Общая характеристика государства и права Руси периода феодальной раздробленности

26 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

По мере становления феодальных общественных отношений, выравнивался уровень социально-политической, и военной организации русских земель, вследствие чего все более и более ослабевала власть политического центра - Киева. Усобицы между князьями за обладание новыми землями со второй половины XI в. обострялись. Особенно ускорил процесс «суверенизации» княжеств-отчин съезд князей в г. Любече (1097 г.), на котором решение: «Каждый да держит свою отчину» фактически устанавливало право князей на самостоятельную, независимую от Киева, власть. В результате на исходе столетия из-под власти Великого князя Киевского вышли Черниговское и Переяславльское княжества.

В первые десятилетия XII в. Киеву ещё удавалось поддерживать свой авторитет и влияние в восточнославянском мире. Но это достигалось путем максимального напряжения сил и незаурядных личных качеств Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) и Мстислава Великого (1125-1132 гг.).

Древнерусское централизованное государство расчленяется на множество удельных княжеств и возникают новые центры политической власти: Владимиро-Суздальское княжество в Северо-восточной Руси, Новгородская и Псковская феодальные республики в Северо-Западной Руси и Галицко-Волынское княжество в Южной и Юго-Западной Руси. Вместе с тем, идет дальнейшие развитие производительных сил, что подтверждается ростом городов, развитием внутренней и внешней торговли. В ХII в. на Руси возникло 119 новых городов, а к середине XIII в. насчитывалось уже более 350 городов.

«Землями» называли наиболее крупные из независимых княжеств. В те времена так обозначали суверенные государства: «Русская земля», «Лядская земля» (Польша), «Угорская земля» (Венгрия), «Греческая земля» (Византия) и т.д. Феодальные владения, входившие в состав земель, назывались «волостями»[1]. Волости складывались в Х в. как территории племён, входящих в племенные союзы, но теперь, к концу XII века их границы сильно изменились. Границы феодальных княжеств-земель чаще всего тоже не совпадали с границами славянских союзов племён догосударственного периода. Это говорит о завершении процесса формирования государственности на Руси к этому времени.

Причины, вызвавшие раздробление Киевского государства, были разнообразны. Среди экономических предпосылок главными можно назвать сложившуюся к этому времени систему натурального хозяйства, формирование и развитие вотчинной собственности, в первую очередь княжеских доменов. Отдельные хозяйственные единицы, такие, как община, волость, княжество, всё более отделялись друг от друга. Каждая из них обеспечивала себя необходимыми продуктами, потребляя при этом почти весь произведенный продукт. Вследствие этого товарное производство и обмен сокращались. К тому же, в связи с трудностями преодоления многочисленных новых границ, потерял своё значение торговый путь «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию).

Наряду с экономическими причинами феодального раздробления можно выделить и социально-политические. Бывшие дружинники, превратившись из военной элиты в землевладельцев, добивались политической независимости. Начался процесс оседания дружины на землю, князья и другие вотчинники постоянно соперничали друг с другом, добиваясь расширения своих владений. В этот период утверждается дворцово-вотчинная система государственного управления. Формируются два центра управления - великокняжеский дворец и вотчина, между которыми также возникают острые противоречия. Местные князья и бояре создавали свой аппарат управления и не нуждались в помощи великокняжеской власти.

Феодальная раздробленность вызывалась также и духовными причинами. Христианство на Руси распространялось с огромными трудностями: оно пришло извне и было навязано языческой народной массе княжеской властью. Русская православная церковь только создавала свою организацию. После крещения жителей Киева за весь период существования Киевского княжества (более 200 лет) только два раза на митрополичий престол занимали русские епископы. Все остальные киевские митрополиты, как и большинство священников на Руси, были греками. Церковная служба проводилась на греческом языке и была непонятна большинству прихожан. Двоеверие сохранялось на протяжении столетий не только среди простых людей, но и многими представителями княжеской власти, а иногда и самими князьями. Княжеская власть была сильнее церковной, и князья часто не слушали священников, которые пытались унять княжеские «усобицы».

К началу XIII века сложился следующий конгломерат русских земель. Левобережье Днепра в бассейнах рек Десны и Сейма и верхнее течение Оки занимала Черниговская земля. Она располагалась на бывших землях северян, вятичей, частично радимичей и дреговичей. На Черниговщине княжили потомки Олега Святославича (ум. 1115 г.), внука Владимира Мономаха.

