Обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в условиях стихийных бедствий

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В последние годы в нашей стране участились чрезвычайные ситуации природного, биологического, технического и социального характера, которые повлекли значительные материальные и моральные последствия и вызвали большой общественный резонанс. Все это потребовало перестройки управления органами внутренних дел в подобной обстановке, новых подходов к приемам и способам действий.

Чрезвычайные ситуации (обстоятельства) могут быть природного, биологического, техногенного и социального характера,

К явлениям природного характера следует отнести: наводнения, землетрясения, массовые лесные, торфяные и иные пожары, селевые потоки, оползни, бури и смерчи, снежные заносы и т. п.

К явлениям биологического свойства относятся: эпидемии, эпизоотии, массовое распространение вредителей сельского и лесного хозяйства, носящие характер стихийных бедствий.

К явлениям техногенного характера относятся: крушения поездов, крупные производственные аварии и катастрофы.

К социальным явлениям можно отнести: массовые беспорядки и другие групповые нарушения общественного порядка; конфликты, возникающие на межнациональной и религиозной основе; неорганизованные массовые выступления самодеятельных объединений; групповые и вооруженные побеги преступников из мест лишения свободы и при конвоировании; появление на территории региона вооруженных и особо опасных преступников; захват заложников и объектов и т. п.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

По времени действия они могут быть краткосрочными и длительными.

Рассмотрим вопросы обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в условиях стихийных бедствий. Необходимо иметь в виду, что руководители органов внутренних дел должны знать к какой зоне опасности стихийных бедствий относится обслуживаемая территория и исходя из этого планировать действия органа внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Такие сведения, как правило, концентрируются в постоянных чрезвычайных комиссиях при исполнительных органах власти, на которых возложена обязанность прогнозировать последствия стихийных бедствий и руководить работами по спасению людей и материально-культурных ценностей.

Поэтому планы действий органов внутренних дел при стихийных бедствиях должны разрабатываться во взаимодействии с этими комиссиями, штабами гражданской обороны и другими заинтересованными ведомствами.

В планах должны найти отражение:

- краткая характеристика территории обслуживания вероятного района стихийного бедствия;

- зоны возможных разрушений, затоплений, пожаров, образующихся в результате стихийных бедствий;

- сведения о населенных пунктах, численности и плотности населения, количестве личного состава, а также спецконтингента и материальных ценностей, попадающих опасную зону;

- состояние, расположение и протяженность транспортных коммуникаций (в т. ч. судоходных рек) и их пропускная способность;

- возможные потери среди населения, личного состава и спецконтингента;

- характер и объем предстоящих задач органов внутренних дел, а также особенности, влияющие на их выполнение;

- организации связи с вышестоящими, подчиненными и соседними органами и учреждениями внутренних дел, аварийными службами, территориальными штабами гражданской обороны и другими взаимодействующими силами;

- порядок информирования государственных органов власти и управления;

- состав и структура специального сводного отряда (расчет, группировка сил и средств);

- задачи групп, места и порядок действия и взаимодействия;

- система оповещения, районы (пункты) сбора сил и средств ОВД и приданных сил;

- состав оперативного штаба, организация управления и связи;

- организация основных мероприятий в ходе ликвидации последствий стихийного бедствия (порядок обеспечения эвакуации населения и материальных ценностей из опасных зон, а также аварийно-спасательных работ; обеспечение сохранности государственной и других видов собственности в опасной зоне; организация розыска, задержания, охраны и конвоирования осужденных и арестованных в связи с возможными разрушениями ИВС, СИЗО, УИН; охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в населенных пунктах).

Борьба с эпидемиями и эпизоотиями ведется органами здравоохранения, ветеринарной службы и другими ведомствами. При выявлении массовых случаев инфекционных заболеваний принимаются неотложные меры к изоляции больных, к оцеплению очага заряжения (карантинной зоны), периметр которого может исчисляться десятками, а то и сотнями километров. На органы внутренних дел в этих условиях возлагается обязанности по обеспечению режимно-карантинных мероприятий, общественного порядка, охраны государственного и иных видов собственности, оказание содействия органам здравоохранения и ветеринарной службы в осуществлении ими карантинных мероприятий.

