Общая характеристика познавательного развития дошкольников

Восприятие. Ощущения и восприятие составляют процессы чувственного познания. Восприятие - это целостное отражение предметов, явлений, процессов при их непосредственном воздействии на соответствующие органы чувств. В отличие от восприятия ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов и явлений. В зависимости от ведущего анализатора различают зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное и тактильное восприятие. Свойства восприятия: 1. Предметность, 2. Избирательность, 3. Целостность, 4. Константность, 5. Категориальность, 6. Взаимосвязь с речью

Сенсорное развитие - это формирование новых, ранее не существующих сенсорных процессов. Важным условием для развили восприятия является созревание данных от природы анализаторов. Но без чувственного опыта их развитие невозможно, поэтому сенсорный опыт является важной ступенькой развития восприятия и других психических процессов. На развитие восприятия, чувственного опыта влияет речь и сенсорные эталоны. Слово взрослого фиксирует приобретенный опыт ребенка, обобщает его, направляет акт обследования предмета так, чтобы восприняты те стороны предмета, которые метке всего доступны чувственному опыту. Тем самым восприятие поднимается на новый уровень, очеловечивается.

Но доминирующим фактором в развитии восприятия ребенка психологи определяют усвоение им общественного сенсорного опыта - сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений (цвет, форма, величина, высота звуков и др.).

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления.

Развитие восприятия: 1) освоение новых свойств предметов; 2)формирование новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий, опосредованных сенсорными эталонами

  • Ребенок подходит со знанием основных геометрических фигур, цвете (к 6-ти годам точность в цветоразличения возрастает в 2 раза);
  • Младшие дошкольники обращают внимание на цвет и величину; старшие - на форму;
  • Развивается восприятие мушки (понимают различия в высоте звуков и тембре);
  • Совершенствуется тактильная чувствительность; обоняние;
  • Меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций дети переходят к ознакомлению с предметами ив основе зрения и осязания. Если предмет новый, его обследование снова превращается в развернутый процесс. Если зрительное восприятие не дает необходимой информации о его свойствах, рука выступает как орган обследования.
  • Появляются новые действия восприятия: идентификация; отнесение к эталону; моделирующие действия.
  • В восприятии выделяются произвольные действия, наблюдение превращается в своеобразную деятельность, направленную на решение интеллектуальных проблем.
  • Большое значение для восприятия имеет речь. Называние воспринятого признака объекта в слове помогает ребенку абстрагировать его от предмета. Речь помогает осмыслить важнейшие качества предметов как единое целое.

Восприятие пространства. Ребенок начинает познавать пространство по мере овладения им: от освоения близкого пространства до овладения далеким пространством благодаря прямохождению. На первом году жизни ребенок овладевает пространством, ограниченным пределами его кроватки. На 2-м году слово взрослого включается в пространственную ориентировку.

В раннем детстве ребенок начинает ориентироваться в более широком пространстве. Собственное тело становится точкой отсчета в восприятии пространства:

1) развитие ориентировки начинается с правой и левой руки, затеи направления спереди-сзади по отношению к телу ребенка;

2) развитие ориентировочных действий, связанных с овладением предметной деятельностью - ребенок выясняет отношения между предметами (друг за другом, между ними и т.д.)

3) большое значением имеют продуктивные вилы деятельности (конструирование, лепка, позволяющие познать отношения за, под, на, перед);

4) совершенствованию пространственных отношений способствует речь.

Ориентировка в пространстве складывается только к концу дошкольного возраста.

Восприятие времени. Для дошкольника восприятие времени представляет большую трудность, т.к.:

1) время не имеет наглядной формы;

2) необратимо, течет в одном направлении;

3) невозможно совершать действия с ним;

4) все, что происходит с ребенком во времени, а не со временем;

5) один и тот же временной промежуток воспринимается по-разному в зависимости от содержания и характера деятельности, выполняемой ребенком;

6) на протяжении всего дошкольного возраста дети не воспринимают очень длительные временные период (год, век, эпоха).

Знакомство со временем начинается с усвоения обозначений и мер времени, выработанных людьми, которые имеют условный и относительный характер (сегодня, завтра, вчера, теперь).

Предпосылки восприятия времени складываются еще на первом году, когда у младенца формируется биоритм сна и бодрствования.

К концу раннего детства дети осваивают непродолжительные и конкретные временные отрезки (утро-вечер), поскольку в течение этих промежутков выполняют разную деятельность.

