Образование и развитие исламского государства

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Процесс феодализации в Аравии особо проявился к VI в. и затронул города – государства, в частности Мекку. Появляется движение ханифов, признающих единого бога и в этом оно испытало влияние христианства и иудаизма. Ханифизм оказал значительное влияние на первоначальный ислам, который представлял последующий этап в развитии этого религиозного движения. Наиболее активным последователем ханифизма стал Мухаммед (бук. «хвалимый»), в европейской транскрипции Магомед (около 570 – 632 гг.). Он родился в Мекке и происходил из рода хашим племени корейшитов. Рано осиротел, пастушествовал, сопровождал торговые караваны, разбогател, женившись на богатой вдове. На Мухаммеда «снизошло откровение» и он около 610 г. выступил с проповедью новой религии – ислама («предание себе богу», «покорность»), выступая против многобожия и за установление культа единого бога Аллаха (от «илах» - божество, с прибавлением определенного члена «аль», или от арамейского «аллаха» - бог). Провозглашалось, что во главе арабов станет пророк – «посланник Аллаха на земле». Мухаммед выступал за социальную справедливость и против племенной розни. Это вызвало против него гонение со стороны племенной верхушки корейшитов., потому в 622 г. Мухаммед со своими приверженцами мухаджирами (от араб. хаджира - «переселяться») бежит из Мекки в Ятриб, где возглавил мусульманскую общину. Год переселения - хиджра в 622 г. при халифе Омаре I (между 637 и 639 гг.) стал считаться началом мусульманского летоисчисления.

На новом месте проповеди Мухаммеда пали на подготовленную почву, а город Ятриб получил название Медины, т.е. город пророка. Здесь им окончательно формируется новая феодальная религия ислам, происходит отмежевание его от учения христианства и иудаизма. Новая религия отразила особенности аравийского общественно – экономического развития, с сильными пережитками родоплеменных отношений и скотоводческого уклада. С самого начала в исламе проявилась фанатичная нетерпимость в вопросах права на власть. Ислам толкует, что религиозная власть является основой светской и неотделима от нее.

Мусульманскую общину Мухаммед построил в виде религиозно – военной организации, которая очень быстро превратилась в политическую силу и стала центром объединения Аравии в единое государство. В деле создания феодального государства ему помогли не только родоплеменная и торговая знать, но и простой народ и даже рабы, которым Мухаммед обещал облегчить их положение. Мухаммед стремился создать теократическую религиозно – политическую умму («народ», «коллектив», «община»).

В 630 г. большая часть Аравии признала власть Мухаммеда и тогда же он провозглашается Пророком и главой Аравии. В созданном Муххамедом государстве он становится духовным, военным предводителем и верховным судьей.

Преемники Мухаммеда халифы («заместители», «наместники») продолжают объединительную политику Пророка и подчиняют своему владычеству Палестину, Сирию и Египет, предпринимают удачные походы в Иран, Византию, Среднюю Азию, Закавказье и Испанию. Особенно в этом потрудились первые четыре халифа, названные «праведными». В результате таких завоеваний образуется огромное феодальное относительно централизованное государство – Арабский халифат.

В 732 г. арабы вторгаются во Францию, но их остановил франкский майордом Карл Мартелл, разбивший арабское войско между городами Туром и Пуатье.

Историю Арабского халифата по названию династий и месту нахождения столиц делят на три периода: Мекканский период (622 – 661) – время правления Мухаммеда и его родственников; Дамасский (661 – 750) – правление Омейядов (от основателя Омойи); Багдатский (750 – 1258) – правление династии Аббассидов (от Аббаса – дяди Мухаммеда).

Дальнейшая феодализация общественного строя халифата, укрепляет власть крупных феодалов и наместников халифов – эмиров («повелителей»), которые превращаются в независимых правителей. Это приводит к постепенному распаду государства. Например, в Х в. на Пиренейском полуострове (на юге современной Испании) образуется Кордовский халифат, который в 1031 г. распадается на множество мелких эмиратов. Становятся самостоятельными султанаты Северной Африки. Освобождаются из-под власти халифов и многие завоеванные страны. В 1055 г. турки - сельджуки взяли Багдад, лишив халифа светской власти, но сохранили за ним статус первосвященника, признав в нем своего сюзерена и духовного главу. Аббассидские халифы владели только Багдадской областью, превратившись в мелких государей. Разгром азиатских владений арабов окончательно происходит в результате монгольского завоевания. Несколько веков власть и династии султанов (мамлюков) сохранялась еще в Египте и Сирии, но в начале ХVI в. и они прекратили свое существование под ударам турок – османов и вошли в их империю.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!