Общее понятие об общении. Формы общения

Общение определяется как сложный процесс установления и развития контактов меду людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Содержа­нием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека.  Человеческое общение многопредметно, оно самое разнооб­разное по своему внутреннему содержанию. Главное - чтобы  предмет общения,  содержание были об­щими для людей, вступивших в общение.По мнению Р.С. Немова, содержание общения может быть различным: 1) передача (от человека к человеку) информации;2) восприятие друг друга;3) взаимооценка партнерами друг друга;4) взаимовлияние партнеров;5) взаимодействие партнеров;6) управление групповой или массовой деятельностью и   т.   д.

Цель общения - налаживание отношений, согласование усилий. А это требует знания сво­их возможностей и возможностей партнера. В общении мы познаем других и себя, так как люди направлены друг на друга. Кон­тактировать - значит иметь возможность со­поставлять себя с другими людьми - свои дей­ствия, взгляды, оценки, черпать сведения о сво­их потенциях и т. д. Общение позволяет сопо­ставить себя с другим человеком, узнать, как он оценивает тебя.

Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционально-техническую, и внутреннюю, глубинную, затрагивающую личностно-смысловые пласты. Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия. К ним относятся: коммуникативная активность в группе общения; интенсивность действий в общении; инициативность в общении; технико-коммуникативное мастерство общения и пр. Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение.

У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получе­ние объективных знаний о мире, обучение и воспитание, со­гласование разумных действий людей в их совместной деятель­ности, установление и прояснение личных и деловых взаимо­отношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представ­ляют собой средство удовлетворения многих разнообразных по­требностей: социальных, культурных, познавательных, творче­ских, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нрав­ственного развития и ряда других.

Не менее существенны отличия средств общения. Послед­ние можно определить как способы кодирования, передачи, пе­реработки и расшифровки информации, передаваемой в про­цессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации — это способ передачи ее от од­ного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касани­ем тела, руками и т.п. Информация может людьми передавать­ся и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (на­блюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобре­тены и усовершенствованы им самим. Это — язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио-и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и'иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намно­го опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

В зависимости от содержания, целей и средств общение мож­но разделить на несколько видов.

По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми им потребностями. Биологиче­ское - это общение, необходимое для поддержания, сохране­ния и развития организма. Оно связано с удовлетворением ос­новных органических потребностей. Социальное общение пре­следует цели расширения и укрепления межличностных кон­тактов, установления и развития интерперсональных отноше­ний, личностного роста индивида. Существует столько частных целей общения, сколько можно выделить подвидов биологиче­ских и социальных потребностей.

По средствам общение может быть непосредственным и опос­редствованным, прямым и косвенным. Непосредственное обще­ние осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредствованное общение связано с использова­нием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Прямое общение предполагает личные контакты и непосред­ственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения. Косвенное общение осуществляется через посредников, кото­рыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межна­циональном, групповом, семейном уровнях). Непосредственное общение необходимо человеку для того, что­бы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условнорефлекгор-ного, викарного и вербального. Опосредствованное общение по­могает усвоению средств общения и совершенствованию на ба­зе их способности к самообразованию и самовоспитанию чело­века, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возмож­ность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, са­мо по себе невербальное общение способствует развитию и со­вершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличност­ным контактам и открывает для себя более широкие возможно­сти для развития. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоце­нить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

Среди видов общения можно выделить также деловое и лично­стное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно вклю­чено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир; в отли­чие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затра­гивают личность человека: поиск смысла жизни, определение сво­его отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п.

Инструментальным можно назвать общение, которое не явля­ется самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетво­рения от самого акта общения. Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

 

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!