Общество как социальная система

2 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В социологии под обществом как социальной системой понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. При характеристике общества необходимо исходить из того, что оно выступает как результат взаимодействия людей.

Социальная система может быть представлена в трех ракурсах:

Множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные   общие   обстоятельства   (город,   деревня,   трудовой   коллектив, учебная группа и т. д.).
Иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей),   которые   они   выполняют   на   основе   данных   социальных позиций.
Совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.

Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй - социальной организации и третий - культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры.

Из рассмотрения общества как сферы специфической деятельности людей следует, что его исходной основой является социальное действие и представляет собой целый мир разнообразных социальных связей и взаимодействий.

Анализ же общества под углом зрения социальной системы объясняется его сложностью и многогранностью. Наиболее характерно это для марксизма и структурного функционализма. Так, в рамках марксистской  концепции  B.C.Баруллин  рассматривает  общество  как целостную систему, включающую четыре основные сферы - экономическую, политическую, социальную и духовную. Каждая из этих сфер общественной жизни выступает как его подсистема, и они оказывают определенное влияние друг на друга. В таком случае выявляется причинно-следственная связь социальных явлений и процессов, их субординация.

В марксистской философии и социологии подчеркивается, что деятельность и все ее четыре элемента требуют постоянного воспроизводства и определяют соответствующие типы общественной деятельности, образующие основную структуру общественной системы (материальную, управленческую, социальную и духовную). Человеческая деятельность порождает целый мир социальных связей и отношений, социальных организаций и институтов, экономических, политических и духовных явлений, совокупность которых образует общественную жизнь. Из этого следует, что социальная жизнь, основываясь на деятельности людей, не сводится к ней.

Системный подход в исследовании социального мира присущ концепции Т.Парсонса, являющегося представителем структурного функционализма, где деятельность человека также предстает в качестве одного из элементов общества. Продолжая развивать идеи М.Вебера, он рассматривает социальное действие как один из компонентов системы человеческого действия вообще. При этом понимание действия постепенно стало отождествляться с пониманием поведения. В его общей теории социального поведения человека сознательные человеческие действия, являющиеся результатом работы механизмов сознания, обуславливаются бессознательными импульсами. Сама же сознательная ориентированность человека на поведение (ожидание) другого или других понимается как следствие действия механизмов, установившихся и закрепленных ценностей и образцов культуры, выступающих в качестве принудительных норм человеческого поведения, обязательных для своего исполнения. Общая система человеческого действия включает четыре подсистемы - личность, культуру, поведенческий организм и социальную. Каждая из них обладает своими особенностями. Личностная подсистема подразумевает принятие субъектом индивидуальных решений и целей, и главным фактором ее интеграции выступают потребности - установки. Культурная - предполагает выработку общих ценностей, норм и контроль за их исполнением. В этой подсистеме центральное место занимают ценности, нормы, организованные знания и убеждения, которые Т.Парсонс называет "моделями значения". Поведенческая - определяет поведение субъекта со стороны природных факторов (наследственность, физическая среда).

Социальная система является ядром общей системы действия. Она состоит из индивидов и группы как действующих субъектов, находящихся между собой в отношениях ролевого взаимодействия. Здесь главным объединяющим моментом является ролевые ожидания, нормы и ценности.

В свою очередь, социальная система имеет важные подсистемы, каждая из которых выполняет определенные функции: экономическая -решает проблему адаптации общества; политическая - координирует деятельность людей по достижению целей; правовые институты призваны интегрировать и сплачивать индивидов; системы верований, морали, органы социализации обеспечивают поддержание культурных образцов. Результаты деятельности каждой подсистемы обеспечивают выполнение четырех важных задач, стоящих перед обществом: 1) адаптация к окружающей среде; 2) обеспечение реализации основных целей системы и мобилизация средств для ее достижения; 3) интеграция и координация деятельности структурных элементов; 4) поддержание доминирующего в обществе ценностного образца и снятие напряжения внутри системы.

Исходя из понятия общей системы действия, Т.Парсонс рассматривает общество как социальную систему, как систему отношений между людьми, объединяющим началом которой являются символы, ценностные и культурные стандарты. Что касается поведенческого организма, личности и культуры, то они выступают как ее внутренние среды. Как видим, по его мнению, общая система человеческого действия предстает как система детерминации, превращающая субъектов социального действия из причины социальных процессов в их следствие. В качестве механизмов, обуславливающих человеческое поведение, выступают не только социальные, но и социокультурные и биопсихологические факторы.

