Общее и особенное в морали и праве, их взаимодействие

14 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Соотношение морали и права – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ. Общая позиция философов состоит в рассмотрении права как низшей ступени морали. Так, В. С. Соловьев в работе «Оправдание добра» сходство морали и нравственности усматривал в нормативности, в требовании сообразования проявлений личной свободы с условиями существования общества. По его мнению, «право есть низший предел или определенный минимум нравственности» [1]. В понимании мыслителя нравственная заповедь бесконечна и распространяется на каждый поступок, тогда как правовая норма запрещает определенные внешние действия и позволяет людям быть злыми.

Принудительный характер правовой нормы ограничивает и ссужает ее содержание. Нормы морали призваны поддерживать общественный порядок, обеспечивая нравственное содержание поведения людей, тогда как право выполняет функцию установления правопорядка.

Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы). Единство общественных отношений «с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем».

Нормативность – общее свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. Во многом совпадают объекты их регулирования. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. Законодательство не может декретировать нравственность. Правовая система закрепляет жизненно важные для общества требования морали. Нравственная составляющая права образует основу ее регулятивной функции.

Мораль и право имеют общий источник – древний обычай. Мораль и право выделяются из обычая с переходом к социально неоднородному обществу, с возникновением частной собственности и моногамной семьи. С появлением частной собственности и моногамной семьи в человеке усиливается личностное, индивидуальное начало. Индивид постепенно освобождается от плотной опеки общины, поэтому ему становятся нужны новые, индивидуальные средства ориентации в жизни. Причем, эти средства должны быть более гибкими, вариативными, чем миф или обычай, они должны выражать интересы общества и вместе с тем предоставлять личности определенную свободу выбора своего поведения. Такими средствами нормативной регуляции поведения людей в социально неоднородном обществе как раз и становятся мораль и право.

Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Мораль и право как отличные от обычая и автономные друг от друга формы нормативной регуляции сознания и поведения людей впервые ярко проявляются в древнегреческих полисах (городах-государствах).

Общность морали и права проявляется в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны. Они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования.

При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. В специальной литературе они достаточно полно рассмотрены[2]. Обозначим только наиболее общие различия между моралью и правом. Право и мораль различаются:

  1. по происхождению: нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, справедливости, чести и т. д. Они имеют более раннее происхождение, чем правовые нормы;
  2. по охвату общественных отношений: мораль шире, чем право. Мораль регулирует все сферы общественной практики, в т. ч. духовный мир человека. Право регламентирует поведение, необходимое для обеспечения стабильности, т. е. лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного. Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и  т. д.);
  3. по объекту регулирования: в правовых нормах адресат строго установлен – определенные лица, коллективы. В моральных нормах адресат не определенен, он относится ко всем лицам, коллективам, обществу, государству;
  4. по форме выражения или оформления нормативных требований: право оформляется в специальных актах. Нормы права устанавливаются государством и имеют обязательный характер. Нормы морали присутствуют в сознании людей;
  5. по степени детализации норм: правовые нормы детализированы, однозначны, предусматривают определенные санкции – меры наказания. В морали в качестве санкций предстают эмоции, реакции, одобрение, обсуждение;
  6. по способу воздействия на людей и охраны от нарушений: реализация норм морали и права обеспечивается внутренним убеждением человека, а также средствами общественного мнения;
  7. по способу регулирования: моральная и правовая регуляция осуществляется посредством совокупности норм. Нормы – это ограничения, дозволения и запреты, которые существуют в межличностных и коллективных взаимодействиях, в индивидуальном и массовом сознании. Нормы могут закрепляться в законах, подзаконных актах, инструкциях, кодексах и др. Правовое регулирование осуществляется посредством правовых актов, создаваемых государственной властью, реально складывающихся правоотношений на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием. Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. 8) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций): в морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть;
  8. 9) по предмету регулирования: предметом моральной регуляции является сфера духовной и практической свободы человека. Под духовной свободой понимается выбор целей человеческой деятельности, под практической свободой – достижение поставленных целей в поступках и действиях, причем наши поступки и действия необходимо ограничены интересами других людей. Моральные нормы регулируют все многообразие межличностных отношений в экономике, политике, культуре, частной жизни, а также отношение личности к себе самой. Мораль начинается там, где два человека встречаются для совместной деятельности или общения. Предмет моральной регуляции шире, чем предмет правовой регуляции. Моральные нормы действуют там, где нормы права бессильны. Право регулирует только поступки личности и социальных групп, и то не все, а лишь социально значимые. Социально значимыми в правоведении и юриспруденции считаются такие поступки и действия, которые влекут за собой юридические последствия, то есть нарушение (или, наоборот, обеспечение) основных прав и свобод личности или социальной группы. Право регулирует только социально значимые поступки личности и социальных групп. Социально значимыми в правоведении и юриспруденции считаются такие поступки и действия, которые влекут за собой юридические последствия, то есть нарушение (или, наоборот, обеспечение) основных прав и свобод личности или социальной группы. В отличие от предмета моральной регуляции предмет правовой регуляции отчетливо подразделяется на объект и субъект. Объектом здесь является социально значимое поведение людей. Субъект (точнее, субъектами) – представители правоохранительных органов, в том числе и сотрудники милиции;
  9. Следует выделить два аспекта всякой нормативной регуляции. Первый аспект – социальный. С этой стороны личность, подчиняясь нормам, ограничивает свои интересы в пользу общества. Ее поведение становится социально полезным, а преследуемые цели – общественно значимыми. Например, нормы профессиональной морали и соответствующие нормы Трудового кодекса РФ требуют соблюдения режима работы, недопущения прогулов и опоздания на работу, добросовестного выполнения своих служебных обязанностей, использования рабочего времени строго по назначению. Второй аспект – индивидуальный. С этой стороны личность, следуя норме, удовлетворяет и свои интересы, обеспечивает свои экономические, гражданские и культурные права, самореализуется в разных видах деятельности и общения. Моральные нормы регулируют все многообразие межличностных отношений в экономике, политике, культуре, частной жизни, а также отношение личности к себе самой. Мораль начинается там, где два человека встречаются для совместной деятельности или общения. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть. Нормы позитивного права институциональны, то есть четко отделены от сознания людей и действуют в рамках социальных институтов. Правовые нормы воздействуют на социально значимое поведение людей через механизм правового регулирования. Моральные нормы регулируют сферу мотивации, намерений личности таким образом, что в выборе целей наших поступков согласуются интересы как личные, так и групповые, общественные. Моральные нормы регулируют сами поступки личности и социальных групп так, что интересы личности и общества согласуются между собой;

