Общие концептуальные положения

23 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Прежде чем приступить к раскрытию важнейшей проблемы менеджмента - управление трудовыми ресурсами, - следует опре­делить предмет управляющего воздействия.

В результате длительного процесса развития представлений о человеке как субъекте экономической жизни сформирован ряд по­нятий: «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенци­ал», «человеческий фактор», «человеческий капитал»/3/.

Трудовые ресурсы в экономической теории и практике рассмат­риваются как:

- часть населения (трудоспособная) страны, региона, города и т. д., обладающая необходимым физическим развитием, знанием и практическим опытом для работы в отраслях, на предприятиях, в фирмах, учреждениях, организациях;

- работники, сотрудники конкретного предприятия, учреждения, фирмы, компании, организации, работающие по найму, обладающие определенными характеристиками, выполняющие производственные, управленческие, вспомогательные операции по переработке предме­тов труда и оказанию услуг с использованием средств труда.

В первом случае целевая функция управления трудовыми ре­сурсами состоит в формировании и развитии трудовых ресурсов как базового фактора социально-экономического прогресса стра­ны, региона, города, муниципального образования. Реализует эту целевую функцию государственная система управления трудовы­ми ресурсами Российской Федерации, представляющая собой со­вокупность органов государственной законодательной, исполни­тельной, судебной власти и управления, централизованно регули­рующих основные социально-трудовые отношения, а также мето­ды управления и механизм их использования.

Управление трудовыми ресурсами на этом уровне включает мониторинг их состояния, планирование изменения состояния, а

также организацию, ресурсное обеспечение и контроль формиро­вания и развития трудовых ресурсов.

Мониторинг состояния трудовых ресурсов и тенденций изме­нений по количественным и качественным показателям осуществ­ляется органами власти на местах и статистическими управления­ми, результаты его концентрируются на федеральном уровне. По­казателями, по которым отслеживается состояние трудовых ресур­сов, являются: общая численность населения, в том числе моложе и старше трудоспособного возраста; занятые / не занятые в экономи­ке; экономически активное население; безработные, занятые по от­раслям экономики и другие специфические показатели (по катего­риям, специальностям, образованию и т. д.).

Занятыми в экономике являются люди обоего пола, которые в рассматриваемый период выполняют работу по найму за вознаг­раждение на условиях полного или неполного рабочего дня, а так­же не по найму, самостоятельно или с несколькими компаньонами выполняют работу без оплаты на семейном предприятии или вре­менно отсутствуют на работе из-за болезни, ухода за больным, от­пуска, забастовки и т. д.

Экономически не активное население - это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы-, а именно:

а) среди населения в трудоспособном возрасте:

- учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы;

- лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за деть­ми, больными, родственниками и т. д.;

- лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;

- лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода;

б) среди населения, не входящего в состав трудовых ресурсов:

- лица, получающие пенсии (по старости, на льготных услови­ях, по потери кормильца) и не занятые никакой деятельностью;

- инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой деятель­ностью.

Соответственно экономически активное население (рабочая сила) представляет собой часть населения, обеспечивающую пред­ложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Его

численность измеряется по отношению к определенному периоду и включает занятых и безработных. К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период либо не имели работы (доходного занятия), либо занимались поиском ра­боты (обращались в службу занятости, к администрации предпри­ятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.), либо предпринимали шаги к организации собственного дела, либо были готовы преступить к работе.

Планирование изменения структуры трудовых ресурсов осуще­ствляется органами власти в зависимости и от объема сложившейся структуры и прогноза изменения соотношения спроса и предложе­ния рынка труда в связи с социально-экономическим развитием.

Организация, ресурсное обеспечение и контроль формирова­ния и развития трудовых ресурсов в планируемых параметрах осу­ществляется органами власти посредством реализации соответству­ющей социально-экономической политики через систему общего и профессионального образования, здравоохранения, экономики, науки и культуры. Наряду с органами власти в формировании и развитии трудовых ресурсов страны, региона, города, муниципаль­ного образования активное участие принимают предприятия и орга­низации в процессе их основной деятельности.

Оценка состояния и динамики изменения общих параметров трудовых ресурсов ведется статистическими управлениями на мес­тах и по стране в целом.

