Общественный и государственный строй Афинской демократической рабовладельческой республики в V-IV вв. до н.э.

26 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Наиболее ранние сведения об истории Афин  относятся  к  эпохе гомеровской Греции – догосударственному периоду,  когда родовой строй находился в стадии разложения. Общий ход исторического развития, связанный с военной демократией и архаическим периодом,  в полной мере относится  и  к истории Афин.  Процесс возникновения государства шел объективно, независимо от воли и сознания людей.  Его ускорителями были: появление и  развитие  частной собственности,  рост имущественного неравенства, классовое расслоение общества, обострение  социально-политических противоречий. Не менее важное значение сыграла и деятельность великих афинских реформаторов, которая была определена потребностями  социально-экономического развития и состояла в приспособлении политико-организационных и  правовых  форм  общественной жизни к этим объективным потребностям.

Историческая традиция связывает образование Афинского государства с именем греческого героя Тезея (VIII в. до. н.э.). При нем произошло объединение (синойкизм) племен,  населявших Аттику, в единый афинский народ. Удар по родо-племенной организации был ощутимым, но не окончательным.  Важно другое – афинский  полис  становится территориальной формой политической организации общества.

Синойкизм являлся результатом важнейших экономических и социальных процессов: роста крупного землевладения на фоне разорения рядовых общинников, бурного развития ремесла и торговли, колонизации земель на побережьях Средиземного и Черного морей, изживания старых форм управления, основанных на родо-племенной принадлежности. Деление на племена,  фратрии и роды,  прежде строго соблюдавшееся, утрачивало свое первостепенное значение;  население перемешивалось в рамках достигнутого объединения.  На первый план стали выдвигаться новые критерии деления людей – по  социальному и имущественному положению,  по роду занятий,  что в конечном итоге привело к политическому неравенству между свободными. И эта,  вторая,  реформа Тезея разделила свободное население независимо от рода и племени на эвпатридов – родовую знать, геоморов – земледельцев и демиургов – ремесленников. Метеков –  значительную часть свободного населения Афин,  но как  выходцев  из других общин,  и в силу этого лишенных политических прав и ограниченных в экономических (запрещалось приобретать землю и дома в Аттике, но уплачивающих особый налог), в состав афинского народа не включили.

С этого времени большая часть населения стала  постепенно  отстраняться  от активного управления  общественными делами.  За народом сохранилось лишь право голоса в народном собрании,  но и оно созывалось крайне  редко и роль его значительно упала.  Замещение ранее выборных должностей полностью перешло к эвпатридам.  Родо-племенная аристократия вершила управление и суд в своих интересах. Тем самым публичная власть стала отделяться от основной массы  населения,  возвышаться  над  нею и противопоставляться ей.  Традициям первобытного равенства был нанесен невосполнимый удар.

Таким образом, реформы Тезея  подрывали основы родо-племенной системы и являлись первыми шагами к возникновению Афинского государства.

Осуществленные преобразования привели к созданию  в  Афинах аристократической формы  правления.  Ее  сущность  заключалась в том, что занятие высших общественных должностей было монополизировано в  рамках  определенных  аристократических фамилий;  всем другим афинянам доступ к службам и постам  был  закрыт.  Попытки отдельных реформаторов расширить состав правящей элиты оканчивались неудачей.

Высшими органами в Афинах стали архонты и ареопаг. Выборный из среды эвпатридов архонт заменил базилевса, должность которого была упразднена:  базилевс  как  элемент родовой демократии стал неугоден аристократии по мере ее усиления. С 683 г. до н.э. число архонтов было увеличено до девяти,  их стали избирать на один год. Архонты не только восприняли все бывшие  функции  базилевса (военные, судебные,  жреческие),  но и значительно расширили их, фактически взяв в свои руки все управление.

Из бывшего  совета  старейшин вырос новый правительственный орган – ареопаг,  в течение ряда  столетий  остававшийся  строго аристократическим учреждением. Он избирал и контролировал архонтов, руководил работой народных собраний,  осуществлял  судебную деятельность. Все  архонты  после  истечения срока их полномочий входили в состав ареопага пожизненно. Он никем не избирался и ни перед кем не отчитывался.  Таким образом, власть всецело находилась в руках эвпатридов.

Позднее, в VII в. до н.э., с образованием флота страна была разделена на 78 территориальных округов – навкрарий,  жители которых были обязаны на свои средства построить и снарядить  военный корабль  вместе  с экипажем,  а также выставить двух вооруженных всадников. Деление населения на навкрарии производилось без учета  племенной принадлежности;  главой округа являлся назначенный притан. Следовательно, вводилось деление населения по территориальному признаку и создавался новый орган власти, не связанный с общинно-родовой системой.