Рассматривая социальное пространство как определенную систему, представители структурного функционализма и близкие им по взглядам философы и социологи недооценивают роль субъективного мира. Этот недостаток компенсируют социологи экзистенционального и феноменологического направления, с точки зрения которых сущность социального мира связана с субъектом. В индивидуальном существовании человека заключен смысл его жизни, и люди должны стремиться освободиться от влияния объективной необходимости. Сущностным признаком социальности они считают субъективную идеальность. В этом достоинстве их взглядов заключен и недостаток, поскольку в их взглядах абсолютизируется внутренний мир человека, его переживания и воображения. Позднее Ю.Хабермас, отталкиваясь от теории Т.Парсонса, распределяет подсистемы общества между "системными" и "жизненными" мирами социума: структуру первого, в первую очередь, образуют экономика и политика, а ко второму относится «социетальная» общность и институты социализации. Он рассматривает эти сферы человеческой жизни, соответственно, как объективный, социальный и субъективный миры. В объективном мире доминируют деловые и целерациональные отношения, люди вступают в безличностные отношения. В социальном мире преобладают нормы и оценки, а индивиды находятся в нормативных отношениях. И, наконец, в субъективном мире господствуют человеческие чувства, надежды и намерения. Таким образом, жизнь людей является не только социальной, но и культурной и личностной системой. При этом данные подсистемы выступают как необходимые компоненты автономной социальной деятельности человека.

Одним словом, при интегральном подходе социальный мир предстает как система, которая состоит из различных уровней и включает разнообразные и разнородные элементы и подсистемы: человека и его деятельность, социальные отношения, нормы и ценности, социальные группы и общности, социальные институты и организации, а также различные сферы общественной жизни. Находясь в единстве и взаимосвязи, эти множественные и разнокачественные компоненты образуют общество как единую систему, обладающую особыми свойствами целого. Характеристикой общества является самопорождение, самосохранение, саморазвитие, самоорганизация и самодостаточность. Самопорождение нельзя понимать в качестве некоего самозарождения системы, возникающей из ничего. В действительности оно не тождественно отсутствию внешних причин становления, а означает спонтанное возникновение и обособление в среде существования. Ведь общество возникает в процессе длительной эволюции изменений неорганической и органической природы. Самопричинность различных систем (живых и социальных) означает отсутствие целевых причин. Отсутствие такого рода причин по отношению к обществу означает отсутствие внешней цели. Так, если нам понятно назначение машины или компьютера, созданных для выполнения определенных функций, то мы этого не можем научно сказать о предназначении того или иного народа или нации. Более того, они не имеют функций вообще. Ведь когда речь идет о всеобщей функции обеспечения выживания определенного коллектива людей, то имеют в виду абстрактное общество. Свойство самопорождения органично связано с особым целостным образом жизни, который предполагает особые механизмы самосохранения, самоорганизации и саморазвития системы. Нужно заметить, что при характеристике общества используются понятия, начинающиеся со слова "само". Это означает особую меру качественного состояния системы, которую называют самодостаточностью. В философии самодостаточность понимается как качественная самостоятельность объекта, его независимость от внешней среды существования. Но эта независимость внутри взаимосвязанного мира имеет весьма относительный характер.

Любое общество не может существовать вне и независимо от природы, поскольку использует все ее ресурсы для своего функционирования и развития. Самодостаточность социальной системы касается не их реального существования, а качества, т.е. распространяется на их сущность. Самодостаточность общества означает особый способ его существования в живой и неживой природе по особым социальным законам, которые обеспечивают ее целостность, самосохранение и саморазвитие. Внешняя окружающая среда оказывает существенное воздействие на социальную жизнь, определяя условия его существования, но не его причины, которые присущи самой социальной системе. Общество имеет собственную потребность выживания в среде, потребность в обеспечении и сохранении присущей системе целостности. В социальной системе части целого не только взаимосвязаны, но и взаимоположены, непредставимы друг без друга и без связующего их целого. Не существует экономики отдельно от политики, культуры и т.п. Конечно, элементы и подсистемы общества обладают известной качественной самостоятельностью внутри целого. Подобная автономия присуща власти, науке, искусству, религии и другим сферам общественной жизни, обладающим своими особенностями. Тем не менее, качественная самостоятельность отдельных компонентов целого не тождественна их качественной самодостаточности. При всей своей автономии компоненты социальной системы строятся, функционируют и развиваются по законам социальной жизни.

