Обучение в структуре целостного педагогического процесса

Процесс обучения - это организованное взаимо­действие учителя и учеников для достижения образова­тельных целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке взглядов. Современная дидактика рассматривает про­цесс обучения как двухсторонний: преподавание, дея­тельность учителя, и учение - деятельность учеников.

Учение рассматривается как разновидность про­цесса познания. Познание учащимися действительно­сти опирается на материалистическую теорию позна­ния, гносеологию, согласно которой реальный мир объективен и существует вне сознания человека, он познаваем. Познание есть процесс отражения реально­сти в сознании, активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой является знание, обобщение в виде теорий, законов, научных понятий. Учебное познание в отличие от научного имеет свои особенности.

В терминах физиологии И. Павлова научение - это процесс образования условных рефлексов. Бихевиористическая психология рассматривает учение как выработку запланированных реакций учащихся на предъявление им учебного материала в условиях процесса обучения. Это верно, хотя современная психо­логия стремится объяснить, как именно происходит формирование ожидаемых действий, знаний и умений.

С точки зрения психологии в процессе учения происходит усвоение знаний, которое является пре­вращением внешнего по отношению к личности опыта во внутренние ее свойства. Психологическая теория деятельности утверждает, что психическая, внутренняя деятельность есть результат материальной, внешне вы­раженной деятельности. Этот процесс перевода соци­ального опыта во внутренний план, в психические но­вообразования личности называется интериоризацией. Он составляет психологическую основу процесса уче­ния. Усвоение выступает как внутренний процесс, а учение, обучение — как процесс управления усвоени­ем, педагогический.

Исходя из общих целей образования, процесс обу­чения имеет функции: образовательную, развивающую, Воспитывающую, а также побудительную и организа­ционную. Они выступают в единстве, комплексно, но для практической деятельности, планирования задач обучения их следует осознать, выделить.

Образовательная функция состоит в формировании знаний, умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности. Под знаниями понимается сохранение в памяти и умение воспроиз­водить и использовать факты науки, теории, понятия и пр. Умение - это владение способами применения знаний на практике. Навык - автоматизированное действие, элемент умения.

Воспитательная функция состоит в том, что в про­цессе усвоения знаний у учащихся формируются взгля­ды, чувства, ценности, черты личности, привычки по­ведения. Это происходит как непреднамеренно, так и в силу специальной организации процесса обучения, от­бора содержания, в ходе реализации принципа воспи­тывающего обучения.

Развивающая функция обучения. Обучение ведет за собой развитие (Л.С. Вы­готский). В процессе учения происходит развитие пси­хомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоцио­нально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности. Оно осуществляется эффективнее, если обу­чение специально организовано, отвечает принципам развивающего обучения, использует адекватные мето­ды и средства (Л.В. Занков, В.В, Давыдов, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина и др.).

Методологическую основу обучения составляют объективные за­кономерности философии познания (гносеологии), материа­лизм, благодаря чему современная дидактика смогла преодо­леть односторонний подход к анализу и интерпретации про­цесса обучения, характерный для философских систем прагма­тизма, рационализма, эмпиризма, технократизма. Нынешняя ее концепция основывается на системном подходе к понима­нию процесса обучения, согласно которому чувственное вос­приятие, понимание и усвоение знаний, практическая верифи­кация приобретенных знаний и умений должны быть органи­чески слиты в познавательном процессе, учебной деятельности. Выдвигая требование параллельного развития и одновременно­го взаимодействия чувств, мышления и практической деятель­ности в познании, современная дидактическая система стре­мится к ликвидации типичного для гербартианства и прогрессивизма противоречия между теорией и практикой, между зна­ниями и умениями, между способностями к описанию и изме­нению действительности и, наконец, между объемами знаний, получаемых целиком от учителя и приобретаемых учащимися самостоятельно.

