Образовательная система России

  1. Сравните определения понятий «педагогическая система» и «система образования».

 

Существует такое понимание предмета педагогики (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина), согласно которому им является педагогическая система или дидактическая система (ПС, ДС). ПС - это «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного... педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» (В.П. Беспалько, 11989).

Наукой выделены шесть взаимосвязанных структурных элементов ПС: учащиеся, цели воспитания/обучения, содержание воспитания/обучения, педагогические/дидактические процессы, учитель и/или технические средства обучения, организационные формы педагогической работы. ПС бывают разных масштабов: целого общества, отдельного образовательного учреждения, по отдельному учебному предмету.

Исследование, проектирование и разработка ПС являются предметом педагогики. Это не противоречит сказанному выше, так как воспитание как социальная функция и как педагогический процесс реализуются в рамках педагогических систем. Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки.

Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками. Педагогическая деятельность состоит в применении адекватной ПС, в определении целей, содержания, средств воспитания. В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (учитель - ученик), организационный (процесс и формы), гностический (учитель). Иначе говоря, учитель в, своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников. Педагогика создает теории, на которых строится педагогическая деятельность.

Под системой образования понимается совокуп­ность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функцио­нирование системы. Характер системы образования в любом государстве определяется социально-эконо­мическим, политическим строем, культурно-истори­ческими, национальными особенностями страны.

 

  1. Дайте характеристику принципов образовательной политики в России.

 

Современное российское образование - это непрерыв­ная система последовательных ступеней обучения, на каж­дой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, допол­нительное образование.

Основные принципы государственной политики в области образования мож­но сформулировать следующим образом:

  • гуманистический характер образования, приори­тет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
  • единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и регио­нальных культур;
  • общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государствен­ных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образо­вательных учреждений. См. Закон РФ об образо­вании, ст.2.

- ориентация образовательной системы на человека, на его некоторые индивидуальные и базовые потребности;

- широкий демократизм образовательной системы, доступность, открытость любой ступени и формы обра­зования каждому независимо от пола, социального по­ложения, национальности, физического состояния и др.;

- быстрое реагирование образовательной системы на особенности интересов различных категорий населения, а также стилей и темпов обучения;

- развитие различных форм образовательных услуг, позволяющих каждому желающему воспользоваться ими в удобном для него виде, в необходимом объеме, в под­ходящем месте, в любое время;

- единство формального и неформального видов (хоз­расчетные курсы, кружки, клубы по интересам и др.) образования, создание «образовательного поля», которое преобразует общество в «обучающее» и «обучающееся»;

- использование электронной технологии в целях обес­печения получения людьми образования на любом этапе их жизненного пути.

Сегодня в сфере образования внедряется громадное количест­во инноваций различного характера, направленности и зна­чимости. Проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания. К нововведениям в сфере образования относят следующие изменения:

1) в общественном положении образования и уровне фи­нансирования системы;

2) в структуре системы образования;

3) в содержании образования, т. е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;

4) во внутренней организации деятельности школы;

5) в отношениях «учитель - ученик»;

6) в методах обучения;

7) в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании;

8) в строительстве зданий и помещений для учебных за­ведений.

Все мы хорошо знаем, что общественное положение обра­зования может в течение времени изменяться. Еще совсем не­давно, в начале 80-х годов, почти все выпускники средних общеобразовательных школ стремились поступить в вузы. А спустя всего десять лет - в начале 90-х годов - престиж обра­зования упал, количество желающих поступить в институт рез­ко сократилось. Во многих высших учебных заведениях появи­лась проблема с набором студентов. Отношение к образованию в обществе можно определять по той доле финансирования, которая выделяется государством на систему образования. Сравнивая финансирование системы текущего года с теми, ко­торые были выделены в прошлом, позапрошлом и т.д. году, мы видим изменения в общественном положении образования.

К нововведениям в методах обучения следует отнести: групповое обучение, различные формы индивидуальной ра­боты, различные формы бригадного обучения, введение сис­тем развивающего обучения и др.

Изменения в оборудовании учебных заведений и использо­вании информационных технологий в образовании включают в себя: применение аудиовизуальных и других средств дидактиче­ской техники, диапозитивы, фильмы, микрофильмы, проигры­ватели, магнитофоны, программируемое обучение с ЭВМ и без него, радиопередачи, телевидение. Применение на уроках ау­диовизуальной и компьютерной техники требует введения но­вой методики организации обучения.

Одной из важнейших особенностей реформирования сис­темы образования является проведение реформирования в усло­виях тяжелейшего политического, экономического и социально­го кризисов. Произошедший в СССР политический кризис явился толчком для проведения реформы. Можно сказать, что он явился необходимым условием для проведения реформы. На начальном этапе реформирования системы образования появ­ление новых условий деятельности сыграло положительную роль и позволило раскрыть все имеющиеся в образовании воз­можности и сформировать систему, открывающую достаточно широкий спектр возможностей для получения образования.