Исследуя общество, мы не можем объяснить его целостность, анализируя отдельные сферы общественной жизни и реально существующее функциональное взаимоопосредование между ними. Изучая внутреннее строение экономики, политики и прочих подсистем общества необходимо понять, что качество системы не может быть выведено из ее структурно-функциональной организации. Объяснить общественную жизнь мы можем лишь только в том случае, если поймем потребности целого социального организма, особенности совместной жизни людей, которые обуславливают строение, функционирование и развитие социальной системы. Понять это можно исходя из сознательной, целенаправленной деятельности человека. Именно человек, как духовное существо, обладающее свободой выбора форм и способов своей деятельности, придает особую специфику социальной системе.

В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система» тесно связаны между собой. Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы. Понятие «социальная структура» есть часть понятия социальной системы и объединяет два компонента - социальный состав и социальные связи. Социальный состав - это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав или совокупность различных типов социальных общностей, как системообразующих социальных элементов общества, с другой - социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.

В научной литературе понятие «социальная система» используется в широком и узком смысле слова. В широком - это система взаимосвязей, взаимозависимостей общества в целом, совокупность всех его элементов и подсистем. В узком смысле слова «социальная система» рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, групп, слоев, существующих в данном обществе.

Несомненно, что во всяком обществе существуют социальные группы, занимающие различные места в социальной иерархии, следствием чего становится явное неравенство их положения, статуса.

Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные социально - демографические группы, социально- территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Основными элементами социальной структуры общества выступают: классы, слои, группы, профессионально-отраслевые, социально-демографические, социально-территориальные, социально-этнические, семейно-бытовые, образовательные, религиозные и другие срезы социаль­ной структуры общества. Есть и несистемные элементы общества: маргиналы, асоциальные слои и т.д. Иными словами, социальная структура предполагает определенную группировку людей, их интеграцию и дифференциацию, что ведет к появлению категорий "социальная ор­ганизация", "социальная общность", "социальный институт", "социальная группа" и пр.

Функционирование социальных отношений, институтов контроля и организаций порождает сложную систему социальных связей, управляющую потребностями, интересами и целями людей. Эта система сплачивает индивидов и их группы в единое целое - социальную общность и через нее - в социальную систему. Характер социальных связей определяет как внешнюю структуру социальных общностей, так и ее функции. Внешняя структура общности может быть определена, например, ее объективными данными: сведениями о демографической структуре общности, профессиональной структуре, об образовательной характеристике ее членов и т.п.

Функционально социальные общности направляют действия своих членов на достижение групповых целей. Социальная общность обеспечивает координацию этих действий, что ведет к повышению ее внутренней сплоченности. Последняя возможна благодаря образцам поведения, нормам, определяющим отношения внутри этой общности, а также социально-психологическим механизмам, направляющим поведение ее членов.

Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки зрения влияния на поведение имеют такие, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, а также различные социально-территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т.д.). Скажем, семья осуществляет социализацию молодежи. В процессе освоения нормативов общественной жизни у индивида формируется чувство безопасности, удовлетворяется эмоциональная потребность в совместных переживаниях, предотвращается психологическая неуравновешенность, преодолевается состояние изолированности и т.п.

Территориальная общность, ее состояние также влияют на характер поведения ее членов, в особенности в сфере неформальных контактов. Профессиональные группы, кроме возможности решения чисто профессиональных вопросов, формируют у членов чувство трудовой солидарности, обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, контролируют поведение людей с позиций профессиональной морали.

Социальные процессы (демографический, миграционный, урбанизации, индустриализации) в качестве нежелательного результата могут оказать деструктивное, дезорганизационное воздействие на социальные общности. Явления дезорганизации отражаются как на внешней (формальной) структуре общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике. С внешней стороны процессы типа миграции, развития городов, промышленности и т. д. ведут к распаду больших семей, складывавшихся ранее из двух или трех поколений, в производственных группах - к текучести кадров и т.д., в территориальных общностях - к росту числа мигрантов в составе коренного населения, к нарушению естественной половозрастной структуры. Дезорганизация функций таких общностей выражается в расшатывании ценностей, нарастании    противоречивости    стандартов    и    образцов    поведения, ослаблении нормативной структуры общности. Все это в свою очередь ведет к росту отклонений в поведении ее членов.

