Общественное сознание и СМИ

13 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Каждый человек обладает индивидуальным сознанием, своим особым духовным миром.

В ходе совместной деятельности, в общении, в коллективных формах бытия социальных общностей формируется и совокупный общественный интеллект, совокупное общественное сознание, духовный мир общества, нации, класса, группы. Разные грани общественной жизни отражаются в различных видах и формах общественного сознания: в политических и правовых взглядах, в эстетических и религиозных чувствах, в нравственных убеждениях, в научных концепциях, философских учениях и т.д.

Общественное сознание существует на двух уровнях.

Нижний, обыденный, эмпирический уровень составляет общественная психология: чувства, переживания, настроения, мнения, вкусы, эмоции, слухи и пр.

Верхний, понятийно-теоретический уровень представлен идеологией: учениями, доктринами, концепциями, программами. Идеология учитывает наличие общественной массовой психологии людей и влияет на нее. Однако идеология вырабатывается, как правило, профессионалами, потому что она должна опираться на сложное теоретическое наследие, на научные данные. Профессионалы-идеологи могут выполнять социальный заказ власти по разработке различных идеологических доктрин и программ.

Влияние идеологии на массовое сознание, на общественное мнение осуществляется по различным каналам, в ряду которых сегодня главное место занимают СМИ (средства массовой информации): телевидение, радио, печать, кино. Благодаря развитой информационной технике в современных условиях любой человек планеты может быть соучастником событий в любой точке Земли.

Если информацию получают как бы в однонаправленном процессе от источника информации к получателю, от отправителя к адресату, то коммуникация - это двунаправленная, двусторонняя связь отправителя и адресата. Благодаря все большему развитию так называемого интерактивного телевидения (телепередача с обратной связью) средства массовой информации (это характерно и для радио и для печати) все более превращаются в средства массовой коммуникации.

Представители СМИ (СМК) располагают большими возможностями влияния на общественное сознание, манипулирования общественным мнением. Известный французский социолог А. Моль в своей книге «Социо динамика культуры» уже заявляет, что сегодня формула «общественное бытие определяет общественное сознание» должна быть заменена на другую - «СМИ определяют общественное сознание». Действительно, люди все больше начинают верить не реальной жизни, не бытию, а заявлениям, репортажам, комментариям СМИ.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!