Образование при Петре I

6 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Отношение к школе впервые при Петре I становится государ­ственной политикой. Старая школа, подчиненная церкви, не могла дать технически грамотных и образованных людей, в ко­торых нуждалось государство. Посылка за границу юношей для обучения наукам, приглашение в Россию иностранцев - меры, к которьм вначале прибегал Петр, также не решали этой пробле­мы. Так возникла потребность в создании системы школы в стране, отличительной особенностью которой были светскость и профессиональный характер.

В 1701 г. в Москве была открыта Школа математических и на-вигацких наук - первое светское государственное учебное заве­дение. За короткое время в столичных городах появилось еще несколько профессиональных школ: Артиллерийская, Инженер­ная, Медицинская. При олонецких и уральских заводах по , ини­циативе В.Н.Татищева возникли горнозаводские училища. Эти старейшие профессиональные школы продолжали существовать и в следующем столетии.

Все школы, как правило, имели подготовительные отделения, где ученики обучались письму, чтению и арифметике. Система преподавания в школах сильно отличалась от нынешней: отсут­ствовали привычные уроки, науки изучались последовательно, и каждая составляла особый класс. По мере их освоения ученики переходили из класса в класс без переводных экзаменов.

Первоначально школы были бессословными. Однако в Нави-гацкой школе уже с самого ее возникновения в высшем классе, где преподавались алгебра, геометрия, морские науки, могли обучаться только дети дворян. Детей разночинцев вскоре пере­стали принимать в эти школы. Постепенно они превращались в привилегированные учебные заведения для дворян. На базе не­которых профессиональных школ впоследствии образовались закрытые специальные учебные заведения.

В первой четверти XVIII в. в России появляются школы, по типу приближавшиеся к начальной общеобразовательной. В 1714 г. в ряде провинциальных городов были организованы ци­фирные школы. Указ Петра предписывал "всем дворянским и подьячим детям" учиться в этих школах "поголовно".

Однако вскоре правительство, как и в случае с профессиональ­ными училищами, стало отступать от провозглашенного Петром принципа бессословности. В 1716 г. были освобождены от необ­ходимости учиться в цифирных школах дети дворян, в 1722 г. -дети духовенства в связи с организацией епархиальных училищ. Впоследствии цифирные школы практически прекратили суще­ствование и в 1744 г. были слиты с гарнизонными школами, предназначенными для обучения солдатских детей3. Епархиаль­ные училища, создаваемые при монастырях, архиерейских до­мах, с самого начала были сословными: в них обучались только дети духовенства.

Строгий запрет на обучение в государственных школах существовал для крестьян, особенно крепостных. Но в городах, селах сохранялись старые формы учебы - так называемые школы гра­моты, в которых постигали начала образования дети простолю­динов. В дворянских семьях начинало распространяться домаш­нее обучение.

В России еще не существовало специальных учебных заведений для подготовки учителей. В школах учителями обычно работали иностранцы, приглашенные на службу Петром I, специалисты-практики, выпускники самих школ.

Школа первой четверти XVIII в., перед которой стояли прежде всего задачи профессионального обучения, в известной мере способствовала решению этой проблемы. Учеба рассматривалась как особый вид службы, которая при Петре I приобрела новый характер, связанный с появлением системы чинов. Обучение в школах при Петре I стало обязательным для дворян и духовен­ства. Дворянин перед венчанием в церкви должен был предста­вить документ об окончании школы; священник, не окончивший епархиального училища, не получал прихода.

Светская направленность знаний, новые формы обучения, связь с практикой в этих школах увеличивали кругозор человека, воз­можности познания им окружающего мира. Все это существенно расширяло сферы действия новой культуры.

В России значительно увеличилось издание книг, так как рабо­та школы была невозможна без основательной учебной базы: учебников, справочной литературы, наглядных пособий. За пер­вую четверть XVIII в. книг было издано больше, чем за все 150 лет, прошедшие с начала книгопечатания.

Книга становилась иной по содержанию, оформлению, по свое­му назначению, превращалась в источник нужных и полезных знаний. Издавались учебники ("Букварь" Ф.П.Поликарпова, "Пер­вое учение отрокам" Ф.Прокоповича), словари, различные руко­водства по механике, технике, архитектуре. Все они, как прави­ло, были иллюстрированы гравюрами, схемами, чертежами. Сво­еобразной энциклопедией знаний в области математики для сво­его времени была "Арифметика" Л.Ф.Магницкого. Эту книгу, как и первую печатную грамматику М.Смотрицкого, М.В.Ломо­носов назвал "вратами своей учености".

Важным шагом в утверждении светской культуры были введе­ние гражданской азбуки и начало гражданской печати. Ре­форма шрифта, проведенная в 1708-1710 гг., упростила сложную кириллицу и способствовала разделению сферы светской и церковной книжности. По меткому выражению Ломоносова, "при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды". Оконча­тельный вариант гражданской азбуки был утвержден Петром I в 1710 г. "Сими литерами, - указывал он, - печатать художествен­ные и мануфактурные книги".

Правительство активно использовало книгу для пропаганды реформ. В указах, регламентах, манифестах, публицистике ут­верждалась и обосновывалась необходимость преобразований. В России начали издавать официальную печатную газету "Ведо­мости" (1702), в которой публиковались внутренняя и иностран­ная хроника, сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях. С 1708 г. начался выпуск массовых ежегодных кален­дарей, не прекращавшийся ни на один год вплоть до настоящего времени. Гражданские календари пользовались успехом, и тираж их для того времени был немалым (до 2 тыс.). В них содержа­лась разнообразная информация. Вместе со сведениями по агро­номии, математике, истории, данными о погоде, "плодородии и недородии", "болезнях сего года" можно было узнать и свой го­роскоп, и толкование снов.

В это время увеличилось число типографий, появились типог­рафии гражданской печати, началась их специализация по типу издания литературы (учебники, карты, таблицы, официальные материалы, духовные книги и т.д.). В Москве в 1705 г. первую гражданскую типографию открыл В.А.Киприанов. Он - один из активных деятелей петровских преобразований, известен как составитель некоторых учебных пособий, соавтор "Арифметики" Л.Ф.Магницкого: в его типографии гравировались таблицы к этой книге

В 1714 г. открылась государственная книжная лавка в Петербургском гостином дворе. Здесь продавались печатные указы, азбуки учебные, "считание удобное", т.е. таблица умножения, гравюры, календари. В Москве книги можно было купить в лавке Печатного двора, в торговых рядах. Однако книжная торговля в первые десятилетия Х\ТП в. была еще слабо развита. Она сдерживалась многими факторами: торговцы старопечатными рукописными книгами неохотно распространяли светские издания часто из-за враждебного отношения к петровским преобразованиям, книга дорого стоила, наконец, она была малодос­тупна, так как грамотность была еще весьма незначительной. Тираж книг в это время был, как правило, невелик, только учебная литература I кчаталась большими тиражами.

В народной среде продолжала бытовать рукописная, старооб­рядческая книга, лубочная картинка. Известным политическим лубком петровского времени была знаменитая картина "Как мы­ши кота хоронили", созданная в среде противников преобразова­ний.

Обеспокоенное появлением печатных и рукописных произведе­ний, в которых осуждалась преобразовательная деятельность, правительство в 1721 г. издало указ, запрещавший без разреше­ния Синода печатать и распространять "листы и картинки". Этот указ положил начало официальной цензуре.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!