Общая характеристика периода новорожденности

Врожденные рефлексы новорожденного (биологическая основа выживания ребенка) Рефлексы позволяют приспособить организм к внешним условиям:

  1. Физиологические (пищевые)    (необходимы   для   выживания   во   внешнем   мире). Сосательный, поисковый - готовность к новому типу питания
  2. Защитные (зрачковый, мигательный, болевой). На 12-й неделе отмечается вздрагивание, икание, чихание.
  3. Ориентировочные (направлены на контакт с внешним миром - поворот головки на сильный источник света как основа потребности во впечатлениях). К 14-й неделе развит слух. В 24 недели зажмуривает глаза и отворачивается от яркого света, который проникает через стенку живота матери; чувствует вкус (активизация глотательных движений на сладкий вкус). Достаточно зрелой является тактильная чувствительность -реагирует на прикосновение уже на 7- неделе, а к 6 месяцам угадывается отношение к разным видам внешних раздражителей. 5-месячный плод двигает головкой, если погладить ее рукой; отодвигается от холодного датчика УЗИ; бьет ножками от холодной воды, когда обливают живот матери. После рождения на 2-й недели в сторону источника света или звука.
  4. Двигательные:

-     хватательный (рефлекс Робинсона). Исчезает на 2-4 мес.

-     рефлекс обхватывания (рефлекс Моро) - отведение рук в стороны и разгибание пальцев с последующим возвращением в исходное положение). Исчезает после 4-х мес.

подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского) — изолированное тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных при раздражении подошвы по наружному краю стопы от пятки к пальцам. Исчезает после 12 мес. рефлекс ползания (рефлекс Бауэра). Исчезает после 4-х мес.

  1. Тонические:

-     лабиринтный рефлекс вызывается изменением положения головы в пространстве.

-     Рефлекс Кернига: у лежащего на спине ребенка сгибают ногу в тазобедренном и коленном суставах. Рефлекс считается положительным, если сделать это не удается; исчезает после 4-х мес.

Все врожденные рефлексы не обеспечивают появления человеческих форм поведения. У животных — это природная необходимая основа для поведения взрослой особи.

В течение 4-х недель ребенок считается новорожденным. Это время, когда ребенок наиболее беспомощен. Он еще не владеет средством человеческого общения (речью), его жизнедеятельность ограничивается удовлетворением простейших органических потребностей, поэтому складывается впечатление, что младенец чисто биологическое существо (выживание ребенка обеспечивается включением врожденных рефлексов; уход взрослого).

Особенность новорожденного: большие способности к обучению, возможности к приспособлению к новой жизни на основе подражания, копирования многих действий.

Взрослый человек - центр всякой ситуации в младенческом возрасте. Поэтому смысл всякой ситуации для ребенка определяется прежде всего присутствием взрослого. Отделяясь от матери, ребенок не отделяется от нее ни биологически, ни психологически — ситуация «пра-мы» (изначальная психическая общность матери и ребенка).

Взрослый для ребенка - не внешняя среда, не объект внешнего мира, а внутреннее содержание его психической жизни. С этой особенностью связана высокая подражательность ребенка, которая порой опережает собственные возможности ребенка, что отличает его от животных. При отсутствии связи со взрослым возникает явление госпитализма.

Психологическая сущность кризиса новорожденности.

В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее в этот момент не происходит. К тому же ребенок из одной среды существования - водной - переходит в совершенно иную - воздушную. Л.С.Выготский приписывает психической жизни новорожденного 2 характеристики:

1)     новорожденный обладает лишь начатками психической жизни;

2)     эта  жизнь  носит  очень  специфический   характер   и  связана  преимущественно  с подкорковыми отделами мозга.

Кости новорожденного - мягкие, слабые; череп со швами и родничками. Дыхание неритмичное, животом. Вступают в действие многочисленные рефлексы, которые формируются на 7-м месяце внутриутробной жизни. Активность ребенка характеризуется высокой подражательностью. Мозг новорожденного составляет по размерам и весу около 25% от мозга взрослого человека. К концу первого года жизни головной мозг ребенка составляет 50%, а в два- уже около 75% мозга взрослого.

Основными задачами в данный период выступают (по программе «Кроха»):

-    тщательный гигиенический уход;

-    формирование четкого и правильного ритма кормления (7 раз через 3 часа) и суточного ритма с концентрацией сна на ночь, а бодрствования на день;

-     создание условий для возникновения первых социальных и личностных проявлении ребенка.

К концу 1-го месяца в психической и социальной жизни ребенка происходит переломный момент, который связывается с реакцией на человеческий голос. Появление улыбки в ответ на голос взрослого - суть этой специфической реакции и условная границ: перехода ребенка в период младенчества. Социальная ситуация развития характеризуете» следующим: взрослый человек - центр любой ситуации. В отсутствии взрослого ребенок беспомощен. Ведущей деятельностью выступает общение, которое создает возможности для разностороннего психического развития ребенка: познавательного (зрительные, слуховые двигательные и другие ориентировочные действия), эмоционального (умение распознавал эмоции взрослых и совершенствование собственных), предречевого развития.

Новорожденный обладает богатыми сенсорными возмож­ностями, которые выражаются в различении и в предпочтении определенных зрительных и слуховых воздействий. Сенсорные системы новорожденного настроены на восприятие тех стиму­лов, которые связаны с образом человека (звуками голоса, движущимися предметами, округлой замкнутой формой и пр.).

Потребность в общении не является врожденной, а приобретается прижизненно. Она складывается на основе других потребностей, но не сводится к ним (органические потребности, о которых ребенок сигнализирует взрослому). Постепенно у ребенка складывается образ взрослого как единственного источника всех желанных воздействий. Потребность в общении формируется на основе врожденной потребности во впечатлениях (источник развития лежит не внутри, а вне ребенка Продукты материальной и духовной культуры раскрываются ребенку взрослым. Поэтому начало психической жизни состоит в формировании специфически человеческой потребности в общении).

Потребность в общении о взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. В результате материнской активности в конце 3-ей недели жизни у младенца появляется зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей. Она является способом сообщения взрослому о своем удовлетворении; средством налаживания отношений.

На основе улыбки появляется комплекс оживления (на 2-м мес. жизни), что свидетельствует о переходе на новый период психического развития.

Комплекс оживления - первый акт выделения взрослого, акт общения, который помогает воздействовать на взрослого. КО включает: зрительное сосредоточение на взрослом

-     улыбку

-     двигательное оживление

-     вокализации

КО является не просто ответной реакцией, а средством общения ребенка со взрослым, формой активного участия в общении. Младенец ведет себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый.

Таким образом, КО выполняет активную функцию в общении со взрослым. Поэтому можно сказать, что начиная со 2-го мес. жизни ребенок овладевает способностью к общению со взрослым и это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.

Дефицит общения в этот период оказывает отрицательно влияние на все последующее психическое развитие.

Несмотря на кратковременность периода новорожденности, происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:

- отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности;

- выделение первого объекта в окружающей действительнос­ти (взрослый, ухаживающий за ребенком);

- появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого (положительная эмоциональная реакция и свидетель­ствующая о ней улыбка);

- зарождение и развитие первой формы поведения - комплек­са оживления;

- развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зри­тельного и слухового сосредоточения на лице взрослого.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!