Обратная связь с аудиторией в деятельности региональных телеканалов

14 мая 2014 | Автор: | Комментарий один »

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I.
Теоретические основы исследуемой проблемы……………………………………7
1.1. Региональные телеканалы в системе общенационального телевидения…7
1.2. Обратная связь, её виды, функции, значение……………………………….15

Введение

Телевидение как средство массовой информации существует чуть более полувека, однако, даже за такой небольшой по историческим меркам промежуток времени оно стало одной из важных социальных потребностей человека. Однозначно, что ни одно из ныне действующих средств массовой коммуникации не может соревноваться с телевидением по величине и силе влияния на общественные процессы. Нет сомнения, что телевидение, наряду с другими факторами, формирует самосознание зрителя как гражданина государства, члена общества и носителя определенной политической культуры.
Формирование политической культуры есть процесс протяженный во времени и влияние на него должно быть постоянным. Поэтому гипотеза о влиянии телевидения на политическую культуру подкрепляется еще и тем, что на любом канале более шестидесяти процентов телепередач, рубрик, циклов кочует изо дня в день, то есть телепрограмма представляет собой хоть и не застывшую, но достаточно устойчивую систему. Таким образом, включая телеприемник, зритель постоянно получает на данном канале одну и ту же систему ценностей, норм и представлений, которая при условии достаточной заинтересованности на уровне субъективного, осваивается человеком.
Сразу возникает несколько важных вопросов и один из них -  существует ли обратная связь, влияние зрителя на качественное содержание телеканала? Эти два вопроса имеют одинаковые корни. Основная функция массовой коммуникации – это процесс идеологической, социальной, социально-психологической интеграции индивидов в некоторую общность (государство, нация, класс). Эта основная функция СМК возможна только при одном условии – когда телеканал придерживается общей модели построения текстов. Основное требование – это социальная общеприменимость модели, когда она не будет растекаться по одному или даже нескольким социальным стратам, а будет пронизывать их все без исключения. Апеллируя к самым распространенным стереотипам, модель эта не только сохраняет гомогенную аудиторию, но и создает предпосылки для присоединения новых, еще не охваченных групп населения. То есть условие выполнения генеральной функции массовой коммуникации основывается на апелляции к культурным и художественным ценностям, хранящимся в общественном сознании и уже получившим положительную оценку. Для того чтобы глубже осознать природу обратной связи зритель – телевидение нам необходимо проследить, где эта связь непосредственно имеет место.
До восьмидесятых годов нашего века анализ любого произведения массовой культуры дробился на связи «автор – произведение» и «произведение – публика». Связь «автор – произведение» рассматривалась искусствознанием, а связь «произведение – публика» была на территории социологии. И лишь потом на стыке социологии и искусствознания возник научный интерес к связи «автор – публика» и господствующей точкой зрения стало мнение о том, что не художественное произведение как система средств предопределяет условия восприятия, но они сами предопределяют структуру произведения. Изучение обратной связи на примере деятельности федеральных телеканалов достаточно распространенное явление в наше время. Общероссийские телеканалы и их взаимоотношения со зрителями являются наиболее удобным и интересным предметом изучения для исследователей: каждый из них представляет "раскрученный" бренд, более или менее устойчиво принимается на территории страны, имеет узнаваемый репертуар и вполне сложившуюся аудиторию. Вместе с тем, существует и другое телевидение – региональные и местные телеканалы. Общая их численность на порядок выше, чем численность общероссийских каналов, а их аудитория очень локальна, что делает невозможным изучение каждого из них как самостоятельного бренда в рамках общероссийских опросов.
Региональное телевидение, как правило, затрагивается в исследованиях лишь как методологически обязательный, но исследовательски-факультативный элемент. Вместе с тем, эпистемологически оправдан вопрос: если телевидение – важный элемент повседневной жизни современного человека, а телесмотрение является обыденной практикой, какое место, какую роль в этом играют региональные телеканалы? Мы можем предположить, исходя из нашего "экспертного" знания, что роль эта незначительна: общероссийские каналы профессиональнее, интереснее, динамичнее. Но даже если это и так, все равно остается открытым вопрос: на какую долю зрительского внимания могут рассчитывать региональное и местное телевидение? В чем могут состоять его преимущества перед общероссийскими телевизионными брендами? На основании каких критериев выстраиваются оценки региональных и местных каналов? Как осуществляется обратная связь региональных каналов и аудитории?
Перед региональным телевидением сегодня стоит задача  –  стать  ключевым  консолидирующим  звеном   в   системе   коммуникаций,  объединяющим население региона на основе культурных ценностей, самобытных  традиций. Несмотря на явное преобладание центральных телеканалов, местное телевидение сегодня заявило о себе на  всей  территории  России, став не только новым  источником  развлечений,  но  и  источником  местной информации. Производство местных телевизионных  новостей  впервые  дало  возможность  высказывать  мнение  и   выражать   интересы   местной  аудитории, а это важно для государства, которое традиционно опиралось  на  централизованные структуры. «Начиная с 1991 года,  наблюдалось  небывалое  развитие  всех  секторов  телевизионной  индустрии   России.   Количество  передающих станций и ретрансляторов в России увеличилось с 8  000  до  11  000,  помимо  государственного  телевидения  появились  негосударственные  станции, программы стали  более  разнообразными,  увеличилось  количество  часов   вещания.    Потребители    покупают    больше    телевизоров    и  видеомагнитофонов.   Развивается   рынок   рекламы,   появляются    новые  производственные мощности, станции и передатчики»[13].  Сегодня  региональная  журналистика  «представлена  изданиями   и  программами  территориального  или   национально-этнического   характера,  удовлетворяющими   потребности   аудитории    в    информации    местного  масштаба»[3].
В то время как необходимость регионального телевидения не подвергается сомнению, оценочная модальность отношения к нему оказывается несформированной, разговор на эти темы вызывает затруднения. Безусловно, отношение россиян к передачам региональных и местных телеканалов до некоторой степени зависит от регулярности и интенсивности их просмотра. Вместе с тем, сам интерес, готовность к такому просмотру определяется, по-видимому, целым рядом телевизионных и "внетелевизионных" факторов, а значит, в дальнейшем разговор о восприятии и функциях регионального телевидения должен сопровождаться разговором о его социальных задачах и о проблемах, которые для людей являются актуальными.
Все вышесказанное определяет актуальность нашего исследования.
Объектом данного исследования выступает телевидение как явление и средство массовой коммуникации. Предметом – обратная связь телеканалов со зрительской аудиторией на региональном уровне.
Перед нами была поставлена цель: установить пути и методы осуществления обратной связи региональных телеканалов со зрительской аудиторией. В ходе исследования нами решались следующие задачи:
• Выявить особенности деятельности региональных телеканалов, их отличия, преимущества и недостатки в сравнении с федеральными телеканалами.
• Определить понятия общественность, аудитория, обратная связь.
• Выявить пути осуществления обратной связи с аудиторией.

Глава 1. Теоретические основы исследуемой проблемы.