10) по целям: моральная регуляция призвана гармонизировать личные и общественные интересы, достижение социально полезного и при этом добровольного образа мыслей и поступков личности, действий социальных групп. Правовая регуляция направлена на достижение правопорядка. В случае неэффективности или недостаточной эффективности основных способов правового регулирования они подкрепляются дополнительными способами. К числу таких дополнительных способов относятся: применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности), угроза применения мер принуждения, предупредительное воздействие норм, предусматривающих применение правового принуждения (например, чтение норм Уголовного кодекса РФ лицами, склонными к совершению преступлений). К числу дополнительных способов правового регулирования следует отнести также такие поддающиеся воспитанию у граждан качества, как уважение к закону, элементарная юридическая грамотность и т. д.;

11) по форме оформления: моральные нормы складываются стихийно, а правовые устанавливаются целенаправленно государством. Моральная норма персонифицирована, а право унифицировано.

Специфика взаимосвязи и взаимодействия морали и права проявляется в том, что нравственные нормы могут перерастать в правовые установления. Так, религиозно-нравственная традиция празднования Рождества получила законодательное закрепление. Элементарные общечеловеческие требования, зафиксированные в Библии в форме десяти заповедей, зафиксированы в законах. Сегодня правовые нормы все более наполняются этическим содержанием. При раскрытии содержания нормы права необходимо выявить взаимосвязь с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. В правоприменительной практике необходимо учитывать нравственную оценку обстоятельств по конкретному, юридически значимому делу. Анализ нравственных отношений присутствует при рассмотрении семейно-брачных, многих гражданских и уголовных дел. Отдельные статьи законов становятся нравственными нормами, превращаются в общие правила поведения, соблюдение которых обеспечивается силой общественного мнения и внутренних убеждений личности. Некоторые коллизии нормы права присутствуют в регулировании вопросов трансплантации человеческих органов и тканей, проведения операций искусственного оплодотворения, имплантации и т. д. В случае, когда возникают определенные противоречия между нравственностью общества и правосознанием, между нормами морали и права необходимо принимать меры по совершенствованию законодательства.

В целом, мораль задает идеальные параметры жизнедеятельности, ориентирует людей на совершенные идеальные нормы. Право формирует социально-целесообразные координаты социальной практики. Право ориентировано на регулирование стандартных, типичных ситуаций, а моральная норма обращается к целостному состоянию. Нормы нравственности устанавливают общие принципы поведения, обладают меньшей конкретностью, а правовые предписания носят более конкретный, формализованный и однозначный характер. Моральное состояние общества влияет не только на состояние духовности, но и на уровень правосознания и степень развитости правовой культуры. Рост преступности во многом обуславливается низким уровнем нравственности в обществе. Насколько адекватнее и точнее в законах отражаются моральные воззрения, тем большую значимость и действенность приобретают нормы права.

[1] См.: Соловьев В.С. Оправдание добра. Соч.: В 2-х т. – М., 1988. – С. 1.

[2] См.: Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М., 1998. – С. 249–255.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!