Обзорные и монографические темы в изучении литературы

Монографические темы. Говоря о системе изучения курса на историко-литературной основе, остановимся, прежде всего на особенностях монографиче­ских тем. В центре монографической темы - писатель и его про­изведения: одно или несколько произведений изучаются тексту­ально. Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в программе в форме очерка.

Если в средних классах ученики получают сведения об от­дельных сторонах жизни писателя, имеющих непосредствен­ное отношение к чтению и анализу изучаемого произведения, то в старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художествен­ного мира писателя. Особое значение приобретает отбор и расположение материала, использование мемуарной литерату­ры, портретов писателя. У многих учителей-словесников вни­мание направлено на «встречу с писателем», на живой эмоцио­нальный взгляд, на биографический материал творений пи­сателя .

Форма проведения уроков-биографий разнообразна: урок-лекция, самостоятельные доклады школьников, работа по учеб­нику, заочные экскурсии, уроки-концерты, уроки-панорамы. Важна постановка проблемных вопросов, работа над планом, ис­пользование художественных текстов. Снять хрестоматийный глянец, представление о непогрешимости личности писателя не менее важно, чем найти интересный для учеников аспект, понять не только величие писателя, но и сложность становления его личности и таланта.

Обзорные темы. Как было сказано в начале главы, структурно курс на историко-литературной основе включает не только монографические, но и тесно связанные с ними обзорные темы: вводные и обоб­щающие, характеристики определенного периода общественно-литературного процесса, краткие обзоры. Обзорные темы вклю­чают краткий анализ художественных текстов, сведения о разви­тии культуры, критики, об отдельных писателях. Чаще всего об­зорная тема раскрывается в ходе урока-лекции с элементами бе­седы, диалога, выразительного чтения, самостоятельных выступ­лений. Перед учителем стоит задача объединить весь материал, в том числе наглядный, придав ему тематическую стройность и за­вершенность. Обратимся к одному из вводных уроков в XI клас­се, посвященному своеобразию литературы начала XX века. В этом уроке должно соединиться известное по курсу Х класса и новый материал.

В повторении известного (Л.Н.Толстой, А.П.Чехов) и в зна­комстве с новым материалом (В.Г.Короленко, А.И.Куприн, И.А.Бунин) необходимо дать учащимся представление о тех тра­дициях русской классической литературы, которые были развиты литературой XX века.

Для краткого обзора можно выбрать следующие произведе­ния: «Воскресение» Л.Н.Толстого, «Вишневый сад» А.П.Чехова, «Сон Макара» или «Огоньки» В.Г.Короленко, «Поединок» А.И.Куприна.

Углубленное проблемное повторение творчества Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, уяснение специфики творчества писателей-реали­стов начала XX века подведут учащихся к пониманию роли тра­диций в творчестве современных писателей.

Чтобы занятие не превратилось в мозаику, в набор фраг­ментов из произведений писателей, определяем единую линию изложения материала. Оформляем ее в качестве вопроса и предлагаем учащимся в начале урока: «Что из творческого наследия писателей-классиков было использовано в литерату­ре XX века?»

Обзорная лекция преподавателя сочетается с работой по учеб­нику, с организацией наблюдения над стилем писателей, с совер­шенствованием навыков анализа литературных произведений. Сложность литературного материала и его сравнительно боль­шой объем потребуют увеличения доли самостоятельных и инди­видуальных заданий.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!