§1. Региональные телеканалы в системе общенационального телевидения

Сегодня большое внимание уделяется региональному телевидению, его   программированию, проблематике, функционированию,  развитию,  влиянию  на   общественное мнение и культуру зрителей. Прежде всего, это связано с тем,   что значение регионального телевидения возрастает с каждым днем.  Вещание   московских  каналов  рассчитано  на  некоего  «усредненного»  зрителя,  а   местное вещание дает информацию и поднимает разнообразные проблемы именно  своего региона. Информационные  программы  федеральных  телеканалов  лишь  13–18 % от общего объема вещания отводят освещению региональной  тематики.  «Телевидение  любой  страны  сильно,  прежде   всего,  региональным телевидением, на одном центральном далеко не уедешь»[36].        Но  существует  ряд  причин,  тормозящих  развитие   и   процветание  регионального телевидения, судить о которых можно по «визитной  карточке»  любого телеканала – информационным программам.  Именно  в  информационных  программах региональных телекомпаний звучит голос местного руководства  и  тех, кем оно управляет, дается оценка власти и состояния жизни  населения  региона.  Региональное  телевидение  является  активным  участником  всех  событий местного масштаба, оно информирует  своего  зрителя  о  том,  что  выходит за рамки возможностей  и  интересов  центральных  каналов.  Кроме  того, оно активно привлекает аудиторию к проблемам  управления  регионом,  областью. Однако вместе с популярностью растут и «требования  зрителей  к  качеству работы местного телевидения. Большое число телезрителей выражают  недовольство  тем,  что  местные  комитеты  закрывают  своими  передачами  интересующие    их    программы    Центрального    телевидения»[19].Такое  недовольство порождено, прежде всего, тем, что  вещание  местных  каналов  находится на низком, не удовлетворяющем интересы зрителя уровне.  Тем  не  менее, спрос на информационную продукцию регионального вещания  возрастает  с каждым днем.        Несмотря   на   очевидную   актуальность   проблемы,   развитие    и  функционирование информационных  программ  местного  телевидения  изучены   мало. «Исследование в этой области объединяет одна особенность:  проблемы  телевидения в том или ином регионе  рассматриваются,  в  конечном  счете,  обособленно, словно бы речь идет  об  отдельном  от  общей  телевизионной  системы явлении»[21].
Многие исследователи отмечают бурное развитие  регионального  телевидения  за  последние   десять   лет   и,   как   следствие   этого, перспективность его дальнейшего становления, хотя еще в  1991  году  было   трудно представить, что развитие телевизионной индустрии пойдет  подобным   образом.   Однако   распад   СССР,   приведший   к   разрушению   единого   информационного   пространства   и   ликвидации   Гостелерадио,    отмена  политической  цензуры,  существование  различных  форм  собственности   в  телевизионной сфере, разделение телекомпаний по типу деятельности явились  предпосылками для возникновения рынка программ и появления конкуренции  в  этой области,  которая  послужила  толчком  для  поисков  новых  способов  укрепления  позиций  как  государственного,  так   и   негосударственного  регионального телевидения страны.
Наряду с традиционными качествами, характеризующими региональное   телевидение, в связи произошедшими изменениями в телевизионной  индустрии  появляется ряд новых особенностей: формирование вещания регионального телевидения из собственного вещания  и   вещания центрального канала;   существование своего графика выпуска новостей –  в  основном  в  вечернее  время с 19 до 22 часов с утренними повторами;  ангажированность местными властями (особенно, если администрация  области  является совладельцем или спонсором);   отсутствие   журналистского   образования   у   большинства    работников   региональных телестудий;   отличия в стиле и общей тональности вещания.
Многие  исследователи  уделяют   особое   внимание   специфике   информационных программ  в  периодических  изданиях.
В системе региональной журналистики  наряду  с  прессой  и  радио   функционирует  телевидение,  которое  заняло  доминирующее  положение   в  системе  средств  массовой  информации  как  на  центральном,  так  и  на  региональном  уровне.  Несмотря  на  изменение  положения   регионального  телевидения в общей системе СМИ, оно  обладает  следующими  традиционными  качествами:
- камерность (нацеленность на потребности жителя конкретного региона);
- ограниченность  информационного  поля  (город,  область  или  несколько
близлежащих областей);
- дефицит социально значимой информации, что влечет за собой  тяготение  не   столько к информативности, сколько к аналитичности (т.е. освещение фактов
с комментарием).
С  1991  года  в  России  начался  бурный   рост   негосударственных   телевизионных компаний. В столицах это НТВ, РЕН-ТВ, до недавнего  времени  – ТВ-6 и другие. В  регионах  параллельно  развивалась  сеть  независимых  телестанций. Сначала эти процессы не соприкасались, что  прекрасно  видно  на примере НТВ, которое, вскоре после своего рождения в 1993 году, начало  отбирать аудиторию исключительно у центральных телеканалов, в  частности,  у РТР. Абсолютно так же вело себя и ТВ-6.  В  результате  рухнула  прежде  абсолютная монополия центральных государственных телеканалов.
А вот в регионах развитие шло принципиально иным путем. Как правило,   здесь  возникал  один  частный  телевизионный  канал,  который  сразу  же  концентрировал на себе внимание местной аудитории. Ее привлекала  попытка  канала давать независимую интерпретацию региональных событий. Взаимные  интересы  у  центральных   и   региональных   телекомпаний  появились в  1994  –  1995  годах.  Это  обусловило  рождение  не  просто   независимых   частных   компаний,   но   и   возникновение   национальных  телевизионных сетей.  «Одной  из  первых  стала  Независимая  вещательная  система (НВС). Она состояла из лидеров телевизионного вещания  в  городах  России.  Сначала  контакты  между  ними  были  не  коммерческими.  Лидеры  обменивались  опытом  и  проходили  совместное  обучение  в   организации  телекомпаний.  Потом  НВС  преобразовалась  в  коммерческую  организацию,   которая централизованно строила сетки передач и централизованно  работала  с рекламодателями»[5].
С появлением крупных источников рекламных средств сеть утвердилась в   общенациональном масштабе. В 1996–1997 годах НВС нашла  партнера  в  лице  Рен-TВ. Очень  крупная  сеть  в  настоящее  время  –   это   НТВ,   сумевшее   организовать эффективную географическую  экспансию.  Сегодня  оно  вещает  более  чем  на  350  российских  городов  и  охватывает  порядка  86  млн  населения. Это третий национальный телевизионный канал  после  ОРТ,  РТР.  «2х2», «Петербург – 5-й  канал»,  «Санкт-Петербург  –  6-й  канал»  также  обзавелись региональными партнерами. Быстро возникли и утвердились другие  сети. Были и такие проекты, которым не удалось реализоваться.
В принципе, существует минимум три правила, без  выполнения  которых  невозможна организация региональных сетей:
1. важнейшая задача  –  поиск  максимального  числа  партнеров  в   возможно   большем числе городов;
2. отбор самых сильных  партнеров  среди  тех,  которые  работают  в  данной
местности;
3. обеспечение устойчивой ретрансляции своих передач в каждом городе.        Московские телекомпании реализовывали эту общую стратегию различными  способами, опираясь, прежде всего, на стремление региональных телестанций  к сотрудничеству со столичными партнерами.  Основа  такого  стремления  –  возможность  совместно   решать   важнейшие   проблемы,   стоящие   перед  провинциальными телевещателями: извлечение рекламных денег  и  наполнение  сеток  программ.   Центральные   телестанции   нацелены   на   расширение  географического ареала  своего  воздействия  для  увеличения  доходов  от  рекламы. Местные станции получают при этом наполнение своих сеток вещания  и финансовые средства для обеспечения дальнейшего существования.        Можно выделить  3  модели  географического  сотрудничества,  которые  используются сегодня:
1. прямая ретрансляция (ОРТ, НТВ),  когда  сигнал  передается  в  конкретный город и местный партнер его ретранслирует на свою аудиторию в полном  или  почти полном объеме;
2. передача из столицы  в  регионы  телевизионных  блоков  с  обязательством  местного партнера ретранслировать их в «прайм-тайм» (до  25  января  2002  года – ТВ-6, СТС). В этом  случае  московский  партнер  не  занимает  все  телевизионное пространство, а сама его политика  выглядит  более  гибкой,  нежели в первом случае;
3. трансляция из  Москвы  пакета  телевизионных  программ  с  обязательством  местного партнера ретранслировать его в удобное для  себя время  (Рен-ТВ,  АСТ). Этот путь самый гибкий.
