Обратный инжиниринг – разработка модели действующей компании (модели «как есть»)

1 Апр 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Модель уже функционирующего бизнеса разрабатывается в компании реально осуществляющей финансово-хозяйственную деятельность. Цель ее - сформировать у менеджеров и акционеров реальное представление об особенностях бизнеса, ответить на вопросы: что он представляет собой, как работает. Сконструированная модель действующей компании призвана реально и объективно отражать существующий бизнес. Она необходима на последующих этапах инжиниринга в качестве основы для построения модели "Как должно быть".

Разработка существующей внешней модели. Цель - выявление и конкретизация основных субъектов, прецедентов бизнеса, формализация последовательности операций между ними. Субъектами бизнеса являются клиенты компании, контрагенты по коммерческой, производственной, финансовой, инвестиционной деятельности. При разработке модели "Как есть" компании, владеющей контрольными (блокирующими) пакетами акций предприятий, организационно, кооперационно и производственно-технологически входящих в состав объединения, так же рассматриваются как субъекты бизнеса.

После этого выявляют и идентифицируют набор прецедентов бизнеса. Прецеденты моделируют завершенные потоки событий и обязаны иметь измеримую ценность для клиента. Например, репрезентативными прецедентами бизнеса вертикально-интегрированной нефтяной компании являются:

• маркетинг и сбыт собственной нефти, маркетинг и сбыт (крупный, мелкий опт, розница) нефтепродуктов, что способствует распространению информации о продуктах (нефть и нефтепродукты) на рынке;

Обратный (ретроспективный) инжиниринг. Разработка модели действующей компании (модель «как есть»)

1. Разработка существующей внешней модели компании

1.1. Четкая идентификация субъектов бизнеса, перечень которых определён на этапе макроинжиниринга.

1.2. Выявление и идентификация набора прецедентов бизнеса. Рациональное определение репрезентативных прецедентов бизнеса (10-20 прецедентов).

1.3. Определение функционально соответствующим репрезентативным прецедентам субъектов бизнеса.

1.4. На основе приведенных в соответствие прецедентов и объектов бизнеса выделение базовых бизнес-процессов, которые должны быть усовершенствованы в первую очередь.

1.5. Разработка прототипа модели субъектов и прецедентов бизнеса - формализация взаимодействия прецедентов и их субъектов.

1.6. Разработка рабочей модели субъектов и прецедентов бизнеса. Определение критериев для оценки и повышения эффективности прецедента.

2. Разработка существующей внутренней модели компании

2.1. Выявление организационных подсистем компании.

2.2. Внесение корректив в описание хода событий прецедентов бизнеса для более точной их формализации, учитывая взаимодействующие подсистемы компании.

3. Разработка существующей информационной модели компании (И-модель)

3.1. Бизнес-диагностика и анализ существующей системы управления компании.

3.2. Анализ действующей информационной системы компании.

3.3. Определение функциональных задач корпоративной информационной системы, выбор и обоснование программно-технического блока.

3.4. Разработка концепции построения корпоративной информационной системы (КИС).

4. Разработка производных моделей

4.1. Разработка производных моделей, детализировано описывающих внутреннюю и информационную модели компании, подсистемы компании их взаимосвязи, участие в реализации бизнес-процесса, представленного во внешней модели.

4.2. Корректировка модели стратегии в части целей, стоящих перед компанией.

4.3. Разработка и описание организационной, маркетинговой, процессно-ролевой и финансовой моделей компании.

5. Бизнес-диагностика разработанных моделей . . ^^

5.1. Комплексный анализ моделей первого и второго уровней: модели стратегии, организационной, маркетинговой, процессно-ролевой и финансовой моделей. гщ

РЕЗУЛЬТАТ: формирование видения и формализация модели существующей компании, отражающей текущее состояние ее бизнес-системы с точки зрения эффективности, управляемости и стоимости бизнеса.

Весь массив данных, полученных в ходе анализа и тестирования действующих внешней и «утренней моделей компании архивируется и служит базой для сравнения с параметрами усовершенствованных бизнес-процессов. Накопленный массив данных.

• производство нефтепродуктов - процесс, осуществляющий изготовление продуктов;

• покупка сырья (нефти) у стратегических партнеров по бизнесу - процесс, осуществляющий текущее обеспечение продуктом;

• разведка и добыча собственной нефти - процесс, гарантирующий стратегическое обеспечение продуктом;

• транспортировка нефти на переработку - процесс, способствующий доведению продукта до места его переработки;

• инвестиции в "Блок добычи" (разведка, бурение, обустройство скважин), "Блок переработки" (реконструкция и ввод новых мощностей по переработке нефти), "Блок сбыта" (реконструкция и строительство новых АЗС);

• логистика поставок нефти и нефтепродуктов клиентам - процесс, обеспечивающий пользователей необходимой информацией и способствующий доведению продукта до клиента.

Важный момент - рациональное определение жизненно важных для функционирования компании прецедентов бизнеса. После выбора репрезентативных прецедентов определяют функционально соответствующие им субъекты бизнеса. На основе выявленных прецедентов и объектов бизнеса выделяют базовые бизнес-процессы, которые должны быть реформированы и усовершенствованы.

