Общество основы философского анализа

19 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение
1. Социальная форма движения материи, ее специфика. Деятельность – способ существования общества
2. Понятие общественных отношений, их сущность, структура. Материальное и идеальное и общество
3. Диалектика общественного бытия и общественного сознания
4. Объективные закономерности и сознательная деятельность людей. Роль субъективного фактора в истории
Заключение
Список используемой литературы

Введение

Общество как социальную форму организации материи изучает не только социология, но и социальная философия, представляющая собой один из разделов общей системы философского знания. Ее объект - социальный мир во всем его многообразии и единстве. Однако этот мир является объектом не только социальной философии, но и целого спектра научных дисциплин, называемых общественными науками. Каждая из них изучает свой «срез», свою область этого мира.
Социальная философия вырабатывает такое видение социального мира, которое не могут дать частные общественные науки, так как они исследуют лишь отдельные фрагменты, стороны, аспекты всей многогранной социальной структуры.
Общественный организм по степени сложности не уступает природным явлениям, а в известной мере и превосходит их. Поэтому мыслители всех времен всегда испытывали большие трудности при его изучении. Потребовался длительный исторический период для того, чтобы приблизиться с помощью разнообразных научных средств к осознанию сущности социума как организованной формы совместной деятельности людей.
В данной работе мне бы хотелось раскрыть те моменты, на которые обращали и обращают внимание философы, рассмотреть системную организацию общества, его бытие, проблемы, основы развития.

1. Социальная форма движения материи, ее специфика. Деятельность – способ существования общества

Марксизм трактует общественные процессы как социальную форму движения. Эта трактовка стала возможной благодаря открытию и разработке материалистического понимания истории. Поэтому она свойственна марксистскому философскому взгляду на мир. Выделяя в общественной жизни материальные и духовные процессы, диалектический материализм подчеркивает первичность материальных процессов, но не отрывает их от духовной жизни общества. Лишь в абстракции можно отделить друг от друга эти стороны общественной жизни. В реальной же действительности они взаимодействуют, благодаря чему только и существует общество как особый уровень организации материи [4].
Человеческое сознание, обеспечивая отражение человеческого бытия и проектирование его возможных будущих состояний, активно влияет на процессы материальной жизни людей. Идеи, овладевая массами людей, направляют их деятельность, а в процессе этой деятельности перестраивается само общество. Не случайно К. Маркс подчеркивал, что идеи, овладевая массами, становятся материальной силой. Следовательно, когда речь идет о социальном движении материи, имеется в виду не просто взаимодействие материальных элементов, а такое взаимодействие, которое предполагает существование и развитие идеальной реальности человеческого сознания и в котором сознание принимает активное участие. Сознание как идеальная реальность не существует вне и независимо от ткани общественной жизни. Оно как бы встроено, вплавлено в эту жизнь, выступает в качестве ее аспекта, обеспечивая функционирование и развитие общества как целого [1, c. 98].
Учитывая эту особенность социального движения, Ф. Энгельс иногда определял человеческое мышление как специфическую форму движения материи. Тем самым он как бы подчеркивал, что социальное движение не может осуществляться без идеального плана человеческой деятельности, складывающегося в сознании, а значит, без развития индивидуального и общественного сознания.
Общество  это подсистема объективной реальности. Его специфика определяется способом бытия человека, взаимодействием людей, их сознательной трудовой деятельностью. Деятельность выступает здесь как специфический способ существования социальной материи.
Человеческое общество представляет собой не механическую сумму индивидов, а определенную систему. В основе ее развития лежит способ производства материальных благ. Люди производят эти блага не в одиночку, а сообща, образуя конкретные общности, различные группы и коллективы. В истории известны такие общности людей, как род, племя, семья, народность, нация, классы, а также социальные слои, прослойки, касты, социальные группы. Целостная совокупность социальных общностей и групп, взаимодействующих между собой, представляет социальную структуру общества [1, c. 99].
Социальная структура общества исторически изменяется. Все ее элементы находятся в движении и развитии. Основой этого движения служит способ производства. «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, - писал К. Маркс, - и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов, - словом, определенное гражданское общество».

2. Понятие общественных отношений, их сущность, структура. Материальное и идеальное и общество