В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не ориентируется во времени. Формирование временных отношений происходит в среднем дошкольном возрасте:

1) вначале ребенок знакомится с короткими промежутками времени (минута, час, день). Эти временные промежутки легко осваиваются, если ребенку часто даются задания на время.

2) наглядный характер психических процессов приводит к тому, что ребенок «ищет» материальный носитель времени - часы.

3) ребенок не осознает объективность времени.

4) представления об исторических периодах остаются дм дошкольников трудными, т.к. нет наглядных опор.

Для восприятия больших временных промежутков необходимы систематические наблюдения за природой; использование календаря, дневника наблюдений.

Внимание. Успех в обучении, овладении какой-либо деятельностью зависит от внимания ребенка. Внимание является основой любого, успешно протекающего процесса, выступая в единстве со всеми психическими процессами. С  вниманием связаны направленность, избирательность познавательных процессов.

Внимание - это направленность и сосредоточенность психической активности в определенном объекте. Виды внимания: природное, социально обусловленное, непосредственное, опосредованное, непроизвольное, произвольное.

Свойства внимания: концентрация, устойчивость, распределение, переключение, объем.

В дошкольном возрасте продолжает совершенствоваться непроизвольное внимание. Ребенок интересуется многим, ставит задачи, сосредотачивается, пока не угаснет интерес. Основным достижением является формирование произвольного внимания. Вначале взрослый с помощью слова, жеста привлекает внимание ребенка, затем ребенок самостоятельно используя эти приемы, формирует у себя произвольность внимания.

На развитие произвольности внимания влияют занятия игровой, трудовой деятельностью, где ребенку приходится считаться с правилами и требованиями взрослых, а также понимание значения предстоящей деятельности, осознание цели.

Свойства внимания дошкольника:

  1. Увеличение объема (ребенок может действовать с 3-4 предметами).
  2. Возрастание распределения внимания.
  3. Устойчивость (с 7 сек в младшем дошкольном возрасте до 50 сек - в старшем). Зависит от действующего раздражителя. Пик устойчивости приходится на 5,5 до 6,5 лег.
  4. Внимание становится опосредованным.
  5. Появляются элементы послепроизвольного внимания.

особенности внимания дошкольника:

  1. Дошкольник способен сосредоточить внимание на короткое время.
  2. Внимание ребенка быстро ослабевает и любой посторонний раздражитель отвлекает ребенка от деятельности (особенно в младшем дошкольном возрасте).
  3. Внимание привлекается яркими, сильными раздражителями; ребенок не в состояния произвольно управлять своим вниманием.
  4. Быстрая отвлекаемостъ и трудности сосредоточения обусловлены особенностями высшей нервной деятельности.

Память - это готовность человеческого мозга к восприятию, запечатлению окружающей действительности, хранению, воспроизведению и забыванию информации.

Память занимает особое место в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание действительности.

Память является основой любого научения и предпосылкой творческой деятельности. Память как психический процесс не дана ребенку от рождения. Она складывается по мере созревания мозга под влиянием окружающей жизни, воспитания и обучения.

Виды памяти: По содержанию запоминаемого материала: образная, эмоциональная, двигательная. По способу запоминания: словесная, логическая, механическая

По длительности сохранения материала: долговременная, кратковременная. По сознательно поставленной цели запоминания: непроизвольная, пПроизвольная

На протяжении дошкольного периода в памяти происходят существенные изменения: расширение кругозора, стремление овладеть знаниями, умениями, навыками - все это приводит к изменениям памяти ребенка.

1.Память ребенка носит непроизвольный характер. Главным видом является образная память. В связи с особенностями восприятия (глобальность) и мышления (отрывочность представлений) запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно (ребенок перескакивает с одного признака предмета на другой; забывает главное).

  1. На 4-м году память носит непреднамеренный характер. Ребенок не умеет ставить задачу на запоминание и не владеет способами. Ребенок лучше запоминает то, с чем он действует. Большое значение при этом играет речь, т.к. включение слова в деятельность изменяет восприятие предмета и происходит запоминание цвета, формы, величины. Дети с удовольствием слушают много раз одни и те же сказки, рассказы.
  2. Память ребенка носит непроизвольный, избирательный характер, т.е. лучше запоминается то, что интересно, привлекательно. Содержанием детской памяти выступают предметы, действия людей, игрушки и т.д. неожиданность появления и новизна игрушки, сюрпризный момент, используемый педагогом, оставляет глубокий след в памяти ребенка.
  3. Важнейшие изменения в памяти дошкольников происходят около 4-х лет. Структура мнемической деятельности (деятельности запоминания) меняется: памяти приобретает элементы произвольности (т.е. непроизвольное запоминание перерастает в сложную, регулируемую деятельность). Запоминание превращается в особую деятельность, которая подчиняется цели - запомнить. Это связано с возрастанием регулирующей роли речи, появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия определенным цепям.
  4. Развитие произвольной памяти начинается с выделения ребенком специальных мнемических задач на запоминание, т.е. когда ребенок сталкивается с такими условиями, в которых ему необходимо что-то запомнить. В таких ситуациях появляется мотив на достижение результата. Ребенок начинает использовать некоторые приемы запоминания (на 5-м году): повторение, логическое запоминание по смыслу, классификация,
  5. Механическое запоминание бессмысленного материала происходит у ребенка наиболее легко, за счет того, что ребенка привлекает звуковая сторона материала.