Указанные преобразования свидетельствовали об одном: архаический период  завершился  возникновением Афинского государства. На всем протяжении VIII-VI вв.  до н.э. правление аристократии вызывало резкое недовольство афинского демоса,  включавшего  в  свой состав торговцев,  ремесленников, средних и мелких землевладельцев. Широкие слои народа были недовольны политикой аристократии, долговым рабством и другими формами порабощения соплеменников. В составе демоса тон стали задавать зажиточные слои  землевладельцев и торговцев,  ростовщики и кораблестроители,  владельцы мастерских,  стремившихся к политической власти и оправдывавших эти притязания  своим  богатством.  Их  опорой были средние и мелкие собственники,  придававшие массовость  демократическому  лагерю. Борьба  афинского  демоса против родовой аристократии обусловила переход от прежних форм организации общества с его разлагающимися  родо-племенными  отношениями  к классовому рабовладельческому обществу и государству. Неотложной задачей становилась консолидация всех свободных людей в единый класс,  преодоление внутренних противоречий между ними перед лицом растущего численно класса  рабов.  Конечной  целью назревших преобразований должно было стать укрепление пока еще слабой рабовладельческой государственности.

Реформы Солона и Клисфена. Весьма существенную, если не решающую, роль в становлении Афинского государства сыграли реформы популярного политика Солона, аристократа по происхождению. Избранный в 594 г.  до н.э.  первым архонтом, он получил широкие  полномочия  по   осуществлению   демократизации афинского общества  и примирению враждующих групп свободного населения - родовой аристократии и демоса. Каждая из сторон надеялась на уступки в свою пользу. Однако Солон претензии знати считал чрезмерными,  а народную идею о всеобщем имущественном и политическом равенстве неприемлемой.  Он утверждал,  что жизнь общества регулирует закон, перед которым в одинаковой степени равны богатые и бедные,  знатные и незнатные. Поэтому ради единства и процветания общества, считал Солон, необходимы взаимные уступки и компромиссы. Такая позиция Солона, естественно, наложила на реформы печать половинчатости, незавершенности. Тем не менее, по своим последствиям реформы Солона равносильны политической революции, поскольку они существенно затронули  отношения  собственности и политическую власть.

Прежде всего Солон провел сисахфию («стряхивание  бремени») –  долговую реформу,  которой отменялась долговая кабала. Реформа являлась уступкой демосу и ущемляла интересы знати. Афиняне, попавшие в рабство за долги, получали свободу, а проданные за границу –  выкупались за государственный счет.  Долги бедняков аннулировались, а самозаклад должника впредь отменялся. Отныне рабами могли стать только иноплеменники. Крестьянам Солон  возвратил  земельные  наделы,  отнятые  у  них знатью, но не выполнил требований бедняков, стремившихся к справедливому переделу земли.  Тем не менее, он установил максимальные пределы частного землевладения. Одновременно с этим провозгласил свободу завещаний.  Земля тут же стала объектом купли-продажи и других способов отчуждения в интересах знати, что сделало неизбежным потерю земли мелкими землевладельцами. С именем Солона связано  развитие  ремесла  и торговли,  предпринимательства, унификация системы мер и весов,  денежная реформа,  некоторые из них улучшали материальное положение демоса.

Не менее важное значение придавал Солон реформированию  государственной власти и политическим правам населения. В этом ряду преобразований на первом месте стоит цензовая реформа,  которая была  направлена на уничтожение  наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения  привилегиями  богатства. Солон разделил  всех афинских граждан независимо от их происхождения на четыре разряда по  имущественному  положению.  Единицей измерения богатства был избран медимн – мера зерна,  равная 52,5 литра. Поскольку медимн зерна стоил одну драхму, этот эквивалент можно было  легко перенести и на лиц,  не имевших дохода с земли (купцы, ремесленники, ростовщики и др.). Самые богатые граждане, имевшие годовой доход в 500 медимнов,  относились к первому разряду – пентакосиомедимнов (пятисотников);  получавшие 300 медимнов годового  дохода относились к всадникам.  К разряду зевгитов принадлежали те,  кто получал 200 медимнов годового дохода;  все малоимущие были включены в четвертый разряд – фетов. Сложившейся к тому времени социальной структуре общества, таким образом, было придано  законодательное оформление.

Введение имущественного  ценза усиливало политически разбогатевших землевладельцев и ремесленников, ростовщиков и купцов, ослабляло родовую  знать.  Отныне состоятельность человека стала определять его политический статус.  Всей полнотой прав и привилегий пользовались граждане первых трех разрядов. Именно им предоставлялось исключительное право занятия государственных  должностей. Однако только наиболее богатые из них (пятисотники) могли стать архонтами и,  следовательно,  членами ареопага.  Бедняки-феты этого  права  по-прежнему были лишены.  Но и они не полностью исключались из сферы управления: за ними сохраняется право участия  в народном  собрании,  роль которого увеличивается. Солон повышает авторитет и значение народного собрания. Он наделяет его правом вырабатывать законы,  избирать должностных лиц и заслушивать их отчеты. Народ получил также право избирать своих представителей в созданный Солоном судебный  орган – гелиэю,  выполнявший важную роль в принятии законов. Таким образом, на смену аристократическому принципу формирования государственных  служб  пришел новый – принцип имущественного ценза,  от реализации которого в выигрыше была богатая верхушка общества.  Реформа способствовала укреплению афинской государственности.