По своему общественному и государственному строю русские земли-княжества существенно отличались друг от друга. Мы рассмотрим лишь наиболее значимые из них.

Ростово-Суздальское княжество вышло из состава Киевской Руси в 30-е гг. XII в. и стало наиболее крупным и влиятельным центром государственной жизни на Руси. Владимиро-Суздальское княжество, занимало территорию между реками Ока и верхней Волгой. Древнейшими городами княжества были Ростов и Суздаль. Поэтому вначале эту часть Киевской Руси называли Ростово-Суздальской землей. Затем, с перемещением центра политической власти во Владимир-на-Клязьме, она получила название Владимиро-Суздальское княжество. По решению феодального съезда 1097 г. Суздальская земля была отдана во владение Великому князю Владимиру Мономаху, который передал ее в управление своему сыну Юрию Долгорукому, чья деятельность приходится на 1125-1157 гг.

Юрий Долгорукий стал, по сути, первым независимым от Киева князем этой земли. Столицей княжества он сделал Суздаль. В годы своего правления он основал немало городов и монастырей. В 1147 г. летописец впервые упоминает основанную им Москву. В 1156 г. на месте современного кремлевского холма по его приказу были воздвигнуты деревянные укрепления и небольшой городок стал крепостью.

После смерти Юрия Долгорукого князем Ростово-Суздальской земли стал его сын Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.). Он перенес столицу княжества во Владимир. Летописи характеризуют Андрея Боголюбского как «самовластца».

«Самовластие» Андрея Боголюбского основывалось не только на том, что он был крупнейшим феодалом-землевладельцем, но и на том, что он прогнал своих братьев, отстранил от себя наиболее авторитетных бояр, перестал считаться с вечевыми собраниями Ростова и Суздаля. Это привело к заговору против него бояр, закончившийся убийством князя.

После длительной междоусобицы князем Владимирской земли становится младший брат Андрея – Всеволод Юрьевич, впоследствии прозванный Большое Гнездо (1176-1212 гг.). Он полностью оправдал свое прозвище, т.к. при нем Владимирская земля достигла своего наибольшего расцвета и могущества. Продолжая политику брата, Всеволод всячески стремился укрепить свою личную власть и ослабить власть бояр, расправляясь в первую очередь с теми из них, кто участвовал в убийстве Андрея. Запуганные репрессиями Всеволода бояре вынуждены были отказаться от притязаний на политическую самостоятельность и признать власть великого князя.

В результате неоднократных походов против соседних народов Всеволоду удалось подчинить себе многие русские княжества, однако после его смерти все они и даже вотчины вновь начали борьбу за свою самостоятельность.

Значительная часть земель княжества была освоена в процессе колонизации, новые земли становились собственностью князя. Он не испытывал сильной экономической конкуренции со стороны боярских семейств (в княжестве отсутствовала старая боярская аристократия и крупные земельные вотчины). Основной формой феодального землевладения становилось поместное землевладение.

Характерными особенностями Владимиро-Суздальское княжества являлись сильная власть князя и маловлиятельное вече. Социальной опорой князя были вновь образованные города (Владимир, Переяславль, Ярославль, Москва, Дмитров и др.).

Перенос во Владимир из Киева великокняжеского престола, а также главы русской православной церкви киевского митрополита Максима (1299 г.) способствовал усилению влияния этого княжества на остальные русские земли. Владимиро-Суздальское княжество поддерживало и международные отношения, как со странами Запада, так и Востока. Во взаимоотношениях с русскими княжествами следует отметить тесные экономические и политические связи с Новгородом.

Наибольшего расцвета Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское) княжество достигло в XII - первой половине XIII в.

Общественный строй Ростово-Суздальского княжества был типичен для этого периода и почти не отличался от строя Киевской Руси.

Господствующим классом являлся класс феодалов, в который включались бояре, дети боярские и слуги вольные. Большую роль играло духовенство, имевшее крупные земельные владения. В документах XII в. упоминаются и дворяне, которыми назывались княжеские слуги, получавшие за свою службу вознаграждение в виде денежного или земельного пожалования. Важное место занимала старшая княжеская дружина. Низшие дружинники занимали различные судебные и административные должности. Все феодалы, за исключением дворян, имели право поступать на службу к другим князьям.

Так как на территории княжества находилось много крупных городов, городское население (купцы и ремесленники) имело значительное политическое влияние.

