Общение, его формы

Общение - взаимодей­ствие двух или более людей, состо­ящее в обмене разнообразной ин­формацией (мыслями, чувствами, на­мерениями) для согласования и объединения их усилий с целью на­лаживания отношений и достиже­ния общего результата. Обмен информацией составляет центральное содержание общения. Поэтому синонимом обще­ния может быть «коммуникация», или «комму­никативная деятельность». Сообщение может передаваться в разных формах. Общение не сводится к беседе и речевым проявлениям. Нере­чевая коммуникация: взгляды, улыбки и пр. - так же важна в общении, как и речь.

Акт взаимодействия относят к общению, если он отвечает четырем критериям: наличие интереса и внимания к объекту, наличие эмоциональное отношение к партнеру,  присутствие инициативности, чувствительность к отношению, которое проявляет к нему партнер.

Общение имеет огромное значение в формировании челове­ческой психики, ее развитии и становлении разумного, куль­турного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, че­ловек приобретает все свои высшие познавательные способно­сти и качества. Через активное общение с развитыми личностя­ми он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности об­щаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, куль­турно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

При матери­альном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной де­ятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою оче­редь, служат средством удовлетворения их актуальных потреб­ностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в оп­ределенное физическое, или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете — оказать опреде­ленное воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовно­сти к действиям в определенном направлении. В качестве при­мера такого общения можно назвать случаи, когда один чело­век желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчез­ло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась опре­деленная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного об­щения может служить общение, связанное с различными вида­ми познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъек­та к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности (34).

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологиче­ское - это общение, необходимое для поддержания, сохране­ния и развития организма. Оно связано с удовлетворением ос­новных органических потребностей. Социальное общение пре­следует цели расширения и укрепления межличностных кон­тактов, установления и развития интерперсональных отноше­ний, личностного роста индивида. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологиче­ских и социальных потребностей.

По средствам общение может быть непосредственным и опос­редствованным, прямым и косвенным. Непосредственное обще­ние осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредствованное общение связано с использова­нием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Прямое общение предполагает личные контакты и непосред­ственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения. Косвенное общение осуществляется через посредников, кото­рыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межна­циональном, групповом, семейном уровнях).

Человек отличается от животных наличием у него особой, жиз­ненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми.

Среди видов общения можно выделить также деловое и лично­стное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно вклю­чено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир; в отли­чие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затра­гивают личность человека: поиск смысла жизни, определение сво­его отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п.

Инструментальным можно назвать общение, которое не явля­ется самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетво­рения от самого акта общения. Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает исполь­зование звуковой речи, естественного языка в качестве средст­ва общения. Невербальное - это общение при помощи ми­мики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (34).

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обяза­тельного условия предполагает усвоение языка. По своим комму­никативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

Выделенные выше виды общения служат развитию различ­ных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое об­щение формирует и развивает его способности, служит средст­вом приобретения знаний и навыков. В нем же человек совер­шенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нрав­ственного поведения, определить цели жизни и выбрать сред­ства их реализации.

Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом раз­витии индивида. Например, материальное общение позволяет че­ловеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, как мы выяснили в главе, посвященной деятельности, выступают в качестве ус­ловия индивидуального развития. Когнитивное общение непос­редственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следователь­но, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создает состояние готовности к науче­нию, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополни­тельной энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мо­тивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэ­нергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный об­мен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенству­ет и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жиз­ненных функций. Социальное общение обслуживает обществен­ные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, ор­ганизаций, наций, государств, человеческого мира в целом (4).

Непосредственное общение необходимо человеку для того, что­бы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение по­могает усвоению средств общения и совершенствованию на ба­зе их способности к самообразованию и самовоспитанию чело­века, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возмож­ность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, са­мо по себе невербальное общение способствует развитию и со­вершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличност­ным контактам и открывает для себя более широкие возможно­сти для развития. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоце­нить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!