7.Эйдетизм - особенность памяти дошкольников, очень точное запоминание всех деталей в той ситуации, в которой находился ребенок.

  1. У ребенка значительно изменяется содержание двигательной памяти (движения становятся сложными, включают несколько компонентов). Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа.
  2. Явление реминисценции - запоминаемый материал воспроизводится дошкольниками через 3-5 дней значительно лучше; вспоминаются те детали, которые вначале были забыты.

10.Словесная память интенсивно развивается в процессе активного освоения речи, при слушании и воспроизведении литературных произведений, общении.

  1. У ребенка появляются личные воспоминания, в которых отражаются существенные события из жизни ребенка, успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослым и сверстниками. Таким образом, развитие памяти включается в развитие личности.

Воображение - это психический познавательный процесс создания новых образом путем переработки и перекомбинирования имеющегося опыта; отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение присуще только человеку.

Характеристика воображения дошкольника.

  1. Воображение ребенка гораздо богаче взрослого человека. Однако все элементы детских фантазий заимствованы ими из опыта: сказок, случайно услышанных слов, т.е. «чем больше опыт, тем ярче, глубже воображение (Л.С.Выготский). Таким образом, все фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, которого мало. И все же воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чей в жизни взрослого. Воображаемый и реальный миры не отделены у него столь четкой границей, чем у взрослых.
  2. Важной чертой воображения дошкольников является повышенная эмоциональность -ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные; придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные. Именно силой и живостью детского воображения объясняется большое количество страхов в дошкольном возрасте и повышенная предрасположенность к их формированию у ребенка.
  3. Исходной формой воображения и стимулом развития является действие по типу «как будто» - начиная с 2-3 лет (начало появления воображения). Преобладает воссоздающее воображение.
  4. В дошкольном возрасте воображение достигает своего расцвета, особенно в сюжетно-ролевой игре, в которой начинает складываться знаковая функция сознания. С развитием воображения исчезает необходимость в опоре на какой-либо предмет, происходит интериоризация, т.е. переход к игровому действию без предмета.
  5. Огромное влияние на ребенка оказывает образ воображаемой роли (как образ в действии).

Очень ярко воображение проявляется в режиссерской игре.

  1. С возрастом воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер (в роли слушателя).
  2. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании и сочинении сказок, стихов.
  3. Главная особенность развития воображения у детей от 3 до 5 лет состоит в обособлении мира, фантазии от реальности. С этим тесно связана возможность произвольного воображения к концу дошкольного возраста.
  4. Особенностями образов воображения дошкольников являются: яркость и эмоциональность; легкость возникновения; изменяемость по любому поводу.
  5. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов:

- наделение персонажей реальными действиями

- антропоморфизация - одушевление предметов, животных и наделение человеческими качествами

- агглютинация - соединение несоединимых сторон разных объектов

- смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению

- изменение цвета или необычное взаиморасположение объектов.

  1. Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции:

познавательную - это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. Данная функция тесно связана с мышлением; бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования, защитную (аффективную, психотерапевтическую) - направлена на утверждение и защиту своего «Я». Данная функция находит отражение в многократном воспроизведении (проигрывании) травмирующих воздействий или ситуаций; создании ситуаций, в которых дети могут утвердить себя, почувствовал, себя смелыми, сильными. Рассказы-фантазии детей об изживании собственных страхов встречаются у детей 2,5-3 лет. В среднем дошкольном возрасте аффективное воображение связано обычно с переживанием реальной травмы.

Как отмечает Е.О.Смирнова, без специальной педагогической работы развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение может приводить к застойным переживаниям, близким к патологическим (страхи, тревожность), или веста ребенка к аутизму; к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов.