Феодально-зависимое население состояло из крестьян, живших на землях, принадлежавших князьям, боярам и другим феодалам. В отличие от Киевской Руси крестьяне-общинники назывались не смердами, а сиротами. Были в хозяйствах феодалов и холопы.

Политический строй Ростово-Суздальского княжества в XII-начале XIII века представлял собой типичную раннефеодальную (сеньориальную) монархию. Во главе её стоял великий князь, обладавший большой властью. В своей деятельности он опирался на совет, состоявший из бояр наиболее влиятельных дружинников и духовенства, княжескую дружину и феодальные съезды. Съезды феодальной знати решали наиболее важные вопросы государственного управления.

В городах функционировали народные вече. Особенностью народных вечевых собраний, которые иногда созывались для обсуждения важных экономических и политических вопросов, было то, что они на великокняжескую власть большого влияния не оказывали. Это объяснялось тем, что Ростово-Суздальские князья колонизировали большое количество земель на Северо-Востоке и помещали на них людей. Новые поселенцы таким образом становились зависимыми от княжеской власти и на вечевых собраниях полностью её поддерживали.

Система управления, как и в Киевской Руси, была Дворцово-вотчинная. Она характеризуется следующими чертами: во главе княжеского двора стоял дворецкий или дворский; Он был первым помощником великого князя не только по хозяйственным, но и по государственным делам. На второе месте стоял воевода, ведавший военными вопросами. Далее шли конюший, стольник и др. Им помогали тиуны. На местах представителями княжеской власти были посадники (наместники) и волостели, которые осуществляли функции управления и суда; вместо жалованья за службу они получали «корм» - часть собранных у населения продуктов.

Вооруженные силы княжества состояли из дружин великого князя, а в военное время к ней присоединялись отряды феодалов и народное ополчение. Часто на службу принимались наемники из мордвы, булгар и пр.

Во Владимирской земле действовали нормы «Русской Правды» и княжеские установления. В конце XIII-начале XIV вв. было составлено «Правосудие митрополичье», включавшее ряд норм «Русской Правды» и новые положения.

В XIII в. Владимиро-Суздальское княжество, как и большинство других русских княжеств, было завоевано Монголольской империей Чингизидов. Многие города, в том числе Владимир, захватчики разрушили. Но результаты экономического и политического развития русских земель в предшествующий период не пропали. Именно на земле Владимиро-Суздальского княжества возник новый политический центр - Москва, которая стала его столицей и выполнила ведущую роль в освобождении всех русских земель от монголо-татарского ига, в создании единого Русского государства.

Галицко-Волынское княжество – раннефеодальное государство на территории западных русских земель, объединившее в конце Х в. племена дулебов, тиверцев, хорватов, бужан, и вошедшее затем в состав Киевской Руси. Вначале возникли самостоятельные Галицкое и Волынское княжества.

Особенностью Галича было раннее и интенсивное развитие феодальных отношений, что вызывалось как географическими, так и общественно-политическими причинами. На галицких землях образовалась сильная боярская верхушка, сумевшая захватить обширные земли и крестьян. Бояре имели, кроме земель, свои торгово-ремесленные центры, замки. Большого княжеского домена там не возникло.

Волынский князь, напротив, обладая крупным доменом, сплотил вокруг себя бояр земельными пожалованиями. В 1199 г. произошло объединение в единое Галицко-Волынское княжество. Его столицей стал Галич, затем - Холм, а в конце XIII в. - Львов. Хотя расцвет этого русского государства приходится на вторую половину XII в., оно не было достаточно прочным. Боярство противопоставляло княжеской власти свои интересы, а иногда открыто выступало против великого князя, опираясь на соседние государства - Венгрию, Польшу. В 1214 г. венгерский король и польский князь заключили договор о разделе Галицко-Волынского княжества. В XIII в. Западная Русь попала под власть монгольских завоевателей. Позднее ее земли оказались поделенными между Венгрией, Польшей и Литвой.

Общественный строй Галицко-Волынского княжества характерен наличием крупных феодалов-бояр («мужей галицких»). Другую группу феодалов составляли служилые дворяне, чаще всего получавшие земли за службу и на время службы. Земельные владения имели и церковные приходы, монастыри. Крестьяне, жившие на землях светских и духовных феодалов, находились в различных формах зависимости. Важную роль играли города Галич, Львов, Холм, Луцк и др., но городское население было немногочисленным.

