Общая характеристика понятия. Содержание и объем понятия

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Каждый человек, как известно, мыслит не хаотично, а в определенных формах. И этих форм мышления всего три: понятие, суждение и умозаключение. Независимо от национальности, возраста, пола и профессии любой мыслящий человек оперирует этими тремя формами мышления. Причем они очень тесно связаны между собой. Суждение состоит из понятий, а умозаключение, в свою очередь, из суждений.  По мнению многих специалистов по логике, наиболее простой формой мысли является понятие.

Понятие является первой из трех основных форм мышления. Это как бы изначальный материал, из которого строятся суждения и умозаключения. Этой форме мысли можно дать следующее краткое определение: Понятие  – это форма мышления, в которой предметы и явления объединяются в один класс на основе их существенных признаков. Признак предмета – это то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они отличаются друг от друга. Признаки предмета могут быть различными, но их  условно можно разделить на две группы: существенные и несущественные.  Существенными являются признаки, которые необходимо присущи предмету и выражают его внутреннюю природу. Именно существенные признаки помогают нам  обобщить схожие предметы в один класс, и в то же время отличать их от предметов другого класса. Признаки, которые могут принадлежать, а могут и не принадлежать предмету какого-либо класса, но которые не выражают его сущности, называют несущественными.

Как же возникают понятия и почему они необходимы для мыслительной деятельности человека? Все, что нас окружает, будь то какой-то предмет или же явление, обладает множеством различных свойств. Человек способен по этим свойствам отождествлять или различать предметы между собой. Как и формы чувственного познания (ощущение, восприятие и представление), понятие является формой отражения действительности. Только в отличие от первых, это мысленное отображение вещей. Образование понятий есть результат длительного процесса познания. Однажды возникнув, понятие не является чем-то застывшим и догматическим, оно постоянно совершенствуется. Так, например, понятие «преступление» на протяжении человеческой истории постоянно изменялось. При рабовладельческом строе считалось преступлением бегство раба, и в то же время убийство раба за неповиновение преступлением не являлось. В период господства религии любое серьезное отклонение от ее догматов квалифицировалось как преступление, и человек мог быть даже казнен за это. Даже сейчас понятие преступления по-разному отражено в уголовных кодексах различных государств в зависимости от политического режима, господства той или иной религии, национальных традиций и т. д.

Хотя понятие  – чисто мысленная форма отражения действительности, тем не менее, при его образовании человек опирается на материал чувственности, на данные органов чувств.

Особенностью понятия как формы отражения является то, что это обобщенное отражение действительности. Но, выявляя общее у предметов, мы еще не получаем понятие о них. Понятие отражает не только общие свойства, но общие существенные свойства. Несмотря на то, что в понятии отражено общее, оно всегда опирается на единичное. Чтобы образовать понятие, необходимо исследовать массу единичных вещей, предметов, событий, явлений. Единичное – это исходный пункт в становлении понятия. Связь же общего понятия с единичным сохраняется на всем протяжении существования этой формы мысли. Без этой связи просто нет понятия.

Понятие, как отражение общего, схематизирует, огрубляет, упрощает действительность. Оно беднее представления или восприятия, но необходимо для более глубокого познания мира. Тем более что как бы понятия не упрощали живую действительность, они всегда сохраняют связь с ней. Понятие отходит от непосредственной жизни для того, чтобы объективнее ее понять и в этом смысле стать ближе к ней.

Из всего вышесказанного следует, что при образовании понятия человек совершает ряд логических операций:

Сравнение – логический прием, с помощью которого устанавливается сходство или различие между предметами.

Анализ – мысленное расчленение предмета на составные части.

Синтез – мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.

Абстрагирование – мысленное выделение отдельных свойств (признаков) предмета и отвлечение от других свойств.

Обобщение – объединение отдельных предметов в однородные группы на основании присущих им одинаковых свойств.

Сравнивая ряд предметов, мы устанавливаем у них ряд общих признаков. Но для выделения этих признаков необходимо мысленно разделить предмет на составные части, элементы. Это и достигается анализом.

