Оформление государственных подходов к призрению в XIV-XVIIвв.

В связи с изменением структуры государственного управле­ния происходит изменение и реципрокных связей в обществен­ных отношениях. Хотя подобные тенденции не столь очевидны, все же можно обнаружить некоторые «подвижки» и в этот пе­риод. Начинаются они с изменения характера княжеской бла­готворительности в отношениях с внешним миром и собствен­ным населением.

С развитием структуры управления государства возникают ведомства, которые берут на себя функции «защиты и наряда», т. е. появляется то передаточное звено между «волей князя» и поступком, действием, которое направлено на помощь и поддер­жку нуждающимся.

Изменение парадигмы помощи шло параллельно с укрепле­нием законодательства. Оно становилось мерилом поступков, норм и требований к призрению. В Судебниках 1550 г. впервые ставится вопрос о правомерно­сти призрения лиц, не являющихся «клиентами церкви». Со­гласно церковному законодательству, под защиту церковной власти попадали: «...женщины, дети, престарелые, родители, рабы».

Церковь нарушает свои же постановления, когда берет под свой патронаж торговых и городских людей. Формирующееся законодательство государственного призре­ния не только реагировало на проблемы церкви, но и было тес­но связано с проблемами бедности, социальной патологии, го­сударственной защиты вдов и сирот и т. д. в качестве охранной грамоты потерпевшим от пожара в 1560 г. появляется указ об отсрочке долгов с погорельцев: «В долгах приставов давати не велел и правити на них долгов не велел пять лет».

В связи с тем, что проблемы, связанные с нищенством, мона­стыри не решали, так как стала преобладать общинно-вотчинская форма организации, государственная власть официально легализовала институт нищенства (впоследствии он превратил­ся в определенный образ жизнедеятельности). Под защиту закона попадают калики, городские нищие, а причинившие им насилие должны платить штраф: «каликам бесчестия, которые из кусков ходят, 4 алтыны», «московским городским нищим кликунам бесчестия 8 алтын 2 деньги».

Легализация и защита профессионального нищенства связа­ны не только с отсутствием соответствующего призрения, но и с тем, что в общности сложились такие христианские стереоти­пы поведения, согласно которым подаяние есть один из спосо­бов в обыденной жизни приобщаться к таинству церкви, к та­инству православия. Тем не менее необходимо сказать, что в этот период госу­дарство намечает ряд шагов в области превентивных мер, позво­ляющих локализировать разные социальные болезни. И если Церковь выделяла такие, как пьянство, содомский грех, язы­ческие обряды, то превентивные меры государственной власти направлены против «разбоя», «татьбы», «воровства», «бляди », « зерни ». Система государственного контроля и поддержки осуществ­ляется по различным направлениям, в том числе путем регули­рования цен на хлеб в период массового голода. В 1603 г. появляется Указ, разрешающий «отпускать на волю» во время голода работные семьи на прокорм без оформ­ления «отпуска на волю». Соборное уложение 1649 г. закрепля­ет его, причем вносится еще и дополнение. В «жилецкие запи­си» долговых документов разрешалось оформлять денежный долг в счет будущих отработок и откупов, также разрешена от­срочка уплаты «впавшим в убожество» от года до трех лет, при­чем в отличие от законов Русской Правды круг лиц социально не ограничен. По сути дела, появляется кредитная система, по­зволяющая в период массового голода физически и экономичес­ки выживать работному люду.

Система «санитарно-полицейских» мер против распростране­ния морового поветрия также подкрепляется законами и ука­зами. При этом происходит «организация» института контро­ля. В него входят подъячии, решеточные приказчики, бирючи. Их назначение состоит в том, чтобы они оповещали население о падеже скота во всех административных единицах, чтобы мясо падших животных не попадало на рынок и чтобы скот за­капывали в специально отведенных местах, отдаленных от мест проживания.

Переосмысление происходит в подходах к помощи вдовам и детям. Казна берет на себя призрение тех вдов и детей, чьи му­жья и отцы погибли на государственной службе. Это «пенсион­ное» право выражалось в форме раздачи «земель на прожиток». Так, царь Михаил Федорович в 1634 г. издает Указ, согласно которому детям и вдовам умерших и погибших под Смоленском давали земли на прожиток по государеву указу.

Государство как субъект помощи в первую очередь осуществ­ляет поддержку тем лицам, которые стоят на защите интересов существующей власти. Вместе с распространением государственных принципов за­щиты начинают осуществляться светские подходы к помощи и поддержке нуждающихся. В литературе XIX в. этот вид по­мощи определяется как частная благотворительность. Она выражалась в помощи голодающим, а также в устройстве боль­ниц для неимущих, их лечении. Если так можно сказать, наблюдается оригинальная тенден­ция: частные благотворители открывают как бы «новую тема­тику» в деле помощи и поддержки нуждающихся. И если для лиц, стоящих на государственной службе, медицинская по­мощь является «наградой» за верность, мужество и т. д., то в нарождающихся традициях по отношению к «неслужилым людям» она выступает в качестве благотворительных акций, как идея христианского служения ближнему. Тенденции благотворительности проявляются и в организа­ции благотворительных обществ и благотворительных заведе­ний. Большинство заведений — 54 — предназначалось для преста­релых, убогих, неизлечимых больных, детских же было толь­ко 3.

Таким образом, в период с XIV в. по вторую половину XVII в. не только происходит смена ориентации мотивов помощи и поддержки, но и изменяются субъекты поддержки. Государство постепенно набирает организационную и законодательную силу, ограничивает власть церкви, берет под свой законодательный контроль нуждающихся. Видимо, имен­но в этот период государственная власть формирует так назы­ваемый «остаточный принцип» в подходах к социальным про­блемам общества.

Непоследователь­ная государственная политика, стремление власти только зако­нодательно регулировать возникающие проблемы (в период голода, эпидемий, социальных катаклизмов) не смогли снять проблемы профессионального нищенства. Светские тенденции благотворительности завершают картину помощи и поддержки на этом этапе. Несомненно, частная благотворительность в XVII в. — один из первых исторических показателей изменения общественного сознания, одно из звень­ев формирования гражданского общества.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!