Для политического строя Галицко-Волынского княжества характерно сильное влияние боярства, а в связи с этим - боярского совета при князе. Экономически и политически крупные феодалы мало зависели от княжеской власти, что и обусловило её слабость. Боярская олигархия стремилась подчинить княжескую власть своим интересам. Был даже случай, когда на княжеский стол был посажен боярин, который не принадлежал к рюриковичам.

В Галицко-Волынском княжестве сохранялась дворцово-вотчинная организация управления и установилась система кормлений[2]. В города князья посылали посадников, на места - воевод и волостелей, выполнявших административные и судебные функции.

Признав свою зависимость от монгольской Орды в 1250 г., Галицкий князь Даниил пытался с помощью Запада организовать крестовый поход против захватчиков. Он предлагал даже римскому папе объединение православной церкви с католической. Папа прислал Даниилу знаки королевского достоинства - корону и скипетр, после чего Даниил в 1255 г. был коронован. Однако никакой другой реальной помощи он не получил. После его смерти снова начались боярские интриги, усобицы и смуты, чем воспользовались соседи: в середине XIV века Литва захватила Волынь, а Польша - Галицию.

Новгород - один из древнейших центров Руси. После образования Древнерусского государства новгородские земли управлялись обычно князем присылаемым из Киева. Однако примерно с начала XII в. управлении Новгородом приобретает своеобразный характер. Дальнейшее укрепление феодального землевладения, отсутствие княжеского домена, превращение Новгорода в центр торговли с Западной Европой сделали Новгородскую землю сильной, экономически не зависимой от Киева. Известно, что еще княживший в Новгороде в начале XI в Ярослав Мудрый пытался прекратить выплаты дани Киеву. Новгород добивается права избирать себе посадника (до этого посадник назначался князем) и архиепископа (ранее новгородский архиепископ назначался киевским митрополитом). В середине XII в. Новгород становится республикой. Европейскому феодализму была известна республиканская форма правления, но случай, когда республика по площади равнялась бы территории целой Франции, исключителен. Новгородская республика существо вала до 1478 г., когда Новгород окончательно вошел в состав Московской государства.

Поначалу земли Пскова входили в состав Новгородской республики, Псков считался пригородом Новгорода, т.е. зависимым от него городом, xot! с XIII в. Псков имел отдельный княжеский стол. В следующем столетии Псковская республика получила самостоятельность, и Новгород с этим был вынужден смириться в обмен на военную помощь Пскова против шведов Псковская феодальная республика, хотя и отпочковалась от Новгородской не была точной ее копией. Близость агрессивных соседей обусловила более сильную власть князя, а скудость земельных угодий - отсутствие крупного боярского землевладения, что в свою очередь определило меньшую роль боярства в политической жизни Пскова. В 1510 г. земли Пскова были присоединены к Московскому государству.

Общественный строй. В Новгороде, как и в других русских землях существовали светские и духовные феодалы. К духовным относились монастыри и высшие церковные иерархи. Монастырское землевладение росло быстро. Монастыри редко отчуждали свои владения, исключалось и дробление церковных земель. Обширные земельные владения давали Новгородской епархии богатые доходы, которые пускались в торговый оборот. Как в Новгороде, так и в Пскове церковь объявила себя покровительницей торговли, хранительницей эталонов мер и весов, скрепляла международные торговые договоры. Все это делало церковь и высшее духовенство влиятельной силой в обеих феодальных республиках.

К светским феодалам принадлежали бояре, житьи (т.е. зажиточные) люди, а также своеземцы (земцы в Пскове). Особенностью Новгорода и Пскова было отсутствие княжеского и наличие городского землевладения.

Наиболее влиятельную группу феодалов составляли бояре - потомки родоплеменной знати. Первоначально бояре пользовались доходами от общест­венных земель Новгорода, выступавшего в качестве коллективного феодала. Индивидуальное землевладение боярства сложилось поздно - к XIV в. Кроме того, новгородские бояре занимались торговлей и ростовщичеством. Они ревностно охраняли свое исключительное право на занятие высших выборных должностей в республике - посадника, кончанского старосты. Житьим людям, даже если они имели большие состояния, путь к этим должностям был закрыт. Следует учитывать, однако, что в Пскове (в отличие от Новгорода) крупное боярское землевладение широкого распространения не получило.

Житьи люди упоминаются в Новгородской судной грамоте рядом с боярами. Они тоже имели земли, населенные крестьянами, оставаясь при этом так же, как и бояре, горожанами. Землевладение - главное, что определяло их статус, хотя они занимались и торговлей, и ростовщическими операциями. Тем не менее житьи люди имели ограниченные права по сравнению с боярством. Они не могли избираться на высшие государственные должности; до XIV в. из их числа избирали тысяцкого, но затем эта должность была узурпирована боярами.

