Общая характеристика теорий З. Фрейда и Эрика Эриксона

Зигмунд Фрейд.  Применяя к пациентам с неврастенией метод гипноза,  Фрейд совершил открытие трансфера. Это явление связано с переносом на личность психотерапевта чувств, испытанных больными в прошлом по отношению к близким людям: родителям или воспитателям, опекунам. Таким образом, в отношениях между психоаналитиком и пациентом как бы появляется третье лицо. В это же время Фрейд начал разрабатывать свое учение о человеческой психике, которая, по его мнению, образуется из трех слоев: бессознательного, подсознательного и сознания. Бессознательное - это самый глубокий слой, определяющий всю жизнь человека, бессознательные влечения к наслаждению и смерти есть первопричина всех эмоций и переживаний.  Одним из итогов этой теории стал изданный в 1900 г. труд «Толкование сновидений». Фрейд, говоря о сновидении, считал его исполнением какого-либо бессознательного желания. Он открывает язык сновидений и делает возможным его понимание.

Подсознательное - это особый, тонкий слой между сознанием и бессознательным, где влечения сталкиваются с «цензурой» сознания. Сознание же - это верхний слой, поверхностное проявление психики, которое зависит от бессознательных сил. В бессознательном реальность сливается с переживаниями субъекта, прошлое, настоящее и будущее здесь сосуществуют, соединяясь в одном психическом акте, например в сновидении. Таким образом, понятно, что бессознательное является, по Фрейду, важнейшим фактором, определяющим поведение человека. Бессознательные психические силы - желания, стремления, страсти, аффекты — рассматриваются им как доминирующий мотив человеческого поведения. Главной из этих сил он считал либидо. Первоначально Фрейд определял либидо, как психическую энергию сексуального влечения, но со временем это понимание расширяется, и либидо означает у него уже энергию таких влечений, как любовь в широком смысле слова (половая любовь, любовь к родителям и детям, любовь к себе, человеколюбие и т.д.).

С 1896 по 1902 г. Фрейд оказывается в полной изоляции от научного мира, принявшего его теорию за «шутку дурного тона». В это время он усиленно занимается психоанализом, изучает человеческую психику и подводит некоторые итоги. Фрейд сделал наблюдение, которое сыграло значительную роль в выстраивании его психоаналитической концепции. Он обнаружил, что в процессе изложения истории болезни у больных обязательно возникают изъяны воспоминаний: нарушение причинности событий, забывание фактов и временных соотношений. Из этого Фрейд сделал вывод, что амнезия является результатом так называемого вытеснения. Это своеобразная психологическая защита против лечения, а мысли, приходящие при этом в голову, являются отражениями бессознательных душевных движений.

Бессознательное, по Фрейду, — это нереализованные влечения, которые в связи с требованиями общепринятых норм не допускались в сознание, вытеснялись. По мнению ученого, оно обнаруживает себя в оговорках, ассоциациях и сновидениях. Таким образом, считал он, чтобы проникнуть в бессознательное, совсем необязательно погружать человека в гипнотическое состояние, достаточно лишь умело использовать его ассоциации.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» Фрейд рисует модель социализации, которая сводится к прохождению человеком нескольких стадий развития сексуальности - от оральной фазы к генитальной. Одной из важнейших и самых интересных с точки зрения психоанализа представляется так называемая фаллическая стадия. Именно в это время (в возрасте 3-6 лет) у ребенка наблюдается появление сексуального влечения к родителю противоположного пола - Эдипов комплекс (по аналогии с персонажем греческой мифологии царем Эдипом, который убил своего отца и сожительствовал с матерью).

По мере развития теории психоанализа у Фрейда возникает теория о модели личности, как взаимосвязи трех структур: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». «Я», или «Эго», - это наиболее связная организация психических процессов в личности, которая осуществляет приспособление ее к реальности. «Оно» являет собой средоточие бессознательных желаний, являющее собой основу для «Я». «Сверх-Я» или «Я-идеал» представляет собой моральное сознание личности. Под воздействием «Сверх-я» «Я» человека сублимирует, т.е. переносит энергию аффективных влечений на цели социальной деятельности или культурного творчества.