Поскольку в  битву  за  региональную  аудиторию  вступили  несколько  московских телекомпаний, перед ними  встала  проблема  выбора  партнеров,  поскольку, чем сильнее последний,  тем больше отдача.        Тот, кто был первым, мог выбирать партнера  посильнее.  Следующий  –  неизбежно оказывался ограниченным в выборе. Отсюда очередная  проблема  –  усиление своего партнера. В связи с этим многие  московские  телекомпании  начинают  поставлять  в  регионы  оборудование,  что   дает   возможность  предъявлять местным  телестанциям  куда  более  жесткие  требования,  чем  прежде. И более жестко контролировать их деятельность. Параллельно с  выбором  москвичами  региональных  партнеров  местные  телестанции также занимаются отбором своих столичных  визави.  В  течение  года регионалы приезжают в Москву и сравнивают достоинства  и  недостатки  телекомпаний, в  частности,  качество  программ,  рекламные  возможности,  финансовые условия. Сделав выбор, они перезаключают договоры на следующий  год. Чем слабее регионалы, тем более  жесткие  условия  сотрудничества  с  москвичами они принимают.
Следующий этап после расширения  географии  вещания  и  подбора  как  можно более сильного регионального партнера – это качественное наполнение  телевизионных сеток. В этот период на первое место выходит  телевизионное  программирование: кто, какие телесериалы, фильмы  и  ток-шоу  показывает,  насколько они соответствуют вкусам зрителей. При этом  резко  обостряется  соперничество среди телевещателей, в первую очередь, в крупнейших городах  России.
Российский рынок устроен так, что 90% телевизионных рекламных  денег  идет  в  национальные  компании  и  только  10%  передается  региональным  станциям.  Поэтому  возможность  получать  рекламные  деньги  у   местных  телестанций ограничена. А это означает, что им гораздо легче получить эти  деньги через своего московского партнера. Возникновение новых независимых  сильных сетей становится в достаточной  мере  проблематичным.  Надо  либо  покупать новые приемники, либо преобразовывать полностью  своего  слабого  партнера. Правда, остается еще один способ  –  «перекупать»  региональные  станции, которые уже входят в существующие сейчас сети. Именно  по этому  пути пошла сеть ТНТ, в конце прошлого года захватившая значительную часть  лидеров  в  регионах.  Ее  руководители  основательно   подготовились   к  экспансии,  предложив  региональным  лидерам  лучшие  программы,   лучшее  оборудование, лучшие финансовые условия. В результате был нанесен сильный  удар по двум сетям сразу: Ren-TV и СТС. Тот, кто сэкономил в прошлом на своем региональном партнере, рискует  его потерять. Тем не менее повторение успеха ТНТ весьма проблематично.
Следует также отметить, что в  последние  годы  в  России  появились  десятки областных и городских телеканалов,  которые  создают  на  местном  уровне довольно серьезную конкуренцию  московскому  вещанию.  Большинство  этих каналов  до  сих  пор  не  имеют  собственных  диапазонов  и  потому  вынуждены использовать эфирное время центрального телевидения, перекрывая  тем самым вещание из Москвы.
Что  касается  областных  теле-  и  радиостудий,  то  они   в   СССР  традиционно представляли собой не более  чем  региональные  подразделения  Гостелерадио. Вещая обычно один-два часа  в  сутки,  они  практически  не  обладали  культурно-информационным  потенциалом,  позволяющим   составить  конкуренцию центральному телевидению.
По-настоящему региональное телевидение начало формироваться только в  начале  90-х  годов,  когда  местные  политические  элиты   почувствовали  необходимость в собственном информационном  пространстве,  через  которое  они непосредственно  могли  бы  влиять  на  общественное  мнение,  и  оно  постепенно  перестало  быть  калькой  центрального  телевидения,  обретая  собственный взгляд и голос. Как считает А. Новиков, примерно с 1992 года,  когда регионы вступили в пору шумных  избирательных  компаний,  областные  телеканалы стремительно овладевают электоральными  функциями.  «Во  время  парламентских выборов  1993-го  провинциальное  ТВ  было  уже  достаточно  коммерциализировано  и  начало  активно   участвовать   в   избирательной  кампании»[46].
Журналистика, а радио и телевидение в особенности, несут в себе  все  болезни, которыми заражено наше общество и государство. Это не зеркало, а  увеличительное стекло, через которое все наши общие  беды  можно  увидеть  крупным планом, изучить в деталях.
Местное телевидение ведет планомерную, систематическую пропаганду  и  агитацию   с   учетом   специфики   аудитории    региона.    «Особенность  функционирования социальной информации  такова,  что  общегосударственное  человек воспринимает через призму местного, через факты повседневности. И  в этом смысле местное телевидение обладает уникальной возможностью  вести  информационно-пропагандистскую    работу    в    условиях    максимальной  приближенности к потребностям и ориентациям  человека,  в  контексте  его  производственных и межличностных отношений»[23].
Региональное телевидение в масштабах страны имеет неоднородный уровень развития. Это определяется, в первую очередь, уровнем экономического развития субъекта Федерации, степенью реформированности находящихся там промышленных и финансовых структур. В соответствии с уровнем экономического развития, а также географических, национальных особенностей можно выделить 5 основных типов регионов:
1. Москва и Санкт-Петербург;
2. регионы-доноры с развитой экономической инфраструктурой;
3. экономически отсталые регионы, в которых, однако, действуют одно или несколько предприятий, производящих продукцию, приносящую экспортную валютную выручку;
4.дотационные регионы;
5.национальные регионы (области, республики).
Если в регионах первого и второго типов телеканалы активно сотрудничают с федеральным телевидением, наращивают опыт и стараются приблизиться по качеству выпускаемой продукции к центральным телеканалам, освещать события с разных точек зрения  то в остальных, наряду с низким качеством передач наблюдается вещание в интересах определенных структур:
• в дотационных регионах – это партия, которую поддерживают государственные чиновники;
• в регионах, где действуют крупные предприятия-экспортеры, такие как «Норильский никель», «Лукойл», «Газпром», – это, соответственно, представители этих структур;
• в национальных республиках выборы осуществляются в соответствии с традициями родовых кланов, тейпов, проживающих там доминирующих национальных групп.
Среди негативных тенденций развития регионального телевидения, особенно в регионах 3-5 типов, можно выделить следующие:
• монополизация СМИ;
• отсутствие альтернативных каналов массой коммуникации;
• неразвитость общественных информационных служб;
• перебои в трансляции теле- и радиоканалов по различным причинам;
• нерегулярность доставки периодических печатных изданий, как центральных, так и местных.
Таким образом, мы видим, что наряду с популяризацией деятельности региональных телеканалов, они переживают определённые трудности и проблемы: слабость материальной базы, зависимость от местных властей, экспансию центральных каналов. Однако именно региональные каналы являются главным зеркалом общественной жизни провинций и играют огромную роль в жизни регионов, связи населения и власти на местах.