Еще мыслители античности сделали вывод о существовании иерархически расположенных групп, различающихся по своему социальному статусу, функциям, размерам богатств, роли в управлении обществом. Так, модель общества, изображенная Платоном, включала в себя три сословия - архонты, мудрецы, управляющие обществом, стражи -воины и чиновники, и работники - земледельцы и ремесленники. Неравенство, следующее из предельно четкого разделения статуса групп, является условием гармоничного развития общества и государства.

Марксистская теория описывала социальную структуру общества, исходя из концепции существования антагонистических классов, борьба которых и составляет содержание исторического процесса. Во всех антагонистических обществах существовала дихотомия противостоящих классов, различающихся по их отношению к средствам производства -рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуа и пролетариат. И разработанная классиками марксизма программа построения нового, бесклассового коммунистического общества, по сути, была программой целенаправленного формирования социальной структуры нового общества. Построение коммунизма предполагало изменение состава групп -уничтожение класса буржуазии, ликвидацию антагонистических отношений между классами, изменение статуса пролетариата, превращение его в рабочий класс социалистического общества.

Известное ленинское определение классов, данное им в работе «Великий почин», определяло пять классообразующих признаков, позволявших выделить во всяком обществе те наиболее значимые социальные группы, которые можно было назвать классами.

Социальная мобильность - изменение места в социальной структуре
общества индивидом или группой. Термин «социальная мобильность» был
введен в научный оборот Питиримом Сорокиным. Вышедшая в 1927 г. его классическая работа «Social mobility» способствовала институционализации данной категории. П.Сорокин трактовал данное понятие расширительно, понимая под социальной мобильностью любые изменения в социальном положении индивидов, семей и групп, в том числе и не связанные с изменением их статуса. Впоследствии же под социальной мобильностью стали понимать преимущественно переходы из одних социальных групп в другие, перемещения в социальной иерархии данного общества. Следует заметить, что в отечественной же литературе вплоть до начала 90-х годов XX века было принято называть данные процессы «социальными перемещениями».

Теории социальной мобильности тесно взаимосвязаны с теорией социальной стратификации, поскольку в них уделяется внимание переходам из одних слоев общества в другие и, следовательно, рассматривается система критериев деления общества на различные страты, слои, разрабатываются индикаторы соотнесения статуса индивида и группы с существующей системой социальной стратификации. С.Липсет и Л.Бендикс считали универсальными стратифицирующими факторами в современном обществе размеры дохода и место в иерархии престижа. В социологической литературе принято выделять вертикальную и горизонтальную социальную мобильность, хотя данное деление небесспорно. Под горизонтальной мобильностью понимают процессы перехода из одной социальной группы в другую, не связанные с изменением социального положения, такие, как миграция, перемена места работы, профессиональная карьера в рамках данной социальной группы и т.д. Большинство специалистов разделяет точку зрения П.Сорокина, что такого рода перемены можно назвать мобильностью. Однако мобильность (от латинского - движение, изменение) не вполне подходит для обозначения социальных процессов, не предполагающих изменений в социальном положении индивида или группы, их статуса, места в системе общественных отношений. Поэтому лишь вертикальная мобильность, т.е. переход индивида или группы вверх или вниз по ступеням социальной иерархии, может быть названа собственно социальной мобильностью. Я.Щепаньский пишет о двух видах вертикальной мобильности - продвижение и деградация. Продвижение - восхождение вверх по ступеням социальной иерархии, повышение социального статуса в обществе - это результат личной карьеры индивида, получения им все более высокостатусных должностей, положения, связанного с большим престижем, властными полномочиями, доходами и т.д. Деградация - утрата былых позиций, регресс, следствием чего является снижение социального статуса индивида или группы. Под «социальной связью» обычно понимают набор факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются на продолжительный период времени независимо от персональных качеств отдельных личностей. Это связи индивидов друг с другом, а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира, складывающиеся в ходе их практической деятельности.

Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия, контроля, отношений, а также институциональные связи. Исходным моментом для формирования социальной связи может быть  взаимодействие  индивидов  или  групп,  образующих  социальную общность для удовлетворения тех или иных потребностей. Взаимодействие трактуется как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям. Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее взаимодействие).
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия; изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!