Известна и такая категория землевладельцев, как своеземцы или земцы, которые владели мелкими вотчинами, порою соразмерными с крестьянскими наделами. Одни из них обрабатывали участки своим трудом, другие отдавали свои владения в пользование крестьянам. В сельскую общинную организацию они не входили, а пользовались привилегиями членов городской общины. Скорее всего это были измельчавшие бояре или житьи люди.

Характерной чертой землевладения в Новгородской и Псковской республиках являлось то, что основной землевладельческой группой здесь были горожане. Они имели исключительное право на приобретение вотчин из числа земель, тяготеющих к городу. Режим этих земель определяло вече. Запрещалась передача их иногородним, в том числе даже князю. Тем самым проявлялась особенность феодальных вотчин вечевого города: это было землевладение, свободное от отношений сюзеренитета-вассалитета.

Основным занятием купцов в Новгороде и Пскове была внутренняя и внешняя торговля, хотя они как горожане могли быть и землевладельцами. Купечество объединялось в корпорации, центрами которых обычно выступали церкви. Уставы таких корпораций устанавливали размер вступительного взноса, определяли порядок управления организацией. Поскольку купцы объединялись вокруг церкви, то, как и положено прихожанам, избирали старост, которые разрешали церковные дела, а также споры, возникающие между купцами различных корпораций. Высшие должностные лица в дела купеческих корпораций, как правило, не вмешивались.

В Новгороде существовали также и так называемые черные, "малодшие" люди, к которым относились мастера, ученики, ремесленники, наемные рабочие. Как члены городской общины, они пользовались некоторыми привилегиями, например, при покупке земли, принимали участие в местном самоуправлении, обладали податным иммунитетом.

Зависимое население республик включало крестьян, половников и холопов. Зависимые крестьяне в документах именуются смердами. Они должны были выполнять повинности в пользу государства, платить налоги. Беглого смерда надлежало возвращать "в свой погост".

Большое место в Псковской судной грамоте уделено половникам, т.е. людям, работающим из половины урожая. Среди них выделялись изорники (пахари, огородники), жившие на земле "государя" (хозяина), которые могли один раз в году, поздней осенью и при условии выплаты всех долгов сменить господина. Поземельная зависимость изорника не делала его лицом недееспособным. В литературе высказывалось мнение, что степень зависимости изорника от господина определялась тем, к какой группе феодалов принадлежал хозяин земли.

Были в Новгороде и Пскове и холопы. Новгородская судная грамота говорит об ответственности господина за своего холопа в случае совершения им преступления. Холопы использовались для обработки земли в феодальных вотчинах. Беглых холопов надлежало возвращать их хозяевам.

Государственный строй. В знак независимости от княжеской власти, в связи с установлением республиканского строя Новгород стал именоваться Господин Великий Новгород. С достижением независимости Псков также стал называться Господин Псков. Высшим органом власти в обеих республиках считалось вече главных городов, т.е. собрание членов городских общин. Участие крестьян в вече не допускалось. Не имели решающего голоса и жители других городов, хотя их присутствие на вечевых собраниях Новгорода и Пскова допускалось.

По звону вечевого колокола сходилось все свободное мужское население города. Нередкими были стычки между участниками вечевого собрания. Иногда разногласия были столь велики, что собирались два вече, готовые сцепиться врукопашную, чтобы выяснить, кто же прав. Лишь вмешательством духовенства удавалось иногда предотвратить кровопролитие. На начальной стадии существования Новгородской республики вече, выражавшее интересы всех слоев городской общины, проводило политику, направленную на ограничение княжеской власти, но по мере усиления позиций боярства оно все больше превращалось в орган, через который боярской олигархии удавалось проводить свои решения.

Функции веча как высшего органа власти в республиках были весьма многообразны. Оно решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, архиепископа. Выборы происходили путем жеребьевки. На вече решался вопрос о призвании князя, оно же "указывало ему путь". Есть сведения и о том, что на вече вершился суд.

Вечевые собрания проходили нерегулярно. Созывались они по инициативе высших должностных лиц, которые и готовили повестку дня. Коллегия, готовившая вечевые собрания, называлась Советом господ в Новгороде и Господой в Пскове. В нее входили посадники (в том числе отслужившие свой срок), тысяцкие, кончанские старосты, соцкие. В Новгороде Совет господ насчитывал не более 50 человек, в Пскове в него входил князь (помимо посадников и сотских).