             §2.  Обратная связь, её виды, функции, значение

            В теории и практике деятельности телевидения одним из ключевых является многоплановое понятие "общественность". В наиболее обобщенном виде под общественностью подразумевают любую группу людей (и даже отдельных индивидов), так или иначе связанную с жизнедеятельностью организации или учреждения. Это могут быть ее собственные служащие, окрестные жители, потребители, работники средств информации, государственные служащие, выдающиеся личности и т.д. В телевидение общественность часто понимается как синоним понятия "аудитория" (audience). Однако связь этих двух понятий гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд.
Действительно, иногда возникают ситуации, когда между понятиями "общественность" и "аудитория" можно поставить знак равенства. Такое случается тогда, когда отдельная группа людей рассматривается как объект определенных форм влияния, пассивный реципиент информации, к примеру, лекций, обращений, посланий и даже линии поведения какого-либо лица или организации, которые    рекламируются.
Существует ситуативный подход, при котором под понятием "общественность" (активная аудитория) понимают любую группу людей, при определенных обстоятельствах так или иначе сплотившихся вокруг конкретных общих интересов или переживаний. Исходя из таких соображений, американский исследователь Джеймс Груниг обратил внимание на три фактора ситуативного характера, которые благодаря коммуникации и общению людей между собой превращают латентную (скрытую) общественность в активную. Среди этих факторов он называет:
1. Осознание проблемы. Это фактор, показывающий, в какой мере люди ощущают изменения в ситуации, осознавая потребность в информации.
2. Осознание ограничений. Это фактор, свидетельствующий, в какой мере люди ощущают себя ущемленными воздействием внешних факторов и ищут пути выхода из конкретной сложившейся проблемной ситуации. Если люди считают, что могут что-то изменить или повлиять на проблемную ситуацию, они будут искать дополнительную информацию для составления плана действий.
3. Уровень включенности. Это фактор, показывающий, до какой степени люди видят себя втянутыми в проблемную ситуацию и ощущают ее влияние на себе. Другими словами, чем более они связывают себя с ситуацией, тем активнее будут общаться, отыскивая новую информацию по этому поводу.
Куда сложнее обстоит дело, когда речь идет об отдельном человеке, о том, к какой именно группе его отнести. Проиллюстрировать это можно следующим примером. Известно, что каждый человек как многогранная и многофункциональная личность, оставаясь автономным индивидом, может реально принадлежать к разнообразным группам общественности. Каковы же эти группы общественности?
Прежде всего, как и всякий человек, он, безусловно, относится к группе потребителей, что может быть легко определено (описано) специалистами по вопросам маркетинга. Скажем, это молодой человек, в возрасте от 18 до 21 года, которого, с точки зрения рынка, можно причислить к группе потребителей с условным названием "студенты". Данная группа молодежи заслуживает особого внимания со стороны производителей разнообразных товаров и услуг, поскольку, даже учитывая нынешнее положение студенчества, является емким рынком и может приносить хорошую прибыль. Студенты в большинстве случаев живут не только на стипендию, но и получают помощь от родителей. Как бы ни было трудно родителям, все они хотят видеть своего сына или дочь хорошо одетыми, сытыми и пр. Молодые люди, несмотря ни на что, стремятся тем или иным образом организовать свой досуг, что также требует определенных затрат. Короче говоря, на молодежном рынке "крутятся" большие деньги, и специалисты по маркетингу хорошо об этом знают, выделяя такую группу потребителей, как "студенты".
Далее, этот молодой человек может принадлежать к определенной организации: политической, общественной, спортивной и т.д., то есть быть частью этих групп общественности. Наконец, он может быть представителем определенной национальности, принадлежать к отдельной этнической или религиозной группе.
То же самое можно сказать о любом человеке. Итак, каждая личность одновременно принадлежит к разнообразным группам общественности и, вероятно, мало кто жаждет быть "общественностью вообще". При установлении обратной  связи с аудиторией необходимо как можно точнее идентифицировать, определить эти группы как адресаты информации.
1. Общественность, реагирующая на все проблемы, то есть проявляющая активность по любому вопросу.
2. Равнодушная общественность, то есть индифферентная, не проявляющая активности ни по каким проблемам.
3. Общественность вокруг одной проблемы, то есть активная по поводу одного или ограниченного числа взаимосвязанных вопросов (к примеру, защита животных).
4. Общественность вокруг обострившейся проблемы. Эта общественность начинает активно действовать после того, как благодаря средствам массовой информации проблема уже известна практически всем и стала предметом широкого обсуждения в обществе (например, падение рождаемости в стране).
Правда, ситуативный подход к группированию общественности и предложенные определения групп в конкретных обстоятельствах отличаются уникальностью, неповторимостью, поэтому при иных специфических обстоятельствах они могут быть использованы нечасто. Например, оказалось, что эффективно работающие определения групп общественности выходят за рамки сугубо ситуативных, демографических или "психографических" подходов и включают соответствующие индикаторы, свидетельствующие как о признании общих интересов людей вообще, так и о ситуативных переменных величинах, обостряющих интерес только определенных индивидов к специфическим ситуациям или проблемам. Другими словами, процесс группирования общественности является в основном результатом реагирования людей на особые проблемы или ситуации, а не просто совпадения черт их индивидуальных особенностей. Отсюда именно специфические проблемы и ситуации детерминируют состав, величину, силу реакции каждой релевантной группы общественности на информацию, и, следовательно, определяют,  в какой-то мере, интенсивность обратной связи. Что же такое обратная связь и каково её место в системе коммуникации?
Существует предвзятое мнение, что передача информации и коммуникация - одно и то же. Собственно говоря, распространение информации часто путают с коммуникацией. Такая путаница встречается в тех случаях, когда переданный средствами массовой информации материал (видеоклипы, радиосюжеты, сообщения в газете и т.д.) считают актом коммуникации.
Такая точка зрения базируется на одной из ранних моделей коммуникации, предложенной еще в конце 40-х годов американскими учеными в сфере информации Клодом Шенноном и Уорреном Вейвером. Они исходили из очевидного факта, что процесс коммуникации включает: источник информации; сообщение; передатчик, преобразующий (кодирующий) сообщение в сигнал, удобный для передачи; канал связи (среда), с помощью которого сигнал передается от передатчика приемнику; приемник или пункт назначения (адресат). Такой подход базировался преимущественно на принципе работы телефона и может быть представлен следующей схемой.

                              канал
шумы
обратная связь

Данная модель коммуникации, как видим, концентрировала внимание главным образом на технических вопросах работы средств массовой информации и не обращала внимания на проблемы социальной среды и другие важные факторы воздействия на аудиторию, которые намного шире сугубо технических. В частности, одним из главнейших факторов коммуникации является человеческий фактор. Именно он более всего усложняет процесс коммуникации, информационного взаимодействия людей, их групп, общественных и политических формирований в процессе общения.
Коммуникация (во всяком случае человеческая коммуникация) - это то, что совершается людьми. Сама по себе, без людей - она не существует. В ней нет ничего магического, кроме того, что в нее вкладывают люди, вступая в коммуникационные связи. В сообщении нет другого содержания, помимо того, которое в него вложили люди. Таким образом, изучающий коммуникацию изучает людей, вступающих в отношения друг с другом, со своими группами, организациями и обществом в целом. Они воздействуют друг на друга, информируют одних и являются информированными со стороны других, обучают одних и учатся у других, развлекают одних и развлекаются благодаря усилиям других при помощи определенных знаков, существующих независимо от каждого из них. Чтобы понять процесс человеческой коммуникации, необходимо понять, как люди общаются между собой.