Познавательное воображение в условиях обучения, направленного на однозначность знаний и усвоение готовых схем действия, имеет тенденцию к постепенному угасанию.

  1. В 4-5 лет в процесс воображения включается специфическое планирование. В 6-7 лет воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. Ребенок уже свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их. Познавательное воображение передает переработанные впечатления. Появляется целенаправленное планирование.
  2. В работах О.М. Дьяченко раскрыты проблемы механизмов творческого воображения дошкольников как фундаментального новообразования дошкольного детства. Оно развивается вместе с теоретическим мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе. Если мышление познает мир вещей и явлений в форме абстрактных понятий, то воображение - в форме особых образов. О.М. Дьяченко выделены два способа решения творческих задач на воображение:
  • опредмечивание (младший и средний дошкольный возраст), когда рисунок используется ребенком как схема, достраивается.
  • включение (старший дошкольный возраст) - рисунок включается детьми как деталь в разные объекты.

Продуктивное воображение и творческое мышление включены в единый контекст творческого развитая ребенка на правах его самоценных образующих. Это единство, на взгляд В.В.Давыдова и В.Т.Кудрявцева, и служит подлинным основанием преемственности дошкольной и школьной ступеней в системе развивающего образования.

Мышление - это психический процесс познания, связанный с открытием нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

Дошкольный возраст является периодом расцвета детской познавательной активности.

Ребенок еще не выделяет самого себя из окружающего мира, он как бы растворен в нем. Эта особенность детского мировоззрения, которая заключается в невыделенности себя и своей позиции, Ж.Пиаже назвал эгоцентризмом. Но это не гипертрофия своего Я, а, наоборот, непосредственное отношение к миру, где субъект игнорирует свое Я, не может выйти за его пределы. Феномены Пиаже показывают, что ребенок доверяет только своему непосредственному восприятию, рассматривает вещи со своей субъективной позиции, которая выступает как единственная и абсолютная. Умственное развитие заключается в преодолении центрированной позиции, т.е. в развитии децентрации (переходе от индивидуальной к социальной позиции).

Л.С.Выготский отмечает, что позиция ребенка, его отношение к миру вещей и людей в мире, обществе, где живет ребенок, уже существуют определенные представления о реальности. Ребенок не конструирует своего собственного знания о реальности, а усваивает его от тех, кто эти знанием уже владеет.

Феномены Пиаже Выготский объясняет как непосредственность восприятия и суждения (из-за отсутствия у ребенка общественных способов и средств решения задач). Преодоление центрации заключается в присвоения средств (эталонов, мер, ориентировочных действий). Суть децентрации: переход с непосредственной позиции на новую, обьективно-общественную, которая всегда имеет опосредованный характер. Для преодоления детского эгоцентризма важна сюжетно-ролевая игра, в которой дети при реализации ролей становятся на различные точки зрения; использование мер и меток.

Особенности мышления дошкольника.

  1. В отличие от раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представлен» (то, что знает по прошлому опыту). Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольников внеситуативным, что значительно расширяет границы познания.
  2. Более тесная взаимосвязь с речью, что приводит к появлению развернутого мыслительного процесса (рассуждение); к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности (речь выполняет планирующую функцию); к бурному росту мыслительных операций.

Рассуждение начинается с постановки вопроса (что свидетельствует о развитии любознательности, стремлении постичь сложные проблемы бытия, проникнуть в сущность процесса). Как появляются вопросы:

1) В результате встречи ребенка с новым объектом, который малыш не может понять, стремится найти ему место среди своего прошлого опыта, знаний.

2) При нарушении сложившихся представлений. Если новое представление совладает со сформированным только по некоторым признакам, а по остальным различается, возникает вопрос.

3) Стремление утвердиться в правильности своего вывода.

Отношение взрослого к детским вопросам определяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необходимо предоставить ребенку возможность найти ответ, может быть, с помощью взрослого или сверстников. Взрослый должен развить у ребенка самостоятельность мышления, любознательность.

  1. Ребенок начинает строить свои собственные «корни». Возрастает тенденция к независимости, оригинальности мышления (объединение объектов, признаков и свойств, несоединимых на взгляд взрослого).
  2. Мышлению присуща конкретная образность. В объектах ребенок выделяет наиболее яркие, не всегда существенные признаки, что приводит к необычным умозаключениям.
  3. Своеобразие умозаключений объясняется:

- отсутствием, нехваткой знаний или их ограниченностью; недостатком опыта, когда многое недоступно пониманию ребенка;

- несформированностъю способов умственной деятельности;

- недостаточной критичностью мышления.

