Образование древнеримского государства. Реформы Сервия Туллия

26 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

С глубокой  древности у обитателей средней части Апеннинского полуострова существовал первобытно-общинный строй с господством племенной собственности, примитивными средствами производства и потребления,  естественным разделением труда и общинно-родовой обособленностью.  Со временем происходит совершенствование орудий труда,  земледелие отделяется от скотоводства,  возникает имущественное и социальное неравенство, появляется частная собственность, военнопленных превращают в рабов,  родовой строй становится тормозом  на  пути  дальнейшего  общественного развития. Объединение в VII в.  до н.э. италийских племен – латинян, собинян и этрусков, проживавших в устье реки Тибр, в единое поселение с г. Римом и создание римской общины (цивитас) открыло перспективы для дальнейшего развития. Расположенный на холмах, удобный для обороны, Рим стал одновременно и центром ремесла и  торговли; в его окрестностях развивалось земледелие и скотоводство.

Коренные жители,  составившие первоначально римскую общину, (патриции) проживали в условиях родо-племенного строя.  Низшей ячейкой общины являлся род, каждый член которого был совладельцем земельного  фонда (агер публикус), мог претендовать на свою долю при разделе родового имущества,  пользовался защитой и помощью со  стороны сородичей, участвовал в решении общих дел и отправлении общего культа. Между родами существовали различия: наиболее могущественные роды считались «старшими». Внутри самих родов формировалась наследственная аристократия, распоряжавшаяся родовым имуществом (в т.ч.  землей) и возвышавшаяся над своими сородичами.

На другом полюсе родовой организации формировалась категория зависимых людей – клиентов. Происхождение этой категории остается неясным. Вероятно, это члены «младших родов», а также завоеванные или пришлые жители  других  местностей,  включенные  в римскую общину. Лишенные политических и гражданских прав, хотя и лично свободные,  они могли существовать лишь благодаря покровительству коренных римских граждан (патронов). Клиент получал родовое имя патрона и земельный надел; за это он нес повинности в пользу своего покровителя, оказывал ему личные услуги. Узы, связывающие клиента и патрона, считались нерушимыми, поскольку они освящались религией.

Внутренняя организация римской общины имела все признаки военной демократии.  Высшая власть принадлежала народному собранию, в работе которого принимали участие только мужчины  и,  как правило, вооруженные. В качестве совета старейшин выступал сенат (от латинского «сенекс» – старик), который занимался текущими делами, вопросами войны и мира, внешней политики, финансов; он предварительно обсуждал все вопросы, выносимые на народные собрания. Имелся и выборный  военный вождь – рекс (царь, по типу афинского базилевса), осуществлявший также судебные и жреческие функции. В  интересах знати сенат и рекс могли отвергнуть любое решение собрания.

Общее число патрицианских родов составляло 300. Каждые 10 родов объединялись в курию, каждые 10 курий – в трибу; всего было 30 курий и 3 трибы. Такая стройность, имеющая явный отпечаток искусственной упорядоченности, преследовала, очевидно, военные цели. Не случайно народные собрания проходили по куриям; при голосовании каждая курия имела  один  голос  и  была  представлена только воинами.

Строгая внутренняя организация римской общины, ее военизированный характер имели своей целью консолидировать общину перед лицом все возрастающей массы пришлого населения. Ограниченность исходного земельного фонда, других материальных ресурсов вынуждала патрициат «замкнуть» общину под своим главенством, решительно препятствовать расширению ее социальных рамок.

Вся масса населения Рима, оставленная за пределами родовой организации, получила наименование плебеев. Плебс складывался из двух основных источников: добровольных пришельцев, привлеченных торгово-предпринимательскими интересами, и вынужденных переселенцев, насильно завезенных в результате войн Рима против соседних народов. Плебеи были лично свободны, обладали собственностью, имущественными правами, занимались ремеслами и торговлей, платили налоги и несли военную службу (во вспомогательных войсках). Однако они не имели политических прав и потому были полностью лишены права участия в решении общинных дел, например, в разделе земельного фонда, хотя плебеи, участвуя в войнах, непосредственно содействовали его приращению. Проникнуть в ряды патрицианской общины с помощью брака плебеям было также воспрещено.

Замкнутый характер римской родовой организации, даже при ее военизации, объективно не мог продолжаться исторически долго.  В среде патрициев углубляется имущественное и социальное неравенство. Патрицианская  знать начинает тяготиться общинными порядками, родовым коллективизмом,  заботой об обедневших сородичах. Но аналогичные процессы происходят и в плебейской общине. Выросшая численно и экономически, она успешно противостоит римским родам. Из общей массы плебеев выделяются богатые ростовщики, торговцы, ремесленники. Они начинают играть важную роль в экономике Рима. Возрастает численно и плебейская беднота; многие неоплатные должники из числа плебеев попадают в долговую кабалу к патрициям. Обедневшие плебеи превращаются в реальную опасность для римской общины так же, как и растущие численно рабы.