Концепция коммуникации Шрама [17] прежде всего предусматривает модель двустороннего процесса связи, когда и отправитель, и получатель информации действуют в пределах свойственных им рамок соотнесенности, взаимоотношений, сложившихся между ними, и окружающей их социальной ситуации.
Коммуникация - это двусторонний процесс обмена сообщениями (сигналами), базирующийся на общепризнанных понятиях и обусловленный как содержанием взаимоотношений коммуникаторов , так и социальным окружением.
Сообщения или сигналы посылаются, как правило, с целью информирования, инструктирования либо убеждения тех лиц, объектов, на которых рассчитаны эти сообщения. Но при этом каждая такая задача имеет некоторые особенности. Например, процесс информирования содержит следующие четыре стадии:
1) привлечение внимания к коммуникации;
2) достижение восприятия сообщения;
3) интерпретацию сообщения в заранее предусмотренном виде;
4) сохранение информации для дальнейшего использования. Инструктирование как процесс с большими требованиями добавляет еще одну стадию:
5) стимулирование активного обучения и практических действий. Процесс убеждения идет еще дальше, добавляя шестую стадию:
6) восприятие изменения (готовность к действию в соответствии с желанием или точкой зрения отправителя обращения). Понятно, что преграды на пути к достижению желаемых результатов с помощью информирования, инструктирования и убеждения возрастают с появлением пятой и шестой стадий в процессе коммуникации.
Предварительно подчеркнем, что в предложенной модели коммуникации особое значение имеют два элемента: а) стадия кодирования (сообщение, подготовленное источником - коммуникатором А, должно быть переведено на определенный язык и отправлено тому, кто принимает сообщение - коммуникатору Б); б) стадия раскодирования (прежде чем приступить к действию, принимающий сообщение должен его интерпретировать, расшифровать). Именно на этих стадиях процесса коммуникации возникает множество коллизий в достижении взаимопонимания между источником сообщения и его адресатом.
Данная схема ясно показывает неисключимость обратной связи из процесса коммуникации, следовательно, любые средства массовой коммуникации, и телевидение, в частности, должны внимательно относится к организации этого процесса.
Рассмотрим все звенья в схеме коммуникации.
Отправитель (источник) сообщения – это центральный субъект, инициирующий коммуникационный процесс. У отправителя (источника) сообщения обычно заранее складывается представление о том, как его информация должна быть воспринята. Однако, несмотря на это, нет никакой гарантии, что получатель информации поймет отправителя именно так, как последний того желает. В большинстве случаев, скажем, во время произнесения речи, оратор имеет относительно ограниченные возможности повлиять на интерпретацию своего сообщения.
Кодирование.
Дело в том, что изначальный замысел оратора, идею, которую он хочет донести до аудитории, нужно перевести на язык коммуникации, то есть язык, понятный конкретной аудитории. Если взять, например, речь политического деятеля, его исходная идея (замысел) может стать предметом переработки, интерпретации как минимум трех кодировщиков.
1. Политический деятель может обратиться к специалисту по написанию речей (спичрайтеру) с просьбой изложить свои идеи в письменной форме. Выступая в роли кодировщика, спичрайтер с самого начала должен четко уяснить, что именно имеет в виду политический деятель, в чем заключается смысл его сообщения, а потом уже перевести все на язык, понятный аудитории.
2. Далее, написанная речь должна быть изложена (закодирована) в форме пресс-релиза. В таком случае кодировщик, а им может быть другой человек, например, пресс-секретарь, выбирает из текста написанной речи то, что, по его мнению, является самым существенным, и передает это в средства массовой информации для освещения в сжатом виде.
3. Редактор программы может взять поданный пресс-релиз и, перед тем как передать его ведущему, переработать его с учетом ментальности группы населения, имеющей наибольшее значение для данного канала.
Таким образом, идею, которую изначально имел в виду политик, трижды передадут по цепочке и обработают, прежде чем она дойдет до настоящего получателя (аудитории, на которую рассчитывалась). И всякий раз конкретный кодировщик (спичрайтер, пресс-секретарь, редактор) внесет что-то свое, субъективное, в идею политика. В данном случае каждый акт кодирования в значительной степени зависит от профессионального опыта кодировщика
Сообщение
Сообщение - это содержание информации. То есть считается, что содержание коммуникации, то, что сообщается, как раз и есть сообщением. Основное тут то, что составляет смысл статьи, выступления и т.д.
Сообщение может быть средой (medium). С этой точки зрения содержательная сторона коммуникации имеет мало общего с сообщением. Главное - это где и каким образом осуществляется коммуникация, какие средства для этого используются. Подобные утверждения в основном опираются на тот факт, что с наступлением эпохи телеполитики, люди, следящие за ходом событий по телевидению, способны легко ухватить суть дела, особо не углубляясь в содержание выступлений, аргументаций и др.
Сообщение может быть и личностью. Сторонники такого подхода считают, что ключевым моментом сообщения выступает не содержание или среда распространения информации, а сам выступающий. Нечто подобное представляют собой нынешние харизматические лидеры. Их популистские призывы оказываются весомее, чем то, что они лично думают как политики.).
Декодирование
Переданное сообщение должно быть раскодировано, прежде чем получатель приступит к практическим действиям. Эта стадия коммуникативного процесса напоминает работу дешифровщика, который берет закодированное сообщение и переводит его на язык общеизвестных терминов. Тут опять-таки исключительную роль играет язык. Приступая к работе, декодировщик должен полностью понять смысл сообщения. Если сообщение малопонятное или же декодировщик не уверен в сверхзадаче, которую оно призвано выполнить, то остается мало шансов, что действия, к которым потом прибегнет получатель, будут именно такими, каких ожидал отправитель (источник) сообщения.
То, как получатель расшифрует сообщение, в значительной степени зависит от личного восприятия человека. То есть ключ к эффективной коммуникации обусловлен тем, как адресат рассматривает сообщение и понимает его. Всегда следует помнить, что каждому человеку свойственна предвзятость; невозможно найти двух людей, абсолютно одинаково воспринявших сообщение. Личная предвзятость объясняется действием многих факторов, в частности, стереотипов, символов, семантики, давления группы, к которой относится индивид, и особенно такой составляющей современной политики, как средства массовой информации.
Получатель (адресат) сообщения.
Процесс коммуникации не состоится до тех пор, пока кто-нибудь на противоположном конце цепочки не услышит или не поймет того, о чем говорит отправитель. Коммуникации не будет, если сообщение не достигнет предусмотренной аудитории общественности и не вызовет нужной реакции у получателей. Но даже если получатели четко поняли переданное сообщение, все равно нет никаких гарантий, что ответной реакцией явится именно то действие, на которое рассчитывал отправитель сообщения.
Для процесса коммуникации особое значение имеет обратная связь. Коммуникатор должен знать реакцию адресата, чтобы убедиться, что его информация дошла, выяснить, какое она оказала влияние, и в случае необходимости изменить дальнейшую коммуникацию. Случается, что профессиональные коммуникаторы пренебрегают обратной связью. Это большая ошибка. Каким образом осуществляется обратная связь?
