Общие закономерности развития науки как методологические ориентиры научного исследования

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Выделяют шесть основных закономерностей развития науки. Представим их с краткими комментариями.

1. Обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики.Это главная движущая сила или источник развития науки. При этом подчеркнем, что обусловлена она не просто потребностями практики (педагогической, социально-педагогической, практики социальной работы и т.д.), а именно общественно-исторической практики. Т.е. каждое конкретное исследование может и не обуславливаться конкретными запросами практики, а вытекать из логики развития самой науки или, к примеру, определяться личными интересами ученого.

2. Относительная самостоятельность развития науки.Какие бы конкретные задачи ни ставила практика перед наукой, решение этих задач может быть осуществлено лишь по достижении наукой определенного соответствующего уровня, определенных ступеней развития самого процесса познания действительности. Например, насущная потребность современного мира – создание лекарства от СПИДа, однако медицинская наука пока еще не достигла соответствующего уровня развития, чтобы без усилий разработать таковой препарат. Можно привести множество других примеров. Подумайте немного над этим сами, уважаемые читатели. А мы пойдем дальше.

3. Преемственность в развитии научных теорий, идей и понятий, методов и средств научного познания.Каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с сохранением всего ценного, что было накоплено раньше.

4. Чередование в развитии науки периодов относительно спокойного (эволюционного) развития и бурной (революционной) ломки теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений.Эволюционное развитие науки – процесс постепенного накопления новых фактов, экспериментальных фактов, экспериментальных данных в рамках существующих теоретических воззрений. В связи с этим идет расширение, уточнение, доработка уже принятых ранее теорий, понятий, принципов. Революции в науке наступают, когда начинается коренная ломка и перестройка ранее установившихся воззрений, пересмотр фундаментальных положений, законов и принципов в результате накопления новых данных, открытия новых явлений, не укладывающихся в рамки прежних воззрений. Но ломке и отбрасыванию подвергается не само содержание прежних знаний, а их неверное истолкование. Например, неправильная универсализация законов и принципов, имеющих в действительности лишь относительный, ограниченный характер. Еще раз подчеркнем, что исследователь должен быть объективен и учитывать то хорошее, созидательное, что было достигнуто во все периоды развития конкретной науки.

5. Взаимодействие и взаимосвязанность всех отраслей науки  в результате чего предмет одной отрасли науки может и должен исследоваться приемами и методами другой науки. В результате этого создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности и законов качественно различных явлений. Сегодня мы наблюдаем, например, стремительное проникновение математики в экономику; экономики, психологии в педагогику, педагогики в теорию социальной работы и т.д.  Это, безусловно, положительные явления. Попытки интеграции научных знаний в выпускных квалификационных работах (ВКР) студентов можно только приветствовать. Но при этом каждый выпускник (как и его научный руководитель) должен четко представлять себе, что если он собирается защищать ВКР в русле теории социальной работы, то предметом защиты должно выступать новое знание именно в теории и практики социальной работы, хотя и полученное, к примеру, с помощью методов и приемов социальной педагогики или с использованием материалов психологического характера. Если по ВКР выполняется по специальности «социальная педагогика» - то работа должна носить именно социально-педагогическую окраску, т.е. содержать новое социально-педагогическое знание, хотя и полученное с использованием достижений педагогики, психологии, какой-либо экономической информации и т.д.

6. Свобода критики, беспрепятственное обсуждение вопросов науки, открытое и свободное выражение различных мнений.Поскольку диалектически противоречивый характер явлений и процессов в природе, в обществе и человеке раскрывается в науке не сразу и не прямо, в борющихся мнениях и воззрениях отражаются лишь отдельные противоречивые стороны изучаемых процессов. В результате такой борьбы преодолеваются первоначальная неизбежная односторонность различных взглядов на объект исследования и вырабатывается единое воззрение, на сегодняшний день наиболее адекватное отражение самой действительности.

Иллюстрацией высказанной закономерности развития науки может стать документально утвержденная официальная процедура защиты ВКР студентов, которая предполагает и доклад по выполненной работе, и наличие вопросов, и дискуссионные моменты, и высказывание мнения по тем или иным положениям студенческой выпускной работы. Еще более ярким примером может стать «церемония» защиты кандидатской или докторской диссертации.

Таким образом, прокомментированные основные закономерности развития науки могут и должны стать тем методологическим ориентиром в деятельности исследователя, который «высветит» направление движения в разработке любой конкретной научной задачи.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!