 

  1. Какие типы и виды образовательных учреждений Вы знаете?

 

К образовательным учреждениям относятся: дошкольные; общеобразовательные; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профессиональные (начальные, средние специаль­ные, высшие и т.п.); учреждения дополнительного образования; другие учреждения, предоставляющие образователь­ные услуги.

Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объеди­няться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей - колледж - вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с учас­тием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домаш­него) образования, а также экстерната.

Деятельность государственных, муниципальных обра­зовательных учреждений строится на базе типовых по­ложений, утвержденных Правительством РФ, о соответ­ствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Центральным звеном системы образования в Россий­ской Федерации является общее среднее образование, ко­торое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, спе­циальными школами для детей с отклонениями в физи­ческом и психическом развитии, внешкольными образо­вательными учреждениями (детские музыкальные и ху­дожественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных тех­ников, центры досуга и др.). Появляются новые виды об­разовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и др.).

Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положе­нием о дошкольном образовательном учреждении, при­нятым в 1995 г. Согласно Типовому положению дошколь­ные учреждения призваны решать комплекс задач, как-то: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физи­ческое развитие; приобщать к общечеловеческим ценно­стям; взаимодействовать с семьей в интересах полноцен­ного развития ребенка.

В соответствии с Типовым положением функциониру­ют разные виды дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одно­го или нескольких направлений развития детей (интел­лектуального, художественно-эстетического, физическо­го и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклоне­ний в физическом и психическом развитии воспитанни­ков; детский сад присмотра и оздоровления с приоритет­ным осуществлением санитарно-гигиенических, профилак­тических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав кото­рого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществле­нием физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Начальное профессиональное образование имеет сво­ей целью подготовку, как правило, на базе общего обра­зования (основной школы), квалифицированных работ­ников по всем основным направлениям общественно по­лезной деятельности. Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня.

Среднее профессиональное образование ориентирова­но на подготовку на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального об­разования специалистов среднего звена для всех отрас­лей народного хозяйства. Среднее профессиональное об­разование может быть получено в среднем специальном учебном заведении (училище, колледже) или в высшем учебном заведении на первой ступени высшего профес­сионального образования.

Высшая школа в России - наиболее динамично разви­вающееся звено системы непрерывного образования. Она представлена следующими видами учебных заведений: университетами (они являются центрами фундаменталь­ных научных исследований и осуществляют подготовку специалистов по разным профилям), академиями, инсти­тутами, консерваториями, высшими профессиональными школами. Реформирование высшей школы основано на введении многоступенчатой подготовки специалистов, которая реализуется по содержанию и срокам обучения преемственными общеобразовательными программами. По завершении обучения на каждой из ступеней выпуск­ник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следую­щему этапу образования. Такая перестройка высшего образования дает возможность удовлетворить потребно­сти страны в специалистах разного уровня квалификации.

Однако подготовить высококвалифицированных специалистов «на все времена» не представляется возмож­ным, поэтому существует сеть послевузовского образова­ния: институты и курсы повышения квалификации, аспи­рантура, ординатура, адъюнктура (повышение научной квалификации). Важным стимулом повышения уровня последипломного образования является аттестация, ко­торая проводится на основе экспертной оценки труда специалиста с целью присвоения ему более высокой ка­тегории или разряда по единой тарифной сетке.

В последние годы возникла потребность в переподго­товке кадров, т.е. создании условий для получения новой или смежной специальности.

Всем образовательным учреждениям предоставляется право оказывать дополнительные образовательные услу­ги населению при наличии лицензии (разрешения) на ука­занный вид деятельности. Дополнительные услуги могут быть платными, если они выходят за пределы обязатель­ной образовательной работы с детьми, которая опреде­ляется учебным планом учреждения и программой, при­нятой для него в качестве основной. Так, на базе до­школьного учреждения дополнительно организуется обучение детей иностранным языкам, хореографии, рит­мике, игре на музыкальных инструментах и т.д. Допол­нительные образовательные услуги предоставляются не только воспитанникам данного учреждения, но и всем желающим.

С 1991 г. в России разрешено открывать частные обра­зовательные учреждения. Был принят Устав Российской ассоциации негосударственного образования. По направленности и содержанию работы частные об­разовательные учреждения можно разделить на несколь­ко типов: привилегированные, в которых за очень высокую плату обеспечивается высокое качество образования; для детей, которые нуждаются в особых условиях для обучения и индивидуального развития, плохо адаптиру­ются, с трудом переносят жесткую регламентацию их по­ведения и деятельности, напряженность ритма образова­тельного учреждения; одаренных детей, которым необ­ходимы особая атмосфера для развития и специальная программа обучения.

Новой тенденцией в развитии образовательной систе­мы России стало появление так называемых нетрадици­онных учебно-воспитательных учреждений, альтернатив­ных массовых школ, детских садов.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!