Критерием эффективности действия коммуникации могут служить, скажем, количество телефонных звонков, писем, пришедших после распространения сообщения, или количество голосов, отданных избирателями политику, когда он баллотировался на выборах. Если люди, получив сообщение, не начинают действовать, нужно выяснить, в чем дело. В некоторых случаях, если получатели не приступили к активным практическим действиям, они, тем не менее, могут понять и передать сообщения другим людям. Такая передача полученных сообщений от одного к другому образует двухступенчатый поток: вертикальный - от некоего источника к адресату и горизонтальный - межличностные контакты. Нацеливание сообщений в первую очередь на лидеров общественного мнения основано на надежде, что они сами будут распространять полученное сообщение по горизонтали среди общественности, у которой они пользуются авторитетом.
Формальные исследования по своей методике делятся на качественные и количественные. Качественные исследования (качественный анализ) - это те, что базируются на теоретических ресурсах социологии, индивидуальном опыте, наблюдениях, анализе личных и официальных документов и т.д. Самыми распространенными специальными методами качественного анализа выступают историографический (биографический) метод, исследование отдельных примеров, изучение личных документов (дневников), углубленные интервью, фокус-группы, панельные исследования.
Количественные методы исследования составляют совокупность приемов, процедур и методов описания, преобразования и получения нового социологического знания, формализованного на основании достижений и методов математики и компьютерной техники. Самыми распространенными методами количественных исследований считаются контент-анализ, опросы общественного мнения и другие типы социологических исследований.
Неформальные исследования проводятся без соблюдения определенных научных, общепринятых правил и процедур, требующих от исследователя всякий раз точно копировать исследовательский процесс. В отличие от формальных исследований, результаты которых можно использовать для предсказаний и прогнозирования, неформальные исследования используются исключительно для описания конкретных ситуаций [8].
Часто используемыми разновидностями неформальных исследований являются "ненавязчивые" наблюдения, эксперименты, опыты, не предусматривающие вмешательства в чьи-то или какие-то дела, журналистские расследования, коммуникационный аудит, аудит общественного мнения, анализ паблисити и др. В таких исследованиях большую роль играют интуиция и личный опыт исследователя.
В обратную связь входит также и определение количества представителей целевой общественности, получивших сообщения. В данном случае следует четко различать две категории аудиторий: общая и эффективная аудитории. Общая аудитория охватывает всех потенциальных читателей, слушателей, зрителей или посетителей, которые могли узнать о сообщении. Эффективная аудитория включает только тех, кто принадлежит к целевым группам общественности и на кого специально рассчитано сообщение.
Далее следует определить количества людей, которые фактически узнали о содержании сообщения. Для этого используются разнообразные методы исследования круга читателей, слушателей и зрителей, к которым поступило определенное сообщение. К примеру, существующие обследования круга читателей позволяют определить, сколько людей читает, что и как много они читают, а также кто читает, а кто - нет. То же самое позволяют сделать и исследования аудиторий электронных средств информации.
При исследовании радио- и телеаудитории пользуются следующими четырьмя основными методами:
1. Дневник. Для использования метода дневника нужно, чтобы кто-нибудь из членов семьи (один или несколько) постоянно вел подробные записи всего услышанного по радио и увиденного по телевидению. Результаты последних исследований свидетельствуют, что этот метод не лишен некоторого элемента предвзятости, поскольку согласившиеся участвовать в таком исследовании могут существенно отличаться от тех, кто не выступает в роли респондентов (участники исследования часто хотят выглядеть лучше, чем они есть при обычных обстоятельствах).
2. Электронный счетчик. Метод счетчика позволяет вести электронные записи пользования домашними радио- и телеприемниками, фиксировать волны, каналы и время в течение суток. Такие данные автоматически поступают в центральный компьютер по телефонным сетям. Данный метод используется в некоторых городах, когда необходимо определить ежедневный рейтинг популярности основных телевизионных программ. Он позволяет добиться объективной картины: будучи подключенным к вашему телевизору, он фиксирует, какой канал телевизора включен в данную минуту. Это означает, что мы имеем дело не с пожеланиями, предпочтениями, не с декларированными интересами, потребностями, а с реальным потреблением. Эта информация периодически снимается головным компьютером, находящимся в исследовательской фирме. Таким образом, информация практически мгновенно может быть обобщена в рамках отдельного региона или всей страны: какая передача собирает наибольшую аудиторию.
Какая единица измерения характеризует в этих случаях размеры аудитории?
В принципе самый простой вариант величины, обозначающий реальную аудиторию, это – абсолютное число людей, просмотревших ту или иную передачу. Но абсолютная величина лишена сравнительной силы в динамике. Это соображение породило такую единицу измерения аудитории, как рейтинг. Ваш включенный на определенной передаче телевизор нужно соотнести со всеми телевизорами страны, т. е. получить ответ на вопрос: какая часть населения страны смотрит в эту минуту очередной мексиканский телесериал, чтобы сравнить эту долю, этот процент от всего населения страны с тем рейтингом, с тем процентом, который составила аудитория подобного сериала три года назад. Чисто эмпирически идея получения рейтингов нашла свое индустриальное воплощение, была поставлена на поток с помощью электронного наблюдения посредством электронных счетчиков, или, как их еще называют, аудиметров, когда единица наблюдения, а значит, и анализа – семья, дом с телевизором, и поэтому традиционно рейтинг – это процент телевизоров, включенных на интересующей нас передаче ко всем телевизорам.
При этом очень важным считается рассмотреть это включение телевизора на определенную передачу на фоне аудиторного поведения остальных. Грубо говоря, если вы смотрите определенную передачу, сколько остальных сидят с выключенными телевизорами или включили другой канал? Для этого наряду с вышеобозначенным рейтингом используется и другой показатель – «доля аудиторного рейтинга». Он определяет, какую долю рейтинг данной передачи составляет в так называемом «рейтинге домов включенных телевизоров».
3. "Живой" счетчик. Начиная с 1987 года американские компании, занимающиеся подсчетами количественного состава аудитории людей, стали использовать более современные методы, чтобы точнее подсчитывать радиослушателей и телезрителей. В доме, подключенном к сети исследования, каждый член семьи имеет собственную кнопку, которую нажимает, когда смотрит телевизор. Счетчик фиксирует, кто в семье и какую именно программу смотрит, а информацию об этом посылает по телефонным линиям в главный компьютер. Счетчик людей используется также при маркетинговых исследованиях, чтобы по его сообщениям судить о покупательском поведении, а затем устанавливать соотношения между покупками и просмотром телепередач. Не удивительно, что людям надоедает включать и выключать кнопку и соблюдать иные правила, например, информировать с помощью определенной технической системы, когда в комнату вошел ребенок, не способный самостоятельно и своевременно нажимать кнопки. Возникают и другие неудобства, в частности, когда в квартире имеется несколько телевизоров, и т.д.
4. Телефонное интервью. К этому методу прибегают во время трансляции определенной программ, или сразу же по ее окончании, чтобы выяснить размер и состав ее аудитории. Более распространенным является телефонный опрос в момент, когда определенная передача еще в эфире. Но и туг возникает ряд проблем. Автоответчики, настойчивое вмешательство специалистов по телемаркетинговым исследованиям, которые часто надоедают людям и вынуждают их не обращать внимания на телефонные звонки, существенно снижают репрезентативность выборки и надежность использования метода телефонного опроса.