Возможно использование следующих критериев для определения приоритетов усовершенствования прецедентов:

• могут быть улучшены быстро, оперативно; могут быть улучшены без значительных стоимостных затрат;

• реформация с большой вероятностью приведет к качественным улучшениям бизнеса (25-45%);

• оказывают наибольшее влияние на клиентов бизнеса; имеют "слабые места" при реализации в существующем бизнесе;

• преобразование окажет большой эффект на внутреннюю структуру бизнеса.

Взаимодействия прецедентов и их субъектов должны подробно анализироваться, включая обоснование уровней детализации прецедентов бизнеса, их развития, прогнозов альтернативных потоков событий прецедентов бизнеса и взаимодействие прецедентов с их субъектами. Система взаимодействия прецедентов и их субъектов представляет прототип модели бизнеса. На этой основе разрабатывается рабочая модель субъектов и прецедентов бизнеса. Здесь определяются критерии для оценки и повышения эффективности прецедента. Параметрами оценки прецедента могут быть эффективность, время, качество, издержки, стоимость.

Следующий этап - разработка существующей внутренней модели компании, цель которой, выявление, идентификация взаимодействующих между собой объектов компании. Разработку данной модели компании целесообразно начать с выявления подсистем. Для этого идентифицируют тип организационного построения компании, определяют способы и формы объединения функциональных подразделений компании, в организационные подсистемы, выявляют количество уровней в иерархии подсистем. Здесь учитывается внутренняя логистика взаимодействия подразделений компании, их функциональное назначение. При характеристике основных функциональных подразделений взаимодействующих компонентов (подсистем) компании внимание фокусируется на оптимизации их участия в реализации бизнес-процессов, представленных во внешней модели компании. После выделения подсистем вносятся коррективы в описание характеристики прецедентов бизнеса компании. Цель повторного представления прецедентов - более точная формализация хода событий прецедентов бизнеса, учет взаимодействия подсистем для оценки их функций в рамках каждого конкретного прецедента. При описании важно указать, какими подсистемами выполняется конкретный прецедент. Например, прецедент маркетинг и сбыт (крупный, мелкий опт, розница), экспорт нефтепродуктов выполняется подсистемами Маркетинг, Сбыт, Финансы, Производство, Учет.

Затем осуществляется разработка существующей информационной модели компании (И-модели). При проведении обратного инжиниринга очень важно оценить существующую информационную систему поддержки принятия управленческих решений. Подобные работы могут быть выполнены в рамках построения существующей информационной модели компании, являющейся прототипом ее будущей информационной модели. Можно выделить следующие этапы при разработке существующей информационной модели компании:

• бизнес-диагностика и анализ существующей системы управления. Комплексная диагностика системы управления компанией, включает анализ организационной и функциональной структуры, нормативно-справочной информации, ключевых бизнес-процессов по подсистемам управления (продажи, затраты, закупки, финансы, инвестиции), системы документооборота, действующих систем учета и отчетности;

• анализ действующей информационной системы. Определяются требования руководства к используемым информационным технологиям и информационной системе, выявляется степень эффективности устранения в информационной системе выявленных недостатков, возможности эффективно и оперативно выполнять повышенные требования;

• определение функциональных задач информационной системы, выбор и обоснование программно-технического блока. Оцениваются издержки по усовершенствованию существующей информационной системы, а также целесообразность дальнейшего использования существующей или необходимость внедрения новой информационной системы;

• разработка концепции построения корпоративной информационной системы, в которой находят отражение: цели и задачи; ключевые требования к ней, позволяющие обеспечить менеджеров компании достоверной информацией для принятия рациональных управленческих решений, адекватных проблемам, стоящих перед подразделениями компании и предприятиями холдинга, модели репрезентативных бизнес-процессов; состав подсистем информационной системы по уровням управления, порядок и очередность внедрения их в эксплуатацию.

К разработке концепции построения корпоративной информационной системы следует также отнести составление ребований к системе управления, обоснование выбора комплекса технических средств и системы коммуникаций, решения по размещению комплекса технических средств и системы коммуникаций в подразделениях компании и дочерних организациях, обоснование выбора системного программного обеспечения.

Результатами построения информационной модели являются:

• выявление проблемных зон в организации и управлении компанией;

• определение направлений решения проблем с учетом имеющихся ограничений;

• разработка концепции построения информационной системы, включающей цели ее создания, принципы формирования, предложения по срокам, этапы внедрения, их содержание, функциональный состав задач системы, требования к информационному обеспечению и его защите, организационному, техническому и программному обеспечению информационной системы, характеристика имеющихся ограничений.

Разработка производных моделей. Все три модели - внешняя, внутренняя и информационная - разные ракурсы модели "Как есть" компании. Указанные модели первого уровня, взаимоувязываются между собой и разрабатываются в постоянном согласовании, чтобы все изменения и усовершенствования в бизнесе носили строго целевой характер. Для осуществления инжиниринга с максимальной эффективностью необходимо также разработать производные модели - модели второго уровня, представляющие собой более детализированное описание внутренней и информационной моделей компании и сочетающие в себе элементы этих моделей. Модели второго уровня, в свою очередь, могут быть детализированы в модели третьего уровня. Количество разрабатываемых производных моделей зависит от требующейся степени детализации бизнес-системы компании и сложности задач, подлежащих решению в процессе инжиниринга.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!