. С этого времени и без того незавидное финансовое и материальное положение органов милиции в подавляющем большинстве регионов значительно ухудшилось, поскольку из-за острого дефицита бюджетов места были не в состоянии удовлетворить их потребности. На протяжении 20-х годов существовала значительная разница в ставках зарплаты для одних и тех же категорий сотрудников органов внутренних дел соседних губерний и даже соседних уездов одной губернии. Тогда же возник и сохранялся в последующем большой разрыв в ставках зарплаты работников милиции и других государственных служащих, а также лиц, занятых на производстве. Повсеместно наблюдалась несвоевременная выдача обмундирования, задержка зарплаты, пайков и т.д.

Нарушение принципа социальной справедливости, выразившееся в неадекватной в сравнении с другими категориями занятого населения оценкой труда работников милиции, являлось причиной ряда негативных явлений: снижение дисциплины, рост преступности среди сотрудников, чрезвычайная текучесть кадров, достигавшая кое-где 400 процентов, хронический некомплект, несмотря на прогрессировавшую безработицу в стране. Чтобы удержать в рядах милиции хотя бы определенную часть сотрудников, на местах пошли по пути сокращения штатов милиции для того, чтобы увеличить оклады оставшимся.

Принимавшиеся в 20-е годы меры по улучшению материального положения работников милиции (разовое повышение окладов, введение премирования за борьбу с различного рода правонарушениями, установление шефства над органами милиции и т.п.) не могли решить проблемы. Принцип социальной справедливости мог быть обеспечен лишь с передачей содержания милиции на общегосударственный бюджет, однако подобные предложения НКВД РСФСР постоянно отклонялись "инстанциями". Это свидетельствует о том, что власти относились к милиции как к органу вспомогательному, второстепенному.

Введенный в 1922 году порядок денежного вознаграждения за эффективную работу по охране общественного порядка и борьбе с преступностью предусматривал возможность премирования сотрудников в размере до 6-месячного оклада на уровне республики, до 3-месячного оклада - на уровне губернии, месячного -на уровне уезда.

За особо тяжелые и опасные условия работы сотрудникам уголовного розыска была введена 50-процентная надбавка к окладу. Вхождение в профсоюз (с 1923 г.) позволило положительно решить вопрос о денежной компенсации строевому составу милиции и активному составу уголовного розыска за работу в ночное время и праздничные дни. Коротко говоря, был установлен порядок, согласно которому все льготы, надбавки, поощрения адресовались прежде всего работникам, непосредственно занятым охраной общественного порядка и борьбой с преступностью ("ведущим" службам).

22 апреля 1925 г. Приказом ЦАУ НКВД РСФСР установлены правила ношения форменной одежды работниками милиции и уголовного розыска, по которым все работники милиции и уголовного розыска при исполнении служебных обязанностей должны были носить форменную одежду со знаками различия. Работникам УР разрешалось при исполнении служебных обязанностей ношение неформенной одежды, если это диктовали условия оперативной работы.

Ноябрь 1922 г.

Основан журнал "Рабоче-крестьянская милиция", впоследствии "Административный вестник", "Советская милиция", "Милиция".

10 марта 1923 г.

Основана газета "Милиционер и пожарный", позже называвшаяся "На боевом посту", "Петровка, 38".

18 апреля 1923 г.

По инициативе руководителей НКВД учреждено спортивное общество "Динамо", объединившее в своих рядах спортсменов органов внутренних дел.

16 августа 1923 г.

НКВД РСФСР утвержден "Дисциплинарный устав рабоче-крестьянской милиции".

28 сентября 1925 г.

ВЦИК и СНК РСФСР утвердили "Положение о службе в рабоче-крестьянской милиции", в котором устанавливались порядок приема, увольнения и прохождения службы, определялись права и обязанности работников милиции.

ВЫВОДЫ:

Эпоха НЭПа накладывала отпечатки на работу милиции: над­зор за соблюдением правил в сфере торговли, все патенты на право торговли должны были регистрировать в отделениях РКМ, беспатентная торговля была запрещена. Одна из особенностей развития милиции в 1920-е гг. - частые изменения ее структу­ры. Ряд исследователей объясняют это реализацией в рамках НКВД общегосударственных мер по режиму экономии, упроще­нию и удешевлению государственного аппарата, интенсивным поиском лучших организационных форм.