Мы рассмотрели проблему обратной связи в целом и на уровне федерального телевидения. В современных условиях, кроме вышеперечисленных методов, к услугам работников телевидения остаются и социологические опросы, и такое мощное оружие массовой коммуникации как Интернет.  Интернет, помимо своей массовости, обладает и таким бесценным качеством как доступность, что позволяет использовать его и на региональном уровне. Кроме таких глобальных вопросов, как популярность телеканала, массовость его зрителя, успешность конкурентной борьбы, если таковая имеется, с другими локальными телеканалами или с федеральным телевидением, Интернет позволяет решать и более узкие, но не менее важные вопросы.
Все чаще в разговорах, на страницах электронных и печатных изданий можно услышать и увидеть фразы: "интерактивное содержание", "on-line контент", "интернет-магазин" и т.д. Естественно, что все новые веяния просто не могли не коснуться и такого привычного для большинства людей телевидения. Интернет с каждым днем становится все более динамичным, приобретая новые мультимедийные, развлекательные, ну и, конечно же, коммерческие черты. И телевидение просто обязано учитывать эти изменения, перенимая и беря на вооружение хотя бы некоторые из его них. В результате традиционное телевидение все более приобретает окраску интерактивности. До сих пор телевидение было средством односторонней доставки видео- и телепродукции телезрителям, и единственным намеком на интерактивность долгое время оставалась возможность переключиться на другой канал.
Однако вещательными компаниями давно овладела идея привлечь телезрителей к участию в том, что происходит на телеэкране. Телевизионные опросы и прямой эфир, общение с телезрителями и через пейджинговую связь и электронную почту, а также Интернет-чат, применяемый Дмитрием Дибровым в программе "Антропология" на канале НТВ, - это только начало: все равно каждый зритель видит одно и то же. Но суть интерактивного телевидения не сводится к расширению традиционного телевидения до двусторонней системы передачи информации. Главное - это переход от широковещательных (broadcasting) технологий к узконаправленным (narrowcasting) и индивидуальным: из пассивных потребителей общедоступной теле- и видеоинформации телезрители превращаются в активных участников процесса формирования и распространения телепрограмм. Телевидение станет универсальным поставщиком новых форм информирования, общения, электронной коммерции и развлечений, а телевизор - универсальным средством доступа к глобальным ресурсам Интернета и новому поколению бытовых устройств, управляющих домашним хозяйством.
Наиболее простые "интерактивные сценарии" уже давно и довольно активно используются в "обычном" телевидении. Это телевизионные опросы при помощи обратных звонков по телефону; общение в прямом эфире телепередачи при помощи пейджинговой связи, электронной почты и чата; торговля различной продукцией по принципу "магазина на диване". Все эти явления давно и прочно обосновались не только на центральных телеканалах, но и во многих региональных телепрограммах. Их явный плюс – непосредственность и быстрота реагирования зрителя на предъявляемую информацию, возможность высказаться, внести свой вклад в передачу, почувствовать себя в центре событий. С другой стороны, сотрудники телеканала получают определённые ориентиры, помогающие им действовать в определенном направлении, либо оперативно реагировать на события местного масштаба.
Однако не секрет, что многих людей, особенно представителей пенсионного поколения, Интернет не является привычным средством коммуникации. Одновременно пенсионеры являются значительной частью аудитории региональных каналов. Здесь активно используется такой вид обратной связи как письма. На федеральных телеканалах такая рубрика как обзор зрительских писем давно уже прекратила своё существование, однако, на уровне местного телевидения обзор писем – насущный жанр. Прежде всего, потому, что именно у местного телевидения есть реальная возможность выступать организаторами и посредниками массового общения в пределах области, района. Ведь именно местные программы в наибольшей мере позволяют узнать, что происходит там, где ты живешь, у твоих соседей, чем они озабочены, что есть у них интересного и пр. И в этой роли они, пожалуй, незаменимы.
Напомним, что понятие "обзор" происходит от английского "observe" (наблюдать, замечать). В журналистике под обзором понимают описание, подведение итогов, рассмотрение, изучение той или иной информации. Когда идет речь об обзоре писем, то это значит, что мы имеем дело с описанием, рассмотрением информации, содержащейся в них. У обзоров писем есть ряд свойственных им преимуществ. Прежде всего - в том, что журналист, готовящий обзор, может опереться в своем выступлении на мысли, факты, изложенные многими авторами писем. В этом случае они выполняют роль аргументов в пользу важной, с точки зрения автора обзора позиции. В том случае, когда в письмах поднимается, например, какая-то, значимая социальная проблема, обзор помогает свести в одном тексте позиции разных людей, и поэтому она (проблема) оказывается освещенной с разных сторон, что недостижимо, когда публикуется письмо одного автора. Письма также в каком-то обзоре могут выстроиться в определенную "цепочку" фактов, "реконструирующих" некое важное событие общественной жизни (прежде всего, когда речь идет о прошлых событиях), и т.д.
Региональные телеканалы, в какой-то мере, могут способствовать населению в решении ряда проблем, привлекая к этому местные власти и соответствующие организации. Именно этим они ценны и авторитетны для населения. Не имея такой сильной материальной и технической базы, как федеральное телевидение, уступая в динамике, масштабности и  красочности вещания, региональные телеканалы должны вдвойне делать упор на обратную связь, чтобы оставаться востребованными и не только сохранить свою часть аудитории, но привлечь внимание большего количества людей.

  Выводы по первой главе
Итак, рассмотрев региональное и федеральное телевидение, а также связь телеканалов с аудиторией, мы пришли к следующим выводам.
Развитие  российского  телевидения,  и  регионального  в  частности,   зависит   от  политического курса нашего государства, экономических и других реформ.
Несомненный  процесс  регионализации  на  сегодняшний  день  указывает   на   приоритетность   местного   источника   информации,   и,  следовательно, возможность вещания для  «своего»  зрителя  дает  местному  телевидению реальное преимущество, которое необходимо реализовывать и  по  мере возможностей монополизировать. Местная  журналистика  реализует  административно-территориальные, общественные, социально-психологические  и  культурно-этнические  задачи.  Но  в  силу  ряда  причин,  чаще  всего  экономического свойства,  местным телевизионным каналам не всегда удается  выполнить их, а точнее – производить достаточно собственных программ  для  того, чтобы заполнить время, отведенное  телекомпании  в  эфире.  Четкого  распределения    обязанностей    между    производящими    и    вещающими  телекомпаниями, существующего  в  столице,   в  провинции  пока  нет.  На  местных каналах отсутствуют средства для  закупки  готовой  телевизионной  продукции с целью ее последующего транслирования, их  не хватает также  и  для покрытия расходов по производству телевизионного  продукта,  особенно  публицистических  и  развлекательных  программ.   Данные   обстоятельства  неминуемо приводят к необходимости обращения к  программам  московских  и  санкт-петербургских  каналов,  а  значит,  и  к   активизации   процессов  экспансии.  Вместе с тем сегодня  в  регионах  создается  мощная  информационная  система местного телевидения. В последние годы  региональное  телевидение  овладело электоральными  функциями,  активно  участвует  в  избирательных  кампаниях. По мнению некоторых исследователей, это  произошло  вследствие  того, что у  политических  элит  регионов  возникла  необходимость  иметь  собственное    информационное    пространство,    через    которое    они  непосредственно  могли  бы  влиять  на   общественное   мнение.
Одна из основных проблем регионального телевидения, приводящая его  к  необходимости  «занимать»  свой  эфир  чужими,  в  частности  московскими  программами, – это отсутствие правовой базы в  области  телерадиовещания.  Например,   существование   госзаказа    только    для    государственных  телерадиокомпаний лишает инициативы создания социально значимой продукции  коммерческие  компании,  не  поощряет  и   не   развивает   отечественную телеиндустрию.
