Обучение двигательным действиям

План

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Характеристика двигательных умений и навыков и закономерности их формирования  …………………………………………………………………...5
2. Готовность к освоению упражнения как предпосылка обучения………...15
3. Структура процесса обучения………………………………………………18
4. Характеристика этапов процесса обучения ………………………………..19
4.1. Этап начального разучивания ……………………………………...19
4.2. Этап углубленного разучивания……………………………………28
4.3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования…………...37
Заключение ………………………………………………………………………41
Список литературы ……………………………………………………………...43
Приложение ……………………………………………………………………...46

Введение
Одной из 2-х основных сторон физического воспитания является физическое образование: целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков у занимающихся. Урок физической культуры в школе носит ярко выраженную образовательную направленность, т.е. центральное место в физическом воспитании детей школьного возраста занимает решение образовательных задач. Следовательно, ведущее место в процессе физического воспитания школьников занимает обучение, обязательными слагаемыми которого является деятельность занимающихся (повторение активных двигательных действий - физических упражнений) и действия преподавателя (по формированию у них двигательных умений и навыков). Специфической особенностью процесса обучения в физическом воспитании является предмет обучения - двигательные действия (28, с.20).
Эффективность процесса обучения достигается, в первую очередь, за счет реализации закономерностей построения физического воспитания. Специфическим результатом обучения в физическом воспитании как в педагогическом процессе будут сформированные двигательные умения и навыки.  Следовательно, цель обучения - двигательная компетентность и мастерство.
При обучении двигательным действиям формируются навыки, но одновременно происходит и развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости - качественных проявлений двигательной деятельности человека. Оба процесса сопутствуют друг другу. Взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств можно рассматривать как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Невозможно выполнение двигательных навыков без определенного уровня развития силы, быстроты, ловкости или выносливости; также невозможно проявление физических качеств вне двигательного навыка.
Следовательно,  существует постоянная необходимость в формировании двигательных действий у учащихся.
Теория обучения двигательным действиям исследует, объясняет и опосредованно совершенствует свой объект — обучение двигательным действиям. Чтобы решить эти задачи на уровне запросов практики, теория обучения двигательным действиям опирается на некоторые положения, выполняющие функции основы системы средств и методов решения частных задач научного исследования, анализа и интерпретации наблюдаемых явлений и процессов. Такого рода исходные положения, лежащие вне сферы самой теории, составляют ее методологическую основу.
В нашем исследовании мы опирались на работы физиологов  И.Сеченова, Н.Бернштейна,  педагогов-теоретиков  в области физического воспитания А.А.Тер-Ованесяна, Л.П.Матвеева, А.А.  Гужаловского и др.
Цель курсовой работы – раскрыть структуру и закономерности процесса обучения двигательным действиям.
Для достижения цели решали следующие задачи:
• дать понятия «двигательные действия», «двигательные умения», «двигательные навыки», охарактеризовать закономерности их формирования;
• определить предпосылки успешного освоения двигательных действий;
• выделить структуру и этапы обучения двигательным действиям.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения. Списка использованной литературы, приложения.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем—от умения к навыку (рис. 1).

Рис. 1. Схема формирования двигательного действия как процесса перехода от его исходных предпосылок (составляющих «предумение») к двигательному умению и навыку:
ООД — ориентировочная основа действия; вокруг обозначающего ее контура малыми кругами показаны входящие в нее «опорные точки» (незаштриховаиные — осознаваемые, заштрихованные — без надобности  не осознаваемые);  остальные пояснения в тексте