В рамках курса «Основы менеджмента» управление трудовы­ми ресурсами рассматривается как управление работниками, со­трудниками предприятия, фирмы, компании, учреждения, органи­зации. В теории менеджмента используется целый ряд терминов, отражающих участие людей в общественном производстве: «тру­довые ресурсы», «работники», «человеческие ресурсы», «человечес­кий фактор», «кадры», «коллектив», «персонал», «группа», «коман­да» и др. Наиболее часто употребляемым в отечественной и зару­бежной практике менеджмента является термин «персонал», дру­гие термины используются с целью раскрытия специфических за­дач и проблем управления персоналом.

Термин «персонал» объединяет всех сотрудников (работников) предприятия, организации, работающих по найму и обладающих определенными качественными характеристиками, а также рабо­тающих собственников и совладельцев. Существенным признаком

персонала является наличие его трудовых взаимоотношений с ра­ботодателем. Как правило, эти взаимоотношения оформлены тру­довым договором (контрактом), хотя и не исключается вариант отсутствия формального юридического подтверждения найма. В последнем случае персонал лишается гарантий соблюдения по от­ношению к нему норм трудового законодательства. Еще одним важ­ным признаком персонала является обладание определенными ха­рактеристиками, среди которых выделяются:

- способности - наличие конкретных знаний и профессиональ­ных навыков, опыт работы в определенной сфере деятельности;

- мотивации - профессиональные и личные интересы, стрем­ления сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации;

- свойства - физические, психологические, интеллектуальные качества, необходимые для выполнения определенных функций.

Обладание сотрудниками теми или иными качественными ха­рактеристиками определяет структуру персонала предприятия по категориям: руководители, специалисты, служащие, рабочие (опе­раторы). Эти категории в свою очередь могут структурироваться по уровням управления (высший, средний, нижний уровень менед­жмента), профессиям, специальностям, квалификационным при­знакам (например компетенциям).

В теории управления существуют различные подходы к клас­сификации персонала в зависимости от профессии или должности работника, уровня управления, категории работника. Базовой яв­ляется классификация, предусматривающая выделение двух основ­ных частей персонала по участию в процессе производства продук­ции, услуги: рабочие (производственный персонал) и служащие (управленческий персонал) /29/.

Рабочие, или производственный персонал (на некоторых пред­приятиях эту часть персонала называют операторами), осуществ­ляют трудовую деятельность в материальном производстве и со­здают материальные ценности или оказывают услуги. Различают основных и вспомогательных рабочих. В отдельную категорию вхо­дят работники социальной инфраструктуры, т. е. лица, занятые не основной деятельностью (культурно-бытовым, жилищно-комму­нальным обслуживанием персонала предприятия).

Управленческий персонал осуществляет трудовую деятель­ность в процессе управления производством с преобладающей

долей умственного труда. Они заняты переработкой информации. Основным результатом их трудовой деятельности является изуче­ние проблем управления, создание новой информации, подготов­ка, принятие, реализация и контроль выполнения управленческих решений. В составе управленческого персонала выделяются руко­водители и специалисты.

Руководители осуществляют функции общего управления. Их условно разделяют на три уровня: высший (генеральный директор, директора по направлениям, управляющий и их заместители), сред­ний (руководители основных структурных подразделений - отде­лов, управлений, цехов, а также главные специалисты), низовой (ра­ботающие с рабочими - руководители бюро, секторов, мастера).

Специалисты осуществляют инженерно-технические, экономи­ческие, юридические, маркетинговые и другие функции. К ним от­носятся инженеры-технологи, инженеры-механики, экономисты, бухгалтеры, диспетчеры, инженеры по подготовке кадров и т. д.

При необходимости персонал предприятия может быть струк­турирован по профессиональной принадлежности, квалификации, половозрастному признаку, стажу, уровню образования, результа­тивности деятельности и т. д.

Положение работника в структуре персонала определяется ус­ловиями найма и уровнем качественных характеристик. Это связа­но с выполнением определенной персональной функции работни­ка, являющейся частью целевой функции предприятия. Другими словами, персонал направляет свою деятельность на обеспечение определенных целей предприятия. Естественно, что каждый работ­ник предприятия обладает собственными личными целевыми ус­тановками, а эффективность работы персонала и, следовательно, предприятия в целом, определяется тем, насколько цели каждого работника соотносятся с целями предприятия.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!