После изучения отдельных сторон предмета нужно восстановить его в мышлении в единое целое, что выполняется с помощью синтеза.

Для образования понятия важно выделить среди множества признаков объекта (класса) существенные, отвлекаясь при этом от несущественных. Это делается при помощи логической операции абстрагирования.

После всего понятие необходимо распространить на все сходные предметы. Это делается при помощи логической операции обобщения. Благодаря ей, существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым относится данное понятие.

Объективным источником образования и развития понятий является реальный мир, окружающая нас действительность. Как писал С. Л. Франк, «всякое отвлеченное знание, выраженное в понятиях и суждениях, опирается на некое созерцание  образов бытия, конкретной его «картины»[1]. Практическая деятельность человека по преобразованию этой действительности предшествует образованию понятий. Прежде чем дать особое, родовое название предметам, объединить их в определенный класс, люди должны путем повторяющихся действий в какой-то мере обладать ими, отличать на опыте от других предметов внешнего мира.

В языке понятие выражается либо отдельными словами «государство», «преступление», «курсант», либо словосочетанием «тайное хищение», «уголовное право», «экономическое преступление». Но понятие и слово не всегда совпадают. В языках разных народов одно и то же понятие выражается различными словами. Но даже и в одном языке понятие и слово могут не совпадать, это связано с существованием в языке омонимов и синонимов. Так одним и тем же словом могут обозначаться разные понятия, например: коса (женская), коса (песчаная), коса (для скашивания травы). Это слова омонимы. С другой стороны, одно и то же понятие может выражаться через разные слова. Это синонимы. Например, «квадрат» и «равносторонний прямоугольник», «лингвистика» и «языкознание». Кроме того, существуют специально выработанные языки, которые называют жаргонами. Они распространены в молодежной и преступной среде. В этих языках известные слова могут выражать совершенно другие понятия. Например, «тормоз» – слишком медлительный человек, «броня» – упрямый, «непробиваемый» человек, «академия» – тюрьма, «мальчик» – отмычка и т. д.

Кроме того, одно и то же слово, выражающее какое-либо понятие, может вызывать различные ассоциации у разных людей. Это зависит от уровня знаний человека в этой области, от его опыта, от индивидуальных особенностей. Например, словосочетание «правовая норма» вызывает различные ассоциации у юриста и у физика; значение слова «допрос» объясняется следователем иначе, чем подозреваемым, которого допрашивают. Поэтому важно уточнять значения и смысл употребляемых в процессе рассуждения слов, что требует от нас закон тождества.

Всякое понятие имеет две важнейшие логические характеристики: содержание и объем.

Содержание понятия – это совокупность существенных признаков предмета, мыслимых в данном понятии. Так, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность и наказуемость того, кто его совершил.

Объем понятия – предмет или совокупность предметов, которые мыслятся в понятии. Например, объем понятия «преступление» охватывает все известные человечеству преступления.

Объем и содержание понятия находятся в тесной взаимосвязи, что выражается в законе обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Он формулируется следующим образом: с увеличением содержания понятия уменьшается его объем и,  наоборот, с увеличением объема уменьшается содержание.

Обогащая содержание понятия «государство» путем прибавления нового признака «европейское», мы переходим к понятию «европейское государство», имеющему меньший объем (европейских государств меньше, чем государств вообще). Если же введем еще один признак, например, «славянское», то объем понятия станет еще меньше.

Увеличивая объем понятия «учебник по логике», переходим к понятию «учебник», которое имеет меньшее содержание, т. к. содержит меньше признаков (в нем нет специфических признаков учебника логики).

Легче различать понятия по объему, нежели по содержанию. Поэтому, когда требуется найти более богатое по содержанию понятие среди имеющихся, необходимо, согласно закону обратного отношения между содержанием и объемом понятия, искать меньшее понятие по объему. Например, среди понятий «человек», «юрист», «адвокат» самым богатым по содержанию будет понятие «адвокат», т. к. оно имеет меньший объем.

[1] Франк С. Л. Сочинения. – М., 1990. – С. 228.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!