Образование древнерусского государства

4 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В VIII - IX веках в обществе восточных славян одновременно происходили два процесса: социальной дифференциации и стремление к политической консолидации. Их следствием явилось появление крупных территориально-политических образований - на юге вокруг Киева и на севере вокруг Новгорода.

«Повесть временных лет» отразила эти процессы в легендах о Кие и Рюрике как версиях о славянском и иноземном источниках древнерусской государственности, ставших впоследствии основой продолжительного и не решенного до сих пор спора между норманистами и антинорманистами. Не вдаваясь в детали этой многовековой дискуссии, отметим, что у восточных славян к тому времени были развиты некоторые элементы государственности (уплата дани-налога в обмен на торговые привилегии и безопасность, подчинение надплеменным нормам права и надплеменным структурам власти), в то время как скандинавские племена в IX в. их не знали. К тому же любой общественный организм отвергает чужеродные элементы социальной жизни, если нет достаточно благоприятных условий для их развития. Поэтому можно говорить о складывании государства восточных славян не благодаря скандинавам, но при их активном участии.

После смерти Рюрика (879г.), приглашенного жителями Новгорода в 862 г. и захватившего там власть, его преемник Олег (882-912), опекун малолетнего сына Рюрика Игоря, хитростью захватил киевских князей Аскольда и Дира и в 882 г. сел княжить в Киеве. Подчинив своей власти обширные пространства по обе стороны великого пути «из варяг в греки», на которых проживали племена древлян, северян, радимичей, чудь, мерю, весь, мурому, Олег произвел объединение новгородского севера и киевского юга под одной властью. Фактически он явился основателем великого княжества Киевского.

В 907 г. Олег предпринял победоносный поход на Царьград Его итогом явился мирный договор с Византией 911 г„ который предоставил Руси выгодные торговые условия и отразил социальную структуру Киевского княжества.

Игорь (912-945) был менее храбрым и более корыстолюбивым князем, чем его предшественник. При нем у Руси появляется новый враг - кочевники-печенеги. В 941 и 944 гг. Игорь предпринял походы на Византию, а в 945 г. обе стороны заключили мирный договор, который в основном повторял положения договора Олега, но не предоставлял русским купцам права беспошлинной торговли. В 945 г. во время сбора дани у древлян Игорь был убит.

Его вдова Ольга {945-969) жестоко отомстила за убийство мужа и ввиду малолетства своего сына Святослава самостоятельно управляла государством. Она осуществила ряд мер по укреплению власти киевских князей: урегулировала сбор княжеских доходов, установив фиксированные размеры дани и оброка; определила судебные пошлины и поборы; начала строить пункты сбора дани и оброка - становища и погосты.

В 967 г. во время посещения Константинополя Ольга принимает христианство, что способствует его постепенному распространению в Киеве. Святослав (964-972) - талантливый полководец. В ходе восточных походов покорил вятичей, нанес ряд тяжелых поражений хазарам, победил северокавказские племена ясон и касогов, подчинил Приазовье с г. Тьмутаракань. В 967 г, Святослав завоевал Болгарию и хотел перенести туда, в г. Переяславец на Дунае свою столицу. В результате нового похода на Балканы в 971 г. Святослав заключает мир с Византией и оставляет Болгарию. Во время возвращения домой был убит печенегами. В его характере больше преобладали черты бродячего норманского викинга, чем национального государя русской земли.

В целом в деятельности первых русских князей решались задачи объединения всех восточнославянских племен под властью киевского князя; освоения зарубежных рынков и охраны торговых путей; защиты русских границ от набегов кочевников.

В процессе эволюции общественно-политических отношений сложилось единое древнерусское государство со своими институтами: публичная власть в лице князя, аппарата административного управления и княжеской дружины; регулярно взимаемая система податей; административно-территориальная единица - погосты и города с волостями.

Отношения с подчиненными территориями киевские князья строили как силовыми методами, так и старались организовать административное управление ими. Главная задача администрации состояла в сборе дани с подвластного населения.

Определение характера древнерусского государства вызывает споры среди ученых. Некоторые историки не считают его феодальным, полагая, что дань, собираемая с населения, являлась не рентой, а военной контрибуцией. Большинство исследователей рассматривает Киевскую Русь как раннефеодальное государство, в котором сосуществовали различные уклады. Существует также концепция «государственного феодализма», согласно которой крестьянство подвергалось эксплуатации не со стороны индивидуальных феодалов, а феодального государства в целом.