В последние десять лет жизни Фрейд занимается анализом и обобщением своих представлений о природе человека, общества и культуры. Именно в культуре общества он видит первопричину всех существующих неврозов. Он обобщает многолетний опыт психоанализа и рассматривает это учение уже концептуально.  Значение трудов Зигмунда Фрейда трудно переоценить. Хотя он и не был основателем психоанализа, тем не менее именно Фрейд определил большинство основных понятий и методов, которыми пользуются современные психоаналитики. Более того, он определил те принципы, по которым в дальнейшем развивалась психология.

Американский психолог Эрик Эриксон. Творчески и весьма критически переосмыслил учение Фрейда и выдвинул собственную оригинальную концепцию развития человека от младенчества до старости. Эрик Эриксон тщательно исследовал социально-психологические механизмы и способы формирования психосоциальной идентичности в процессе развития и взросления человека. Ему удалось расширить и развить фрейдовскую концепцию психосексуальных стадий развития, связав развитие индивида с социальными нормами. Зрелая личность, по Эриксону, представляет собой продукт как внутрипсихических, так и общественных факторов. Эриксон выделил восемь стадий развития, которые он описал в терминах конфликтов, от разрешения которых на каждой стадии зависит успешность развития. Решение этих жизненных задач на каждой стадии, в свою очередь, существенно для прохождения последующих стадий.

Первая стадия: базовое доверие против недоверия Период в жизни ребенка до 1 года, когда устанавливается базовый принцип отношения к себе. Чувство базового доверия как основа здоровой личности возникает из опыта взаимоотношений с теми, кто заботится о ребенке (с матерью в первую очередь), удовлетворяет его потребности, устраняет дискомфорт, создает атмосферу безопасности.

Вторая стадия: автономия против стыда и сомнения. Период становления у ребенка от 1 до 3 лет базовых принципов по отношению к миру. В определяемой Эриксоном «борьбе за самостоятельность» устанавливается баланс любви и ненависти, свободы самовыражения и ее подавленности. Излишне контролируемый родителями ребенок поддается социальной тирании и испытывает стыд и нерешительность.

Третья стадия: инициатива против вины. Период становления полоролевой идентичности ребенка в возрасте от 4 до 5 лет, ухода от прегенитальной привязанности к родителям. Если мир принимает растущую активность, любопытство к вопросам пола, секса, ребенок растет инициативным в межличностном взаимодействии, в противном случае вина ограничивает его открытость реальности.

Четвертая стадия: мастерство против неполноценности. Школьные годы, период с 6 до 11 лет, называется периодом активной социализации. Ребенок как бы «примеряет» социальные роли, развивает необходимые навыки, умения. Чувство мастерства и достижения формируется при наличии подходящих ролевых моделей (учителя, сверстники).

Пятая стадия: идентичность против диффузии идентичности. Подростковый период, от 12 до 18 лет - становление эгоидентичности, время активной интеграции личности. Чувство идентичности подростка развивается в его социосексуальной роли и групповой идентификации. Также у подростка развивается чувство профессиональной идентичности. В этом периоде подростку присущи максимализм, приверженность определенным подростковым «идеалам», подражание кумирам, что служит своеобразной защитой от недостатка стабильности в чувстве идентичности.

Шестая стадия, близость против изоляции. Период развития близких отношений с противоположным или собственным полом. Сексуальная идентичность позволяет находить удовольствие в близком общении и заботе о другом человеке. Изоляция возникает из-за потери чувства идентичности.

Седьмая стадия: творчество против застоя. В этой стадии главное - забота о детях и творческой продуктивности.

Восьмая стадия: целостность против отчаяния. Эта стадия представляет собой, по мнению Эриксона, кульминацию жизни. Целостное «эго» личности характеризуется самопринятием и видением ценности собственной жизни Недостаток эго-интеграции сопровождается страхом смерти.

В целом Эриксону удалось обогатить психологический словарь такими ныне широко используемыми терминами, как «идентичность» (identity), «кризис идентичности», «жизненный цикл» (life cycle) и другие.   Эриксону удалось выйти за рамки мрачного психоаналитического, замкнутого на сексе детерминизма Фрейда и удовлетворить широкую аудиторию, искавшую психологию надежды. Его исследования до сих пор остаются живым, современным и ценным источником исследований и предметом нескончаемых концептуальных дискуссий.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!