Общественный строй : Холопы в России XVI-XVII вв.

10 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В указанный период категория холопов еще сохранялась, хотя их стало меньше. Их правовое положение осталось прежним. Просле­живаются две тенденции в развитии холопства: постепенное ограни­чение источников пополнения холопства и отказ от рабского статуса. Уже в XV в. исчезает такой источник холопства, как плен. Бежавший из плена холоп становится свободным. Практикуется отпуск холопов после смерти господина.

Соборное Уложение к источникам холопства относит брак, рожде­ние, работу на кабале свыше трех месяцев. Уложение устанавливает, что холопами не могут быть дети боярские, посадские люди, частно­владельческие крестьяне, дети до 15 лет, дети служилых людей, нахо­дящиеся на тягле, и т.д. Соборное Уложение указывало, что в холоп­ство поступают при голоде или иных чрезвычайных обстоятельствах. Категорически запрещалось поступать в холопство к «некрещеным иноземцам». Холоп признается личностью, его жизнь защищается за­коном, он приобретает имущественные права, сближается в правовом отношении с крестьянином. Посаженные на землю холопы именова­лись страдниками. Они обеспечивали обработку господской земли на основе барщины. Страдники, не имевшие собственного хозяйства, были мало заинтересованы в результатах своего труда. Поэтому к бар­щине начинают широко привлекать и крестьян. В этот период оконча­тельно складывается наряду с оброчной системой институт барщины.

Кхолопам примыкала новая категория зависимого населения - ка­бальные люди. Она формировалась из свободных (главным образом из потерявших землю) крестьян. Для того чтобы стать кабальным, требо­валось обязательное оформление служилой кабальной грамоты, в кото­рой закреплялось правовое положение кабального человека. Для ее со­ставления необходимы были определенные условия (лицо должно быть старше 15 лет, быть свободным от крепостной зависимости, от государ­ственной службы и т.д.). Кабальные грамоты составлялись площадны­ми подьячими и регистрировались (скреплялись) в Холопьем приказе. Там же выяснялось, не служил ли будущий холоп прежде, а главное - не состоял ли в тягле. После этого грамота заносилась в кабальную записную книгу, где отмечались наружный вид человека: цвет волос, фор­ма лица, носа, рот, особые приметы. Цена кабального холопа равнялась 3 рублям, дети кабальных холопов по наследству не передавались.

Холопы и кабальные люди по своему положению все более при­ближались к крестьянам. Наиболее тяжелым было положение пол­ных холопов, находившихся в беспредельном распоряжении хозяина. Кабальное холопство, получившее широкое распространение в XV- XVI вв., постепенно превращалось в пожизненное. Судебник 1550 г. запретил давать на себя кабалу свыше 15 руб., но указ 1586 г. устано­вил практически пожизненность кабального холопства. Холопы оста­вались «приписанными» к господину после уплаты долга и приравни­вались к закрепощенным крестьянам.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!