Общественная мысль и художественная культура в 80-е годы XIX века

14 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В развитии общественного сознания 80-е годы были переход­ным временем, когда перемены лишь намечались, но с достаточ­ной определенностью они еще не проявились.

Для общественных настроений разночинской интеллигенции этих лет становятся характерными упадочничество, пессимизм, неверие в эффективность революционной, политической борьбы, увлечение теориями "малых дел" и "постепенного прогресса", толстовством с его непротивленчеством. Начинался период ос­лабления революционной энергии разночинца. В противополож­ность оптимизму 60-х годов, уверенности в неизбежном прогрес­се, в близкой гуманизации жизни, ведущим направлением стано­вились "жаль и уныние", "больная совесть" (Надсон); Они в 80-е годы определяли душевное состояние передовой интеллигенции.

Но в недрах русской жизни происходили глубокие и важные процессы. Развивался капитализм, вместе с ним рос промышлен­ный пролетариат, начинала формироваться пролетарская идеоло­гия. 80-е годы - время зарождения российской социал-демокра­тии. Оформление в России марксизма как самостоятельного идейного течения связано с возникновением в 1883 г. группы "Освобождение труда" во главе с Г.В.Плехановым. В 80-е - пер­вой половине 90-х годов усилиями русских марксистов во главе с Плехановым и Лениным в общественное сознание были внесены

идеи научного социализма.

Эпоха 80-х годов породила новое понимание проблемы взаимо­отношения интеллигенции и народа. Демократ-разночинец 60-70-^ годов, выступавший выразителем интересов крестьянства, со­знательно видевший свою миссию в служении народу, искал пути и средства сближения с ним. Однако неудача "хождения в народ" значительно подорвала веру разночинской интеллигенции в том,

что она знает нужды и стремления крестьянства.

Мысль о разрыве, разобщенности интеллигенции с народом звучит как лейтмотив во многих художественных произведениях, созданных в 80-е годы (в поэзии Надсона, прозе Гаршина, музыке Чайковского, живописи Репина). С.Я.Надсон (1862-1887), один из самых популярных поэтов интеллигенции, имея в виду роль по­эта в общественной жизни в эпоху 80-х годов, писал в стихотво­рении "В ответ":

...Указать тебе спасительный исход -

Не нам, о Родина! Исхода мы не знаем:

Ночь жизни, как тебя, и нас собой гнетет, Недугом роковым, как ты, и мы страдаем.

Идея непримиримой борьбы между добром и злом пронизыва­ет творчество П.И.Чайковского, но эту тему композитор решал в своей музыке по-разному в различные периоды. Так, финал четвертой симфонии (1877) он построил на основе темы русской народной песни "Во поле березонька стояла". "Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваться радостным чув­ствам", - писал композитор о программе финала симфонии в

письме к Н.Ф. фон-Мекк.

В последующих симфониях, пятой (1888) и особенно шестой - Патетической (1893), композитор ищет смысл существования личности "не в слиянии с народной стихией", а в торжестве воли, стремящейся победить страдания, сомнения и тревоги. Скорбные, трагические мироощущения наиболее полно переданы им в пос­ледней симфонии.

Непонимание народом стремлений интеллигенции с удиви­тельной силой достоверности передал И.Е.Репин в картине "Арест пропагандиста" (1880-1892).

За отрыв от народа критиковал интеллигенцию Достоевский. В речи о Пушкине, произнесенной 8 июня 1880 г. в заседании Об­щества любителей российской словесности, он осуждал револю­ционеров ("скитальцев") за то, что они "оторвались от народной нивы". Революционности интеллигенции он противопоставлял идеал "народной правды", основанной на нравственных принци­пах православия. Однако идея Достоевского о религиозно-нравственном союзе интеллигенции с народом не могла вызвать сочувствия среди большинства русской общественности того времени. В сознании общества формировалось новое понимание этой проблемы. Ее решение связывалось с необходимостью объе­динения усилий интеллигенции и народа в борьбе за революци­онные преобразования.

Идейная атмосфера 80-х годов отразилась на судьбах русского искусства и литературы. Многие деятели культуры постепенно отходили от острой обличительное™. Внимание писателей, ху­дожников, композиторов все больше стали привлекать общече­ловеческие, философско-обобщенные, нравственно-психологи­ческие проблемы.

Передвижничество, связанное с идеями народничества, теряло острую социальную направленность. Художники 80-х - начала 90-х годов, как правило, не стремились к раскрытию конфликтов, не , поднимались до широких идейных обобщений, хотя в творчестве некоторых из них (С.В.Иванов, С.А.Коровин) социальная тема сохранялась. Бытовой жанр уступил в этот период первенство портрету, пейзажу, исторической живописи, которые в большей степени несли в себе позитивное, общечеловеческое начало. Эти новые черты были присущи творчеству В.А.Серова (1865-1911), который в 80-е годы впервые заявил о себе как художник ("Девочка с персиками", 1887; "Девушка, освещенная солнцем", 1888).

80-е годы в истории русского классического романа не оставили что-либо значительного. Яркие, непревзойденные произведения были созданы в предшествующий период (''Отцы и дети" Тургене­ва; "Война и мир", "Анна Каренина" Толстого; "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы" Достоевского; "Господа Голов-левы" Салтыкова-Щедрина; "Обрыв" Гончарова и др.). Но ушли из жизни крупнейшие русские писатели - Достоевский, Тургенев, Островский. Мировоззренческий кризис Л.Толстого отразился на его творчестве, изменились условия общественной жизни. На­ступил период, когда "почва действительности" оказалась небла­гоприятной для создания больших произведений. Писатели, при­шедшие в литературу в конце 70-х - начале 80-х годов (В.М.Гар-шин, В.Г.Короленко и др.), были авторами произведений малых форм (рассказ, новелла, небольшая повесть).

В 1880 г. в литературу приходит А.П.Чехов (1860-1904). В журнале "Стрекоза" был опубликован его первый рассказ "Письмо ученому соседу". В творчестве Чехова, особенно в ран­ний период, отразилась идейная атмосфера, порожденная эпохой 80-х годов. Он писал о "хмурой точке" жизни, пошлости и мещан­стве, захлестнувших обывателя, рисовал широкую картину жизни различных слоев русского общества рубежа столетий, по сути

своей остро критическую.

Писатель восставал против мира пошлости, мечтал о светлой жизни и прекрасной человеческой личности. Л.Толстой сказал о Чехове: "Это был несравненный художник ... художник жизни ... и достоинство его творчества то, что оно понятно не только вся­кому русскому, но и всякому человеку вообще".

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!