Хотя и медленно, но с каждым годом все более уверенно среди отечественных исследователей крепнет понимание комп­лексного подхода к созданию дидактической системы как глав­ного методологического принципа. Только та дидактическая система будет пригодной для решения этой задачи, глобальной образовательной задачи всестороннего и гармоничного разви­тия личности, которая опирается на всю совокупность нынешних знаний о механизмах обучения, цели и мотивы познавательной деятельности.

Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться. При рассмотрении этих закономерностей большое значе­ние имеет прежде всего то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле. Отсюда следует, что учению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие: направленность обучения на решение задач всесто­роннего и гармоничного развития личности; деятельностный характер обучения; единство потребностно-мотивационной сферы и учеб­но-познавательной активности обучающихся; проявление уважения и требовательности к уча­щимся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения; обеспечение радости успехов в овладении знания­ми; раскрытие способностей и творческих задатков уча­щихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения; повышение влияния коллектива на улучшение ка­чества учебной работы; согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учеб­но-познавательной активности учащихся. Умелая реали­зация этих закономерностей д процессе обучения служит важной предпосылкой его дидактической эффективнос­ти. Если, например, педагог не будет формировать и разви­вать потребностно-мотивационную сферу учащихся, вряд ли ему удастся поддерживать их учебно-познавательную активность. Равным образом он не будет стимулировать эту активность, если не сумеет вызвать у своих питомцев переживание радости успехов в овладении знаниями, если не будет проявлять к ним уважения, чуткости и тактич­ной требовательности. Так же обстоит дело и с другими закономерностями, которые являются общими как для воспитания, так и для обучения.

Однако, будучи специфическим педагогическим про­цессом, направленным на овладение знаниями, умения­ми и навыками, развитие умственных и творческих задатков, а также на выработку мировоззрения и нравствен­но-эстетическое формирование учащихся, обучение, не­сомненно, имеет и свои особые закономерности.

Специфические закономерности обучения. К ним относятся: научность и мировоззренческая направленность обу­чения; проблемность обучения; наглядность обучения; активность и сознательность учащихся в процессе обучения; доступность обучения; систематичность и последовательность обучения; прочность обучения и его цикличность; единство образовательных, развивающих и воспи­тательных функций обучения. Большое разнообразие закономерностей обучения тре­бует от педагога большой дидактической умелости и ма­стерства в проведении учебных занятий. Без этого труд­но добиться успехов в стимулировании учебно-познава­тельной активности учащихся, в осуществлении образо­вательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Процесс обучения рассматривается в дидактике как деятельность, и потому в нем на основе теории деятельности выделены следующие компоненты: 1. Анализ исходной ситуации и определение целей обучения. 2. Планирование работы, отбор содержания и средств достижения целей. 3. Исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников. 4. Контроль и корректирование работы. 5. Анализ и оценка результатов обучения.

По такой структуре строится деятельность препо­давателя, но подобную структуру должна иметь и учеб­ная деятельность, чего не бывает в практике и что тре­буется формировать у учащихся в школе. Ученика надо учить сознательно строить свою учебную деятельность, имеющую цели, содержание, средства и методы, кон­троль и оценку результатов.

Учителя тоже не всегда осознанно осуществляют преподавание как деятельность по управлению учени­ем школьников. Многие учителя понимают свою дея­тельность только как передачу знаний ученикам, объ­яснение и опрос, оставляя учеников относительно пас­сивными слушателями, а не субъектами учебной дея­тельности. Современная дидактика считает: учитель организует активную деятельность учеников по усвое­нию знаний, управляет ею.

Процесс учения с точки зрения дидактики внеш­ний по отношению к процессу усвоения знаний уча­щимися, внутреннему, психологическому процессу. Поэтому дидакты и психологи выделяют звенья про­цесса усвоения: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение. Этими поня­тиями обозначается психологическая деятельность обу­чаемых. В реальности эти этапы психологической дея­тельности протекают слитно и трудно различимы, но учителю следует их знать, чтобы, планируя урок, об­легчать их протекание.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!