Обязанности полиции и ее сотрудников

22 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В статьях 12 и 13 ФЗ «О полиции» подробно и в систематизированном виде закрепляют обязанности и права полиции. По сравнению с Законом о милиции количество пунктов, предусматривающих обязанности и права, стало больше, но они отличаются более глубокой и детальной проработкой. Этим же объясняется и законодательное «переоформление» отдельных полномочий полиции из прав в обязанности.

Появились обязанности, которые ранее не были известны милицейскому законодательству. Это продиктовано современными требованиями к охране общественного порядка и противодействию преступности, к работе самой полиции.

Заслуга Федерального закона состоит в том, что он кодифицировал основные полицейские обязанности, которые содержались в разных нормативных правовых актах. Поэтому и наблюдается определенное разрастание обязанностей.

С другой стороны, в Федеральном законе «О полиции» отсутствует ряд обязанностей, ранее выполнявшихся милицией. Это сделано в интересах освобождения полиции от несвойственных и дублирующих функций и придания ей большей правоохранительной направленности.

Федеральном законе сохранены за полицией основные права, которыми ранее обладала милиция. В него не вошли те из них, которые не имели четкого юридического содержания и позволяли произвольно (без необходимых оснований, должной процедуры и соблюдения определенных сроков) ограничивать права граждан и организаций, а также касались несвойственных полиции функций в сфере контрольной и надзорной деятельности. Вместе с тем появились новые права.

Наделение полиции дополнительными полномочиями в первую очередь обусловлено потребностями более эффективной защиты жизни, здоровья и имущества граждан.

Важно подчеркнуть, что отдельные полномочия полиции стали более конкретизированными, а у других – сужена сфера действия.

Следует отметить, что Федеральный закон о полиции предоставляет ей широкий комплекс прав именно для выполнения рассмотренных обязанностей. Использование сотрудником полиции своих прав вопреки возложенным на нее служебным обязанностям влечет ответственность, установленную законом.

В статье 12 Федерального закона «О полиции» изложены обязанности полиции.

В этой статье регламентирована деятельность полиции по приему и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях ввиду чрезвычайной важности и значимости этой деятельности. Действительно, их качественное исполнение по существу во многом не только определяет характер правоотношений между населением и полицией, но и в значительной мере способствует формированию общественного мнения о ее работе.

В настоящее время прием и регистрация заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях, административных правонарушениях и иных происшествиях, принятие по ним решений, действия по прибытию на место происшествия осуществляются в соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399, которым утверждено Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан», Административным регламентом Министерства Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД России заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденный приказом МВД РФ от 01.03. 2012 г. № 140, а также другими приказами и административными регламентами МВД России.

На полицию возложена обязанность немедленного прибытия сотрудников полиции на место совершения противоправоного деяния либо иного происшествия. Порядок исполнения комментируемой обязанности регламентируется нормативными правовыми актами МВД России, в частности Уставом патрульно–постовой службы полиции.

На месте совершения преступления сотрудники полиции обязаны принять меры к пресечению преступления, организовать преследование и задержание подозреваемых, оказать помощь потерпевшим, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь, по возможности установить свидетелей (очевидцев), обеспечить охрану места происшествия, доложить о происшедшем оперативному дежурному и действовать в соответствии с его указаниями. Последовательность действий зависит от характера совершенного преступления, количества сотрудников полиции и других обстоятельств. При этом главные задачи – лишение подозреваемого (подозреваемых) в совершении преступления возможности продолжить противоправные деяния и его (их) задержание, оказание помощи пострадавшим.

Сотрудники полиции по роду своей деятельности, как правило, раньше представителей иных служб оказываются в обстоятельствах, требующих немедленного оказания гражданам первой помощи, промедление в предоставлении которой может привести к трагическим последствиям для их жизни и здоровья.

Такая помощь может потребоваться лицам, пострадавшим от преступлений против жизни и здоровья, а также от несчастных случаев; получившим телесные повреждения в результате дорожно–транспортных происшествий; находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; почувствовавшим внезапное ухудшение состояния здоровья и др.