Большую роль в новгородском и псковском республиканском управлении играли должностные лица, избираемые на вече. Высшими должностными лицами в обеих республиках были посадники. Вторым лицом в Новгороде был тысяцкий (в Пскове вместо него избирали еще одного посадника). Должность тысяцкого, происходившая от древней численной системы управления, предполагала наличие в городе 10 сотен. В Пскове же, где население было поменьше, 10 сотен не набиралось.

Посадник избирался из знатных боярских фамилий и служил "пока люб". Будучи, по сути дела, главой республики, он председательствовал на вече, вел международные переговоры, контролировал действия князя, а во время войны руководил народным ополчением. Тысяцкий ведал прежде всего военными вопросами, возглавлял торговый суд. В пользу посадника и тысяцкого шел поземельный налог - поралье.

Своеобразным должностным лицом в Новгороде был архиепископ. Новгородцы добились, чтобы он назначался не митрополитом, а на вече (вече избирало трех кандидатов, какой из них займет должность - решала жеребьевка). Архиепископ (владыка) не только руководил новгородской епархией, но и выполнял светские обязанности: хранил казну и архив, вел дипломатические переговоры.

Особое место в феодальных республиках занимал князь. Его приглашали по договору, в котором устанавливались условия службы. Князь стоял во главе управления и суда, но действовал под контролем посадника. Он не мог смещать или назначать на должности, считавшиеся выборными. В договоре предусматривались и размеры вознаграждения князей, в частности дары от волостей, судные и проезжие пошлины. Князю, его жене и дружинникам запрещалось приобретать села в Новгородской земле, вести заграничную торговлю, не прибегая к посредничеству новгородских купцов. Несколько иным было положение князя в Пскове, где он мог назначать своих наместников в пригороды.

Новгородская республика была огромной страной. Ее территория прости­ралась от Белого моря до уральских гор. Сам Новгород был густонаселенным городом, возникшим в результате слияния нескольких поселений. Он имел внутреннее административно-территориальное устройство - делился на концы, т.е. на районы. В каждом районе было по две сотни, которые имели свой сход и избирали сотских. В военное время они составляли основу народного ополчения.

Управление остальной территорией государства осуществлялось из Новгорода. Она делилась на земли (позднее "пятины"). Кроме столичных, в обеих республиках были и другие города, называвшиеся пригородами, где было свое вечевое устройство, функционировавшее, однако, под контролем присылаемых из Новгорода наместников.

Для судебных систем Новгорода и Пскова характерно широкое участие в правосудии веча, которое осуществляло суд по наиболее опасным для государства делам. Известны случаи, когда на вече производилось и дознание. Ни в Новгороде, ни в Пскове князья не имели право судить единолично -только вместе с посадниками или представителями бояр и житьих людей. На местах дела также рассматривались коллегиально княжьими людьми вместе с представителями городских общин. Тысяцкий и два купеческих старосты председательствовали в торговом суде. Споры между духовенством, церковными людьми, - а также дела, подлежащие церковной юрисдикции, решались церковным судом. Дела, в которых одна сторона подлежала церковной юрисдикции, а другая - светской, рассматривались судом со смешанным составом (совместно представителями духовенства и городских властей). Был в ходу и суд братчины - суд соседской территориальной общины сельчан и уличан, совпадающей с церковным приходом. Суду братчины подлежали мелкие ссоры, кражи на пиру.

Выводы по вопросу. Распад государственного единства, экономическое и политическое обособление отдельных княжеств и земель – закономерный этап в развитии феодального строя. Но, с другой стороны, переход к феодальной раздробленности, расчленение Древнерусского государства ослабили сопротивляемость внешнему давлению и облегчили (в дальнейшем) завоевание Руси татаро-монголами.

После распада Древнерусского государства для экономического и политического развития отдельных его частей большое значение имело местоположение княжества, уровень феодализации его хозяйственной жизни. Политические формы отечественной государственности в период удельного правления были многообразными – от сильной княжеской власти до республиканского строя. Основные варианты связаны с историей Владимиро-Суздальского (Ростово-Суздальского) и Галицко-Волынского княжеств, Новгородской и Псковской феодальных республик.

[1]«Волость» - буквально - власть, владение, отсюда «володеть» - владеть, властвовать.

[2] Кормление - содержание должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счёт местного населения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!