Не иначе как стремлением в какой-то мере компенсировать родовой знати потерю их политических привилегий, можно назвать Солоном создание нового органа управления – совета четырехсот, при котором сохранялось деление афинской общины на четыре племенных филы. Совет ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по сто человек от каждого племени, где родовые традиции и влияние эвпатридов еще сохранялись. Совет четырехсот руководил подготовкой дел к  обсуждению в народном собрании,  рассматривал некоторые текущие дела управления. Кроме того,  в интересах родовой аристократии Солон сохранил ареопаг,  ограничив,  однако,  его полномочия функциями контроля за деятельностью органов управления.

Объективно реформы Солона подрывали господство родовой аристократии и усиливали позиции демоса. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Однако политика компромиссов не создала устойчивого политического режима  рабовладельческой демократии.  Не удовлетворенные реформами, аристократия и демос продолжали вести борьбу. Вскоре в Афинах временного успеха  добивается  аристократия,  а затем ее сменяет тирания Писистрата и его сыновей (560-527 гг. до н.э.). Когда тирания в Афинах была свергнута, аристократия попыталась взять реванш, но не достигла успеха. Восставший народ сказал свое решительное «нет» попыткам  аристократии на восстановление былых привилегий. К власти пришла богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавляемая архонтом Клисфеном.

Целью своей жизни Клисфен считал упрочение  политического  строя,  созданного Солоном.  На практике он пошел дальше.  Реформы Клисфена, проводимые в 509 г. до н.э.,  привели  к  окончательной ликвидации остатков родового строя в Афинах.

Прежде всего,  было  установлено  территориальное   деление страны взамен родо-племенного. Вся территория Аттики была поделена на 30 частей, названных триттиями. При этом 10 триттий приходилось на равнинные сельскохозяйственные районы,  10 следующих - на приморскую часть,  а 10 остальных – на сам  город  Афины.  Из трех триттий,  относящихся к разным регионам (сельская,  городская, приморская),  формировалась одна фила; всего фил насчитывалось десять.  Вследствие  этого  вместо четырех старых племенных фил образовывалось 10 территориальных. Части фил - триттии – делились на  демы,  всего демов было около ста.  В каждом деме был выборный староста – демарх,  проводивший в жизнь решения демовых собраний. Смысл реформы заключался в том, чтобы раздробить древние аристократические роды, перемешать их по новым территориальным филам,  триттиям  и демам,  растворить их в массе свободного населения земледельцев,  ремесленников,  торговцев и матросов. В результате род утрачивал политическое значение,  кровнородственные связи разрывались.

Другое нововведение  Клисфена связано с созданием новых государственных органов. Солоновский совет четырехсот, построенный на  старых  принципах  родо-племенного представительства, был заменен советом пятисот, состоявшим из представителей территориальных фил  (по 50 человек от филы). Основной задачей совета было руководство политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и исполнение его решений. Был создан и орган военного руководства – коллегия 10 стратегов (по одному от филы). Изменился и способ комплектования армии. Отныне каждая из десяти фил должна была сформировать батальон пехоты и  подразделение конницы, а также снарядить за свой счет пять боевых кораблей с экипажем.  Естественно,  комплектование армии и расходы на ее содержание  ложились тяжелым бременем на плечи афинских граждан, ряды которых пополнились метеками,  многим из которых Клисфен предоставил гражданские права.

Следовательно, Клисфен  полностью  ликвидировал  какое-либо значение родо-племенной организации для государственного устройства Афин, положив в его основу принцип территориального деления.

Клисфеном был  введен  в практику политической жизни страны еще один важный институт – остракизм: временное, на 10 лет, изгнание за пределы государства. К этой мере прибегали, если оказывался политик,  который своим авторитетом и влиянием представлял опасность функционирующей демократии.  В частности, стремился к установлению тирании.  Решение об остракизме  (от  слова «остракон» -  черепок,  на котором писалось имя неугодного лица) правомочно было принять только народное собрание с числом участников не менее 6 тыс.  человек.  Подвергнутый остракизму и признанный опасным для афинского народа,  обязан был выполнить решение собрания в течение 10 дней. При этом на весь срок отсутствия он оставался гражданином Афин, его имущество конфискации не подлежало и  во время отсутствия владельца оставалось в неприкосновенности. Следовательно,  остракизм не являлся уголовным наказанием; это  была своеобразная превентивная мера с целью недопущения преступления.  Первоначально направленный против  аристократии, остракизм  впоследствии  широко  применялся  в политической борьбе, в том числе и против сторонников демократического движения.

Таким образом,  реформы Клисфена завершили длительный  процесс становления  государства  в Афинах;  отныне были налицо все его признаки.  Родовая аристократия утратила  былое  господство, права и привилегии. Демосу достались лавры победы, но не политическая власть. Последняя была поставлена на службу класса  имущих – знатных  и  незнатных.  В Древних Афинах окончательно победило рабовладельческое государство в форме демократической  республики. Последующее  государственное  развитие  Афин и новые реформы дают представление о сущности рабовладельческой демократии и совершенствовании государственного механизма.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!