Главное требование  плебеев состояло в том, чтобы получить доступ к разделу агер публикус, поскольку земельная теснота  для плебеев становилась все более невыносимой. Решить эту экономическую проблему плебеи могли лишь при условии допуска их в органы управления. Экономические и политические требования плебеев, следовательно, были тесно связаны и взаимно обусловлены. Борьба плебеев с патрициями стала главным содержанием внутриполитической жизни Рима. Эта борьба, растянувшаяся на несколько столетий, принимала временами очень острые формы,  неоднократно ставя страну на грань гражданской войны. Борьба в конце концов закончилась победой плебеев: патрицианская родовая община была насильственно разрушена, а на ее обломках образовалось государство, в котором со  временем  окончательно  растворились  и патрициат, и плебс.

Реформа, завершившая процесс образования Римского государства, связывается с именем шестого рекса Сервия Туллия и условно датируется VI в. до н.э. Вместо старого принципа родовой принадлежности в основу общественного устройства Рима были положены два новых принципа - имущественный и территориальный.  Все военнообязанное население (и патриции,  и плебеи) было поделено на имущественные разряды (с учетом переписи имущества на момент проведения реформы). К первому были отнесены те, которые владели имуществом в 100 тыс. ассов или участком земли свыше 20 югеров (один югер равен одной четверти гектара); внутри первого разряда была группа наиболее богатых граждан – т.н. всадников. Имущество граждан второго разряда  было оценено в 75 тыс. ассов (или 15-20 югеров земли), третьего – в 50 тыс. ассов (10-15 югеров), четвертого – 25 тыс.  ассов  (5-10 югеров),  пятого – 11 тыс. ассов (менее 5 югеров); за рамками разрядов оставались т.н. пролетарии – безземельные бедняки, не обладавшие собственностью.

Каждый разряд выставлял определенное количество военных подразделений – центурий  (от латинского центум – сто, сотня); центурия была военной, но одновременно политической и  податной единицей. Всадники  выставляли 18 центурий,  первый разряд – 80 центурий, второй, третий и четвертый – по 20, пятый – 30; с учетом дополнительных центурий (ремесленников, музыкантов, пролетариев) их общее количество составляло 193. В народных  собраниях (центуриатных комициях) каждая центурия имела один голос – следовательно, большинство было заранее обеспечено за наиболее состоятельными гражданами: всадники и граждане первого разряда составляли 98 центурий, т.е. уже больше половины от 193. При их единодушном мнении воля граждан остальных разрядов уже не имела практического значения. Авторитетность новых комиций не вызывала сомнений: их решения сразу имели силу закона. Собрания по куриям отступили на второй план.

Каждые пять лет производилась новая оценка имущества римлян и осуществлялось их перераспределение по разрядам и центуриям.

Вместе с тем, реформа значительно увеличила военную мощь Рима: все граждане от 18 до 46 лет привлекались к активной военной службе (половину из центурий составлял именно этот контингент); граждане от 46 до 60 лет состояли в резерве («центурии стариков»). Тем самым были обеспечены условия для начала  многовековой экспансии Рима против соседних народов.

Не менее важной является вторая часть реформы Сервия Туллия, которая  заключалась в делении всего населения (без учета происхождения – патриций или плебей) на округа – трибы; всего было создано 4 городских и 17 сельских триб. Во главе трибы стоял выборный староста; его главная обязанность заключалась в сборе налогов. Во вновь созданных народных  собраниях по трибам (трибутные комиции) каждая триба,  как и в собраниях по центуриям, имела один голос. Учитывая, что численно плебеи превышали патрициев, очень скоро трибутные комиции превратились в чисто плебейские собрания. Разделение населения по трибам,  в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в Риме такого признака государства, как территориальное деление населения.

Таким образом, реформа Сервия Туллия, включившая плебеев в состав «римского народа», решила частично задачу консолидации всего свободного  населения  Рима в единый господствующий класс, противостоящий как классу рабов, так и беднейшим слоям (пролетариям), хотя и обладавшим личной свободой, но лишенным собственности. Реформа разрушила общество,  основанное на кровном  родстве, и вместо него создала государственное устройство, основанное на имущественном различии и территориальном делении. Военная демократия уступила место публичной власти,  обособленной от общества, – государству.

С изгнанием в 509 г. до н.э. Тарквиния Гордого римляне обрели национальную государственность в форме аристократической республики, просуществовавшей около пятисот лет. Военно-политическая власть перешла к двум ежегодно избираемым консулам (высшие должностные лица республики).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!