Рассуждения хотя и противоречивы, в то же время оригинальны. Для них характерно не отсутствие логики, а ее своеобразие, когда происходит движение от частного к частному, минуя общее.

  1. Мышление ребенка направлено на осмысление не только природных, но и социальных явлений, моральных проблем.
  2. Изменение соотношения между практическими и умственными действиями. Ребенок проводит простейшие опыты, экспериментирует, что подводит его к выводам, обобщенным представлениям. Постепенно речь включается в решение задач. Постепенно ребенок научается заранее составить план действий; подходит к решению задачи во внутреннем плане, выдавая готовое словесное решение.
  3. В дошкольном возрасте интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности мыслительные операции - анализ и синтез. Изменяется характер обобщений, что позволяет освоить операцию классификации (отнесение объекта к группе на основе родо-видовых признаков: игрушки, мебель).
  4. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость,
  5. К концу дошкольного возраста формируются элементы логического мышления с опорой на понятия. Предпосылкой формировали понятий являются представления - обобщенные образы предметов и явлений.

Н.Н. Поддъяков исследовал особый тип мышления ребенка, который представляет единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых свойств и связей предмета. Детское экспериментирование строится самим ребенком. В процессе экспериментирования у ребенка возникают новые, неясные знания. Процесс мышления может развиваться от понятного к непонятному. В экспериментировании лучше развивается способность строить догадки, задавать вопросы. С точки зрения Н.Н.Поддъякова, взаимопереход ясных и неясных знаний ребенка составляют суть саморазвития детского мышления.

Речь - это процесс общения, опосредованный языком (Р.С Немов).

Развитие речи в дошкольном возрасте

Мотивом   овладения   родным   языком   выступают   потребности  ребенка   узнать рассказать и воздействовать на другого человека и на себя.

Развитие речи происходите следующих направлениях:

1)   всех сторон речи (словарь, фонетика, грамматика, связная речь);

2)   всех форм речи (контекстная, объяснительная);

3)   всех    функций    (обобщающей,    коммуникативной,    планирующей,    регулирующей).

В дошкольном возрасте речь включена в познавательную деятельности и тесно связана с мышлением.

Наряду с эгоцентризмом мышления Ж. Пиаже выделил феномен эгоцентрической речи. Пиаже отметил, что в 4-6 лет дети часто сопровождают свои действия ни к кому не обращенными высказываниями.

Эгоцентрическая речь. Ребенок говорит сам для себя, никому не адресуя свои высказывания, не ожидая ответа и не интересуясь, слушают ли его. Это «громкие мысли».

Социализированная речь. Ребенок оросит, задает вопросы, обменивается мыслями, воздействует на окружающих.

В 1-5 лет коэффициент эгоцентрической речи максимально высокий (54-60%). После 6-7 лет он начинает падать. Эгоцентрическая речь представляет собой середину между аутической и социальной формой мысли.

Л.С.Выготский предлагает следующую интерпретацию феномена эгоцентрической речи. Она выполняет важную роль в деятельности ребенка. В ситуации затруднения в детской речи повышается коэффициент эгоцентрической речи. В затруднительных ситуациях ребенок с помощью слов пытается осмыслить ситуацию и спланировать свои ближайшие действия. Таким образом, эгоцентрическая речь становится средством мышления, т.е. помогает ребенку осознать ситуацию решить задачу.

Эгоцентрическая речь дошкольника имеет много общего с внутренней речью взрослого человека (не выполняет социальной функции; непонятна окружающим; сокращена). После 7 лет происходит не отмирание эгоцентрической речи, как полагает Пиаже, а превращение ее во внутреннюю речь. Таким образом, по Л.С.Выготскому, эгоцентрическая речь ребенка есть переходный этап от внешней речи к внутренней.

Функции речи:

  • Складывается интеллектуальная  функция  речи,  когда  слово  фиксирует  результат познавательной деятельности;
  • словесное рассуждение к 6-7 годам становится способом решения задач;
  • развитие понимания речи связано с выполнением поручений взрослых, знакомством с литературными произведениями;
  • на основе словесной инструкции взрослого и становления регулирующей функции появляется самостоятельная организация детьми своей деятельности;
  • речь начинает выполнять саморегулятивную функцию (планирования), перемещаясь с результата деятельности на ее начало, предваряя результат;
  • о развитии знаковой функция речи говорит осознание ребенком звукового строения слова и словесного состава предложения;
  • ребенок начинает выделять слово как абстрактную единицу, что создает возможность освоить письменную речь.
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!