Обычаи в римском праве

30 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Обычаи (mores) представляли собой совокупность эти­ческих правил древнейшего римского общества. Они призна­вались всеми его членами, хотя и не имели обязательную юри­дическую силу.

Ульпиан так говорил об их сущности: «Нравы есть молча признаваемое согласие народа, подтвержденное древним обы­чаем» («Mores sunt tacitus consensus populi longa consuetudine inveteratus»). Обычай истинно древний следует сохранять («Mos retinendus est fidelissimae vetustatis»).

В ту до- и раннегосударственную эпоху нормы морали, обычаи были тесно связаны с религиозными предписаниями и образовывали единую доправовую культуру неписаного права (jus non scriptum). В древнейшее время юридическая сделка, судебное решение и обычное право исчерпывали со­бой круг «источников права», хотя исконным источником вся­кого права вовсе не заслуженно считается сила.

Обычное право создавалось первыми двумя источниками и само заметно влияло на их «производительность». Древне­му миру не был известен принцип разделения властей, и дол­гое время судебное решен'ие представляло собой акт непо­средственного формулирования правовых норм: законо­дательная деятельность сливалась с судебной. Появление самостоятельных законов, изданных народом, нисколько не уменьшило de facto власти судебных органов и их возмож­ность господствовать в области объективного права. Несмот­ря на издававшиеся специальные законодательные акты, в Ри­ме главное участие в формулировании гражданского права выпало все-таки на долю представителя судебной власти — претора — и окружавших его юристов.

В гражданском праве деятельность законодателя огра­ничилась почти одним изданием XII таблиц. После того выступило опять казуальное творчество в суде, лишь прикры­вавшее себя авторитетом законодателя.

Стало быть, на самом деле путь, которым создавалось гражданское право, не изменился, особенно сравнительно с тем, каков он был прежде, до издания XII таблиц. По-преж­нему суд был главным источником правового порядка.

К древнейшему пласту римского права относятся нормы о грубом злоупотреблении отцовской властью и тяжком оскорблении отца, об осквернении культа, святынь или могил (славянское слово «кощунство» как раз отражает смысл этого преступления), о нарушении гостеприимства (hospitium), нор­мы сакрального права. Нарушение этих институтов считалось nefas (недозволенным, кощунственным действием, злодеяни­ем, грехом). Позже римские юристы верно определили связь между человеческими и божественными делами (об этой свя­зи забыли и сознательно ее проигнорировали те, кто в 1917 г. совершали революцию в России и вскоре начали ее дехристиа-низацию): «Nunquam res humanae prospere succedunt ubi negliguntur divinae» (человеческие дела никогда не процве­тают, когда божественные находятся в пренебрежении).

Создателями, хранителями и традентами этих предпи­саний были жрецы-понтифики, которые образовывали кол­легию. Они ревностно оберегали свои записи и книги от досту­па к ним непосвященных соплеменников. «Предание повеству­ет, что понтифики скрыли право от народа и в конце концов навлекли на себя его справедливое негодование. Календарь и формулы были исключительным достоянием понтификов; только они знали с точностью, по каким дням происходит суд и какую именно формулу следует употребить в каждом дан­ном случае. Обладание формулами было обладанием всем правом. У народа не было ясных правовых идей, помимо тех, которые были сформулированы понтификами, идеи же по­следних выражались в формулах; формулы были воплоще­нием идей; кто не знал формул, тот вообще не имел ясного знания права». Это явление было характерно едва ли не для всех обществ древности, и за пределами Европы ярче всего оно проявилось в еврейском праве.

Чуть позже первые юристы Рима стали обозначать нра­вы седой старины как «нравы предков» (mores majorum). Они стали образцом для последующих поколений создателей норм и институтов римского права (cura prodigi, donatio inter virum ex uxorem, jus constitutum).

С V в. до н. э. за общественной нравственностью римлян ста­ли надзирать цензоры. Цицерон называл jus consuetudinis обыч­ным правом. Первый император Рима Октавиан Август в своих «Деяниях» (Res gestae. 8) с гордостью писал о возвращенных им нравах далекой старины: «Legibus novis me auctore latis multa exempla majorum exolescentia jam ex nostro saeculo reduxi et ipse multarum rerum exempla imitanda posteris tradidi».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!