Полиция обязана выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний;

Обеспечение безопасности граждан является важнейшей обязанностью полиции, предполагающей безотлагательное принятие мер в пределах предоставленных Федеральным законом полномочий по предотвращению, устранению и снижению угрозы правам и свободам конкретного человека (право на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения, частной собственности и т. д.), создаваемой противоправными деяниями или общественно опасными событиями.

Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Порядок реализации этого конституционного положения, права и обязанности граждан, общественных объединений, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований регулируются Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Для правильной организации деятельности полиции по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка во время проведения публичных и массовых мероприятий возникает необходимость учитывать вид, назначение и особенности проводимых мероприятий с участием значительного количества граждан.

Обязанность полиции принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий вытекают из статей 45,56,72 Конституции Российской Федерации, регламентирующих осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидации их последствий, гарантирующих государственную защиту жизни, здоровья, собственности, прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с подследственностью, установленной УПК РФ полиция обязана возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно;

Обязанностью полиции так же является исполнение судебных решений и письменных поручений органов предварительного расследования и ее обязанность по оказанию содействия в осуществлении судебных решений и поручений. Судебные решения, подлежащие исполнению полицией, принимаются в порядке административного, гражданского и уголовного производства.

Полиция осуществляет оперативно–розыскную деятельность (ОРД) – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями полиции, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно–розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. ФЗ об ОРД).

Обязанность полиции пресекать административные правонарушения может быть истолкована широко; возможно ее распространение и на тот круг деяний, о которых сотрудники полиции не вправе составлять протоколы, например выбрасывание мусора (ст.6.3 КоАП РФ), нарушение требований пожарной безопасности в жилом помещении (ст.20.4 КоАП РФ) и др.

Розыскная работа является одной из важных обязанностей полиции. Она урегулирована нормативными правовыми актами МВД России. В настоящее время действуют Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкция об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения.

Розыскная работа полиции представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно–розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает обнаружение места нахождения и в случае необходимости задержание разыскиваемых.

Полиция безотлагательно реагирует на информацию, содержащую данные о лицах, совершивших побег из–под стражи, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок. Согласно п. 3 ч.2 ст. 16 ФЗ «О полиция» полиция имеет право проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при розыске лиц, совершивших побег из–под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания.

Деятельность полиции по охране, конвоированию и содержанию задержанных и (или) лиц, заключенных под стражу, включает в себя комплекс действий уполномоченных сотрудников полиции, направленных на обеспечение личной безопасности указанных лиц, их надежную изоляцию, постоянный надзор с целью исключения возможности сокрытия от следствия и суда вещественных доказательств, воспрепятствования установлению истины по уголовному делу или продолжению преступной деятельности, а также обеспечения исполнения приговора.

Для исполнения возложенной на полицию обязанности содержать под стражей в соответствии с законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу, в системе МВД России созданы и действуют изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (ИВС).

Правовую основу деятельности указанных учреждений составляют Конституция Российской Федерации, УПК РФ, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ФЗ «О полиции», Наставление по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденное Приказом МВД России от 7 марта 2006 г. № 140дсп, Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950, и другие нормативные правовые акты.

Обязанность, принимать меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов выполняется полицией при: предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений; выявлении и раскрытии преступлений; производстве дознания по уголовным делам; розыске лиц; производстве по делам об административных правонарушениях; обеспечении правопорядка в общественных местах; обеспечении безопасности дорожного движения; осуществлении экспертно–криминалистической деятельности.

Полиция обязана принимать в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114–ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан.

В структуре полиции образованы специальные подразделения по противодействию экстремизму (ГУ МВД РФпо противодействию экстремизму – от 21.06.11г. № 698дсп.)

Полиция в лице экспертно–криминалистических подразделений (ЭКП) обязана проводить экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях при наличии на то оснований и в соответствии с Федеральным законом «О государственной судебно–экспертной деятельности в Российской Федерации», УПК РФ, КоАП РФ, Наставлением по организации экспертно–криминалистической деятельности в системе МВД России, утвержденным Приказом МВД России от 11 января 2009 г. № 7 и другими нормативными правовыми актами МВД России.

Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения определено как одно из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения.

Данные обязанности возложены на полицейскую структуру – Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД России (Положение о ГУ утверждено приказом МВД РФ от 16 июня 2011 г. № 678; Положениео Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»; ПриказМВД России от 8 июня 1999 г. № 410 «О совершенствовании нормативно–правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»; ПриказомМВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»

Полиция уполномочена предоставлять лицензии и разрешения в сфере оборота оружия.

К базовым законодательным правовым актам, призванным регулировать правоотношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования конкретных видов деятельности, связанной с оборотом оружия, следует отнести Федеральный закон «Об оружии» и Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99–ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814, которым также утверждено Положение о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему. Процедуры предоставления лицензий и разрешений в сфере оборота оружия детальным образом прописаны в административных регламентах МВД России по предоставлению государственных услуг по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия (патронов) за пределами Российской Федерации и по выдаче юридическому лицу, занимающемуся торговлей оружием и патронами, разрешения на хранение оружия и патронов к нему, утвержденных Приказом МВД России от 29 сентября 2011 г. № 1038; в Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814».

Полиция обязана оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации; участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3–ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 647 «О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным»; Приказа МВД России, Минюста России, Минздрава России, Минэкономики России, ГТК России, ФСБ России, ФПС России от 9 ноября 1999 г. № 840/320/388/472/726/530/585 которым утверждена Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений; оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечивать медицинским работникам безопасные условия для доступа к этим лицам и их осмотра.

Полиция также обязана:

– выдавать лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и на осуществление охранной деятельности; выдавать для подтверждения правового статуса частного детектива и правового статуса частного охранника удостоверения установленного образца; принимать квалификационные экзамены у частных охранников и лиц, претендующих на получение удостоверения частного охранника; проводить периодические проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств;

–осуществлять контроль за деятельностью частных детективов и частных охранных организаций, а также участвовать в контроле за деятельностью образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций, по соблюдению ими требований и условий;

–охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно–пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны; осуществлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом; обеспечивать во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации;

– осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с ФЗ от 6 апреля 2011 № 64–ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;

– осуществлять в соответствии с федеральным законом государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

– участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;

– оказывать содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима, обеспечивать по представлениям пограничных органов федеральной службы безопасности временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы Российской Федерации во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или при воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы Российской Федерации;

– принимать в соответствии с ФЗ меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, информировать избирательные комиссии, комиссии референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставлять по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления; осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, референдумах; участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказывать по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом;

– участвовать в соответствии с ФЗ РФ в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации; охранять аэропорты и объекты их инфраструктуры; выносить заключения о возможности допуска к работе в службе авиационной безопасности в случаях, если эта работа связана с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, а также для окружающей среды;

– участвовать в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

– направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом РФ к полномочиям налоговых органов Российской Федерации, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств;

– оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации; участвовать совместно с органами здравоохранения в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений; оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечивать медицинским работникам безопасные условия для доступа к этим лицам и их осмотра;

– оказывать содействие государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, зарегистрированным кандидатам на должность Президента Российской Федерации, зарегистрированным кандидатам в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатам на выборные должности местного самоуправления, должностным лицам, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность; информировать высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и выборных должностных лиц местного самоуправления (глав муниципальных образований) о состоянии правопорядка на соответствующей территории;

– изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам;

– обеспечивать сохранность найденных и сданных в полицию документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврат законным владельцам либо передачу в соответствующие государственные или муниципальные органы;

– предоставлять по межведомственным запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, сведения о наличии у лица непогашенной или неснятой судимости, если для предоставления государственной или муниципальной услуги предусмотрено предоставление таких сведений или документа, содержащего такие сведения, в указанные государственные органы или органы местного самоуправления.

Необходимо указать, что порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!