Причина отсутствия четкого плана в развитии не только ОВД, но и самого государства – «временность» многих мер и низкий уровень образования и опыта у реформаторов.

Отказ от “военного коммунизма” заставил большевиков предпринять ряд мер по укреплению законности, как то: изъятие из ведения НКВД советского строительства, реорганизация ВЧК в главное политическое управление (ГПУ) при НКВД и т.д.

Вводиться в действие первое Положение об НКВД РСФСР (24 мая 1922 г.).

В годы НЭП происходит сужение компетенции и усиление правоохранительного профиля НКВД.

Меры по удешевлению госаппарата, в том числе, на изменение принципа содержания органов НКВД, резкое ухудшение их обеспечения. К этому же времени относится и начало полемики о ликвидации НКВД.

Таким образом, на основании вышеизложенного сделаем краткие выводы. После   свержения   самодержавия   царская   полиция   была   ликвидирована. Создание так называемой «народной»,  «рабочей»,  «крестьянской» милиции по образцу Временного правительства не увенчалось для последнего успехом.

После учреждения на 2 Всероссийском съезде Советов 8 ноября 1917 г. Народного Комиссариата Внутренних Дел получил развитие процесс создания органов внутренних дел. Именно НКВД занимался организацией советской милиции.

С первых дней после победы революции, жизнь стала опровергать идеологические утопии большевиков. Тем не менее, большевики с трудом отказывались от представлений, которые исповедали десятки лет и начальной период их власти характеризуется попытками организовать охрану порядка на основе несостоятельной идеи "всеобщего вооружения народа".

И только с принятием инструкции «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции», большевики фактически восстановили дореволюционные принципы организации правоохранительных органов - штатность, специализацию и централизацию.

Годы иностранной интервенции и гражданской войны оказали влияние на процесс становления советской милиции.

Что наглядно демонстрирует принятие декрета 3 апреля 1919 года «О советской рабоче-крестьянской милиции»

Получает развитие специальная милиция: железнодорожная, речная, промышленная. Происходит расширение системы уголовного розыска с созданием единой системы уголовно-розыскных органов.

Одна из особенностей развития милиции в 1920-е гг. - частые изменения ее структуры.   Ряд  исследователей  объясняют  это  реализацией  в  рамках  НКВД общегосударственных  мер  по  режиму  экономии,  упрощению  и  удешевлению государственного аппарата, интенсивным поиском лучших организационных форм.

Руководители Наркомата  искали  лучшие  формы  организации  отделов  и управлений, устраняли штатное излишество управленческого аппарата. Поэтому реорганизации НКВД происходили каждый год, а иногда и дважды в год.

Кроме того, милиция отразила, как в зеркале, те социально-экономические условия, в которых развивалось государство. Ее не миновала участь принятия на себя львиной доли ошибок и проблем проводимой государством политики вс времена НЭПа.

В годы НЭП происходит сужение компетенции и усиление правоохранительного профиля НКВД.

Меры по удешевлению госаппарата, в том числе, на изменение принципа содержания органов НКВД приводит к резкому ухудшению их обеспечения. К этому же времени относится и начало полемики о ликвидации НКВД.

Происходящие в стране процессы не могли не оказывать непосредственной воздействия на правовое положение милиции, не отразиться на ее строительстве I деятельности. Милиция стала орудием репрессий, ее втянули во все сферы жизни I деятельности   государства,   в   том   числе,   и   несвойственные   с   ее   прямым обязанностями - борьбой с преступностью, обеспечением общественного порядка и общественной безопасности граждан.

Рассмотренный выше круг предметов ведения советской милиции свидетельствует о том, что она являлась инструментом осуществления основных функций Советского государства и всей своей деятельностью способствовала упрочению власти коммунистической партии в стране.

Таким образом рассмотренный материал в лекции за период 1917 - 1929 гг., свидетельствует о большой жизненности сложившихся в первые и последующие годы после Октября принципов организации и основных направлений деятельности советской милиции в целом.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!