Другим  важным  фактором,  сдерживающим  развитие   телеканалов,   и  особенно  региональных,  имеющих  меньшую,   нежели   в   столице,   сеть  потенциальных    рекламодателей,    является    неполное,    нерегулярное  финансирование  государственных  телерадиокомпании,  а  также  отсутствие  налоговых льгот  для  коммерческих  телекомпаний,  находящихся  в  стадии  развития.
Другая сторона проблемы состоит в том, что региональные телекомпании,  как правило, не имеют достаточно средств или  не  хотят  тратить  их   на  повышение квалификации своих работников. Качество продукции,  выпускаемой  непрофессионалами, естественно, является более  низким,  нежели  качество  программ федеральных каналов, рейтинги местных  каналов  падают,  зритель  смотрит центральное  вещание,  а  руководство  региональных  коммерческих  каналов с  целью  привлечения  рекламодателей  вынуждено  ретранслировать  чужие передачи.
Таким образом,  федеральное  и  региональное  телевидение  в  едином  информационном  пространстве   сегодня   существуют   автономно,   каждое  развивается по своим законам и принципам.  Федеральные  каналы  не  могут  заменить программы местных студий, а   региональное  телевидение  в  силу  ряда тормозящих его развитие причин, множества проблем,  с  которыми  оно сталкивается, укрепляет свои позиции  пока  лишь  только  за  счет  своих  информационных программ, восполняя тем самым   недостаток  информации  на  федеральных каналах о событиях, происходящих в регионах России.
Тем самым региональные телеканалы влияют на события в регионе и являются значимой силой. Не имея такой сильной материальной и технической базы, как федеральное телевидение, уступая в динамике, масштабности и  красочности вещания, региональные телеканалы должны вдвойне делать упор на обратную связь, чтобы оставаться востребованными и не только сохранить свою часть аудитории, но привлечь внимание большей части общественности.
В наиболее обобщенном виде под общественностью подразумевают любую группу людей (и даже отдельных индивидов), в данном случае, адресатов информации – участников процесса коммуникации.
Коммуникация - это двусторонний процесс обмена сообщениями (сигналами), базирующийся на общепризнанных понятиях и обусловленный как содержанием взаимоотношений коммуникаторов, так и социальным окружением.
Для процесса коммуникации особое значение имеет обратная связь. Коммуникатор должен знать реакцию адресата, чтобы убедиться, что его информация дошла, выяснить, какое она оказала влияние, и в случае необходимости изменить дальнейшую коммуникацию.
Обратная связь – процесс информирования отправителя информации о реакции адресата на данную информацию.
Наряду с использованием таких современных методов обеспечения обратной связи с аудиторией как Интернет и мобильная связь, региональные телеканалы, в силу ограничения развитости средств коммуникации в маленьких городах и селах активно прибегают к таким средствам как телефонная связь и обзор писем, что помогает более оперативно реагировать на местные события, освещая значимые для региона проблемы.

Список литературы
1. Азарин В. От замысла до экрана. М., 1995.
2. Андроников И. Слово написанное и сказанное // Соч.. В 2 т. Т. 2. М., 1975.
3. Андроников И. А теперь об этом. М., 1985.
4. Багиров Э., Кацев И. Телевидение – XX век. М., 1968.
5. Базен А. Что такое кино? М., 1972.
6. Беляев И. Спектакль без актера. М., 1982.
7. Борецкий Р. Телевизионная программа. М., 1967.
8. Борецкий Р., Кузнецов Г. Журналист ТВ: за кадром и в кадре, М. 1990.
9. Борецкий Р. В Бермудском треугольнике ТВ. М., 1999.
10. Вачнадзе Г. Всемирное телевидение. Тбилиси, 1989.
11. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966.
12. Вестник ВИПК (Института повышения квалификации работников радиовещания и телевидения). Вып. 1–6 М , 1990–1992.
13. Вильчек В. Под знаком ТВ. М., 1987.
14. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. В 2 т. / Под ред. В. Богданова и Я. Засурского. М., 1998.
15. Голядкин Н. Анализ аудитории. М., 2000.
16. Дробашенко С. Пространство экранного документа. М., 1986.
17. Дубровский Э. Остановись, мгновенье! М., 1982.
18. Егоров В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.
19. Золотаревский Л. Цитаты из жизни. М., 1971.
20. Зубков Г. Глядя прямо в глаза. М., 1970.
21. Искусство разговаривать и получать информацию М., 1993.
22. Караулов А. Вокруг Кремля. Диалоги: В 2 т. М., 1993.
23. Кузнецов Г. ТВ-журналист. М., 1980.
24. Кузнецов Г. Журналист на экране. М., 1985.
25. Кузнецов Г. Так работают журналисты ТВ. М., 2000.
26. Летунов Ю. Время, люди, микрофон. М., 1974.
27. Луньков Д. Наедине с современником. М., 1978.
28. Медынский С. Мастерство кинооператора хроникально-документальных фильмов М., 1984.
29. Медынский С. Компонуем кинокадр. М., 1992.
30. Муратов С. Диалог. М., 1983.
31. Муратов С. Выносится на обсуждение. М., 1985.
32. Муратов С. Встречная исповедь. М., 1988.
33. Муратов С., Фере Г. Люди, которые входят без стука. М., 1971.
34. Оганов Г. ТВ по-американски. М., 1985.
35. Отт У. Вопрос + ответ = интервью. М., 1991.
36. Очерки по истоки российского телевидения. М., 1999.
37. Рабигер М. Режиссура документального экрана. М., 1999.
38. Работа телеоператора службы новостей. М., 1991.
39. Руководство для создателей передач Би-би-си. М., 1995.
40. Саппак В. Телевидение и мы. М., 1988.
41. Синицын Е. Я веду репортаж. М., 1983.
42. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992.
43. Сорок мнений о телевидении. М., 1978.
44. Сто одна теленеделя с Ириной Петровской. М., 1998.
45. ТВ-репортер: Сборник статей. М., 1976.
46. ТВ-публицист: Сборник сценариев. М., 1971.
47. Творческий телевизионный менеджмент. М., 1994.
48. Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 1–9. М., 1981–1989.
49. Телевидение и радиовещание за рубежом. Вып. 1–9. М., 1990–1994.
50. Телевизионная мозаика. Вып. 1–3. М., 1997–1998.
51. Телевизионный сценарий. М., 1975.
52. Телелабиринты. М., 1988.
53. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М., 1993.
54. Федотова Л. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М.,1996.
55. Шаболовка, 53: Страницы истории телевидения. М., 1988.
56. Шергова Г. Эхо слова. М., 1986.
57. Шкловский В. За 60 лет. Работы о кино. М., 1985.
58. Эльманович Т. Образ факта. М., 1975.
59. Юровский А. Телевидение – поиски и решение М., 1983.

(36.8 KiB, 33 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Комментарии к записи "Обратная связь с аудиторией в деятельности региональных телеканалов"
Оставить комментарий
  1. Статья об обратной связи написана людьми, которые ничего не понимают в политике или являются противниками существования России. Разбирать и анализировать ее содержание и выявлять истинное ее назначение не имеет смысла. Ее писатели закодированы и зомсбированы амирикано-британскими "друзьями" и их демагогией о "менеджменте", "экономике" и ложной демократии. Если среди ее авторов есть патриоты и любознательные люди, давайте вместе учиться основам государственности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!