Общество - это совокупность людей. Действительно, без людей нет общества. Но все же такой ответ носит поверхностный характер, ибо он сводится к эмпирически констатируемому факту наличия совокупности людей. При этом остаются в тени присущие обществу связи, которые соединяют разрозненные элементы в единую целостную систему. Эти связи воспроизводятся в деятельности людей и носят столь устойчивый характер, что многие поколения могут сменять друг друга, а тип связей, характеризующих данное конкретное общество, остается. Теперь становятся понятными слова К. Маркса: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Это положение неверно было бы интерпретировать в смысле сведения всего многообразия общественной системы к одним только общественным отношениям. Маркс выделяет важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, связывает индивидов и их разрозненные действия в единое, хотя и внутренне расчлененное целое. Обнаружение и анализ таких связей - общественных отношений - величайшая заслуга К. Маркса, важный элемент его философской концепции общества. Но что же они собою представляют?
Общественные отношения неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют ее общественную форму. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения. Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива и т. д., он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное. Социализация человека происходит по мере того, как социальность активно осваивается им, переводится в его внутренний мир, становится общей схемой действия, заданной ему обществом и пропущенной через его индивидуальный опыт. Формирование человека как общественного существа есть одновременно становление его как личности [4].
Таким образом, общественные отношения связывают индивида с социальной группой. Как и почему возникают и затем постоянно воспроизводятся общественные отношения, можно понять на примере производства. Обратим внимание, прежде всего на то, что производственная деятельность всегда связана с разделением труда. Вначале это разделение определялось половозрастными особенностями людей, затем возникло общественное разделение труда, например, ремесло отделилось от земледелия. Уже одно это рождает потребность в определенных устойчивых связях, которые координируют усилия людей в рамках общественно необходимого разделения труда.
Далее, занимаясь определенным видом деятельности, человек производит продукт не для собственного потребления или, во всяком случае, не только для этого. Созданная им потребительная стоимость, обладая вещественной природой, способна отделяться от своего творца, переходить к другим людям, которые могут потреблять ее непосредственно, как, скажем, человек потребляет продукты земледелия, выращенные в собственном саду, или опосредствованно, как потребляются, например, добытые горняками, шахтерами металл или уголь, работниками иной отрасли труда. Но во всех случаях результат производства - вещи, потребительные стоимости, связывают людей, становятся носителями возникающих между ними общественных отношений [5, c. 81].
Наконец, использование орудий труда связано с освоением накопленного обществом опыта по их применению. Знания не передаются по наследству. Будучи продуктом общества, они сами являются своеобразными общественными «генами». Наиболее оптимальное для каждой исторической эпохи использование знаний, материализованных в орудиях труда и закрепленных в навыках, эмпирических наблюдениях, а затем в науке, возможно лишь при условии включения индивидов в соответствующие общественные отношения.
В формах общественных отношений осуществляется вся деятельность больших общественных групп: экономическая, политическая, правовая, моральная. Сложившиеся в обществе отношения превращаются в своеобразные алгоритмы деятельности социальных групп. Это не означает, что общественные отношения даны свыше: они порождены деятельностью реальных людей и существуют лишь как формы этой деятельности. Но возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность. Поэтому изменение, преобразование общества связано с ликвидацией сложившегося типа общественных отношений и заменой его новым [5, c. 77].
Осмыслить многоуровневый характер общественных отношений можно только путем рассмотрения их в органической связи с деятельностью по получению материальных благ путем преобразования вещества природы. Это - производственная практика, которую К. Маркс назвал обработкой природы людьми. В ходе ее возникают отношения людей по поводу вещей, то есть отношения производственные.
Но есть и другой вид практики. Это деятельность людей, направленная на изменение, преобразование или совершенствование, укрепление самого общественного организма. Такую практику К. Маркс образно назвал обработкой людей людьми. Примером такого вида практики является политическая деятельность классов или партий. Ее основная цель - обеспечение коренных интересов того или иного общественного класса, слоя, большинства трудящихся и т. д.
Хотя общество и является живой системой, т. е. особым видом на Земле, оно качественно отличается от других живых систем, выступает и как объект и как субъект материальной действительности. При этом объективное не равно материальному, а субъективное - идеальному.
Что же является определяющим в жизни общества, в его истории? Материальное или идеальное, общественное бытие или общественное сознание? Это и есть основной вопрос социальной философии.
Несмотря на отдельные верные мысли, высказанные различными философами еще в древности, наука об обществе и законах его развития до марксизма не была создана. В конечном счете философы во взглядах на общество оставались идеалистами, а их философские учения страдали рядом существенных недостатков.
Авторы различных концепций в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем они вызываются, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в уровне развития материального производства. Следовательно, они останавливались на поверхности явлений, в то время как задача науки - проникнуть за часто обманчивую видимость и поверхность событий в их сущность, открыть их определяющие причины.
Домарксистские социологи между окружающей природой и обществом усматривали пропасть, не видя и не понимая того, что человек и, в известном смысле, человеческое общество, хотя и специфическая, но все же часть единого материального мира, а следовательно, и закономерности развития общества тоже объективны, несмотря на их специфичность.
Существенным недостатком идеалистической социологии является игнорирование решающей роли народных масс в истории, сведение истории общества к истории деятельности так называемых великих людей.
Народные массы рассматривались лишь как объект, а не как субъект истории, как пассивная инертная масса или в лучшем случае как орудие истории, способное лишь разрушать, а не творить историю.
Диалектико-материалистическое понимание общества - это закономерное явление в развитии науки, философской, социологической и исторической мысли.

3. Диалектика общественного бытия и общественного сознания

Бытие предстает как многоуровневый процесс, который не может быть сведен только к предметно-вещественному миру. Многоуровневость бытия предполагает специфичность каждой из его форм и несводимость одной к другим. Каждая форма бытия должна быть понята как исторически развивающаяся и изменяющаяся. Природа, человек, общество - суть основные формы бытия. И если природа является исторически первой предпосылкой возникновения человека и человеческой деятельности, она существовала до, существует вне и независимо от сознания, то общественное бытие понимается как материальная жизнь общества, связанная с производством материальных благ и теми отношениями, в которые люди вступают в процессе этого производства. Общество - от лат. societas - соединять, объединять, затевать совместный труд. По структуре общественное бытие представлено реалиями повседневности, предметно-практической деятельностью (практикой) и отношениями между людьми. Общественное бытие (сотканное из отношений людей к природе и друг к другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и существует относительно независимо от индивидуального или общественного сознания. В свою очередь, индивид застает его как «сумму условий и обстоятельств» своего конкретно-исторического существования. Общественное бытие - это объективная общественная реальность, первичная по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!