В схеме отражен в первую очередь тот несомненный факт, что возможность научиться рациональным двигательным действиям (как, впрочем, и любым другим разумным действиям) зависит от приобретения верных знаний о сути, правилах и условиях их выполнения, но превращение знаний в действие может произойти лишь на основе его практического осуществления.
В любом действии можно выделить укрупненно три части (объединенных функциональных компонента): ориентировочную, собственно-исполнительную к контрольную (М. Я. Гальперин и др.), которые реально неотделимы друг от друга, одновременно представлены в процессе его выполнения. Физиологической конструкцией, объединяющей их, является то, что в современной физиологии принято называть «функциональная система» поведенческого акта (П. К. Анохин).
Под этим подразумевается, как известно, целостная совокупность функциональных механизмов и процессов, которая складывается в ходе и в результате построения действия при ведущей роли высших отделов центральной нервной системы (ЦНС) и обеспечивает консолидацию функций всех организменных систем, участвующих в его осуществлении (в том числе физиологических механизмов программирования действия, эффекторных и обратных связей в управлении движениями, сличения параметров действия с заданной программой, выявления рассогласований и коррекции действия). Эффективность обучения двигательным действиям, естественно, зависит от того, насколько соблюдаются в нем объективные закономерности формирования названных частей действия и соответствующих компонентов функциональной системы в целом (16, с.114-115).
Осмысленное построение действия начинается с направленного формирования его ориентировочной части как ориентировочной основы действия (ООД), выполняющей роль его программы. ООД включает в себя общий логический проект действия (его общую смысловую основу), исходящий из понимания сути решаемой задачи, и основные опорные точки (ООТ) программы ее реализации, т. е. более или менее четко выделенные представления об основных моментах действия, входящих в негр операциях и условиях его выполнения. При стихийном формировании действия путем проб и ошибок выработка относительно целесообразной ООД происходит замедленно, с излишними затратами времени и сил; при системно организованном же обучении сроки формирования ООД сокращаются, она приобретает полноценные качества, что решающим образцом сказывается на всем процессе формирования действия и его эффективности.
Полноценная ООД создается в том случае, если в нее включаются необходимые и достаточные представления о решаемой задаче, способе и условиях ее решения, конкретизированные в виде реальных ООТ. В целом эти представления складываются как на логической (смысловой), так и на сенсорной (зрительно, кинестетически и вообще чувственно формируемой) основе. Специфическое значение в создании реальной основы двигательного действия имеет формирование его кинестетического (мышечно-двигательного) образа, который возникает с опорой на ранее накопленный двигательный опыт, на идеомоторные представления и кинестетические ощущения, появляющиеся уже при первых попытках выполнения действия. Нередко, однако, особенно при попытках выполнить Новое координационно сложное двигательное действие, сформировать его верный кинестетический образ бывает не просто (либо потому, что отсутствует необходимый предварительный двигательный опыт, либо из-за «конкуренции» ранее сформированных и вновь возникающих двигательных представлений, либо по другим причинам). В преодолении возникающих в связи с этим трудностей заключается одна  из проблем обучения двигательным действиям.
Если сформирована достаточно полная ООД и созданы другие необходимые предпосылки к овладению действием, оно может быть, совершенно, хотя бы в упрощенной форме. Обычно двигательное действие выполняется вначале с повышенным напряжением и лишними движениями, вынужденными задержками между входящими в него операциями, скованно и замедленно по сравнению с его целевыми параметрами. Это обусловлено, неотлаженностью операций и отсутствием прочных связей между ними, необходимостью детально контролировать движения и концентрировать внимание на всех опорных точках ООД, а также другими особенностями управления движениями, характерными для начальной стадии формирования двигательного действия (16, с.116).
В этой стадии действие воспроизводится со значительными отклонениями от заданной программы (т. е. неоправданно вариативно), относительно легко нарушается под влиянием различного рода сбивающих факторов (в частности, при изменении внешних условий, под влиянием утомления и даже при сравнительно небольших перерывах  в повторении действия).
В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение.
Понятие «двигательное умение», как и понятие «двигательный навык», относится преимущественно к технической стороне способности совершать двигательные действия и вместе с тем отражает определенную степень их сформированности, освоенности.
Двигательное умение  -  одна из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций (16, с.117).
Основы двигательного умения представлены на следующей схеме:

Необходимый минимум знаний             Двигательный                       Физические
о двигательном действии                            опыт                                    возможности

 

Страниц: 1 2 3
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!