Развитие Киевской Руси в конце Х-в. - XIII вв. условно можно разделить на два периода: эпоха процветания и политического могущества (Владимир I и Ярослав Мудрый) и этап децентрализации Киевского государства.

Владимир I (980-1015) предпринял ряд успешных походов на Запад и Восток; он отнял у поляков восточную Галицию, осуществил успешные походы на вятичей, радимичей, литовское племя ятвягов, волжских булгар. После принятия христианства основные усилия Владимира были направлены на защиту русских земель от печенегов,

Крещение Руси в 988 г, и принятие христианства в качестве государственной религии явилось венцом политической деятельности Владимира I (не зря он был канонизирован православной церковью и назван «Святым») и имело огромные последствия для развития страны: правящий класс получил идеологическое средство для укрепления власти и организацию, выполнявшую функцию божественного освящения складывавшегося феодального строя; идеологически закреплялось единство древнерусского государства; Русь получила письменность и возможность приобщиться к культуре Византии; расширились и укрепились внешнеполитические связи Руси; христианство выполняло национально-интегрирующую роль, ускорило славянизацию неславянских элементов; способствовало развитию правовых устоев и культуры русского общества; в период феодальной раздробленности высшее духовенство стремилось примирить князей, отстаивало общегосударственные интересы,

В ходе междоусобной борьбы после смерти Владимира его сын Ярослав (1019-1054), бывший наместником Новгорода, победил своего брата Святополка Окаянного ив 1019г. занял великокняжеский престол.

При Ярославе Русь достигла внутренней стабильности и крупных внешнеполитических .успехов. В ходе военных действий против соседних земель и народов в 1030 г. был совершен успешный поход в землю прибалтийских «чуди» и построен г. Юрьев. В 1036 г. Ярослав одержал решающую победу над половцами. Он уделял большое внимание обеспечению прочной защиты Руси от степных кочевников путем постройки укреплений и колонизации степных окраин.

Строительство храмов, основание монастырей, организация церковного управления способствовали распространению и упрочению христианства на Руси. При Ярославе началась, а при его сыновьях продолжилась запись норм обычного русского права, известных как «Русская правда». Новый свод законов защищал прежде всего личные владения, собственность и жизнь самих князей. Путем активной дипломатической и внешнеторговой деятельности, расширения династических браков значительно упрочился международный авторитет Киевской Руси.

После смерти Ярослава Мудрого территория Киевской Руси была поделена между пятью его сыновьями. Некоторое время триумвират из старших братьев (Изяслав, Святослав, Всеволод) продолжал политику отца: велась успешная борьба с внешним врагом, совместные шаги по развитию и совершенствованию юридических норм «Русской правды» привели к появлению «Правды Ярославичей», Однако уже в 60-е гг. начинаются раздоры и усобицы между сыновьями Ярослава. Эти события совпали с появлением нового опасного врага - половцев, с которыми Русь в течение 150 лет вела тяжелую и изнурительную борьбу (с 1061 г. до начала XIII в, половцы предприняли 46 крупных набегов на русские земли).

Политический распад Киевской Руси привел к образованию нескольких отдельных земель, к ожесточенной борьбе за киевский престол и опустошению значительных территорий в результате набегов внешних врагов.

Князья предприняли попытки приостановить процесс дезинтеграции единого государства и междоусобные войны. В 1 0 9 7 г. на съезде русских князей в Любече было принято решение каждой из линий княжеского рода владеть только той областью, которая досталась его отцу по разделу Ярослава, Однако вплоть до призвания на киевский престол Владимира Мономаха княжеские распри продолжались.

Последним мигом единства Киевской Руси явилось правление Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) и его сына Мстислава (1125-1 132 гг.). При них затихли народные волнения и княжеские усобицы. Был образован союз русских князей для защиты от внешних врагов, осуществлены некоторые меры в области социального законодательства (установлен максимальный процент по займам и запрещено обращение в рабство полузависимых людей, отрабатывающих свой долг у заимодавца).

После смерти Мстислава старая вражда вспыхнула с новой силой. Как и прежде основным объектом борьбы был Киев, который постепенно терял значение «матери городов русских». Проезжавший в 1246г. через киевскую землю миссионер Плано Карпини нашел его небольшим городком, в котором насчитывалось около 200 домов.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!