Эпидемия - это распространение инфекционной болезни, значительно превышающие уровень обычной заболеваемости ею в данной местности. Причинами эпидемий являются: несвоевременная и некачественная обработка городов и других населенных пунктов после стихийных бедствий; нарушение санитарно-гигиенических норм и правил на предприятиях, выпускающих продукты питания, предприятиях общественного питания; неудовлетворительное санитарно-техническое состояние предприятий водоснабжения и т. д.

Эпизоотия - массовое инфекционное заболевание животных на определенной территории. Чаще всего причинами возникновения эпизоотий являются: несоблюдение установленных ветеринарной службой правил содержания скота, заготовки и хранения кормов для животных и т. д.

В случае возникновения эпидемий, эпизоотий органами государственной власти и управления принимаются различные меры по локализации и ликвидации их последствий. Эти меры принимаются в целях охраны государственных, общественных интересов и безопасности граждан. К их числу можно отнести: введение карантина; закрытие участков границ; прекращение (ограничение) движения транспорта; принудительную (в случае отказа) госпитализацию и принудительное лечение инфекционных больных, а также лиц, имевших контакт с ними; изъятие государством имущества у собственников с выплатой ему стоимости изъятого.

На территории подвергшейся эпидемии или эпизоотии устанавливается специальный правовой режим, связанный с повышением ответственности должностных лиц и некоторым ограничением прав и свобод граждан, усилением полномочий органов государственной власти и управления.

Органы внутренних дел в условиях возникновения эпидемий и эпизоотий выполняют обычные и специальные задачи. Выполнение обычных задач в этот период имеет определенную специфику. Она состоит в усилении: надзора за соблюдением должностными лицами и гражданами санитарно-гигиенических правил, особенно в местах скопления людей (на рынках, вокзалах, транспорте и т. д.); охрана зданий органов государственной власти и управления, банков, сберкасс и других важных и особо важных объектов, а также государственного и иных видов собственности. Активизируется борьба с бродяжничеством, попрошайничеством, распространением паники и ложных слухов.

Специальные задачи, выполняемые органами внутренних дел при эпидемиях, эпизоотиях носят временный характер. К ним можно отнести:

- изоляция очага инфекционного заболевания;

- охрана специальных лечебных учреждений, госпиталей, больниц, бактериологических лабораторий, водозаборников и других особо важных объектов;

- досмотр транспортных средств, грузов, багажа;

- оказание содействия органам здравоохранения в принудительной госпитализации инфицированных больных в случае их отказа;

- обеспечение эвакуации иногородних граждан, прошедших обсервацию;

- проведение совместно с ветеринарной инспекцией предупредительно-профилактических мероприятий по защите благополучных хозяйств от заноса инфекций;

- оказание содействия ветеринарной инспекции в организации отлова и уничтожения бродячих животных;

- участие в организации контроля и проведении карантинных мероприятий по ликвидации очагов поражения скота и птицы заразными заболеваниями.

Наиболее ответственной задачей органов внутренних дел при возникновении эпидемии, эпизоотии является пресечение контакта граждан, проживающих в карантинной зоне с населением других районов. Поэтому необходимо провести рекогносцировку карантинного района, в ходе которой уточнить секторы, участки и рубежи несения службы.

Для обеспечения изоляционно-ограничительных мероприятий по границе карантинного района выставляются контрольно-пропускные пункты, а также дозоры и наблюдательные посты. Места дислокации КПП определяются после рекогносцировки местности. Служба КПП организуется на основных дорогах при выезде из населенных пунктов и на внешней границе карантинного района. Каждый КПП оборудуется шлагбаумом, постовым грибком, указателями и предупредительными знаками. Личный состав, несущий службу на КПП, обеспечивается: служебной документацией (памятки, инструкции, образцы пропусков); средствами связи; дезинфекционными средствами; электрическими карманными фонарями; жезлами; нарукавными повязками. За КПП закрепляются радиофицированные машины или мотоциклы.

Сотрудники ОВД, возглавляющие служебный наряд на КПП, проводят инструктаж личного состава и организуют его деятельность. У всех пешеходов и лиц, следующих на различных видах транспорта, проверяются пропуска на право прохода (проезда) из одного района в другой, а также производится досмотр багажа (личных вещей) и транспортных средств. При этом изымаются предметы и продукты питания, запрещенные к вывозу (ввозу) на период карантина. Между КПП организуется система наблюдательных постов и дозоров с целью предупреждения и пресечения прохода граждан и проезда транспортных средств через границу карантинного района вне дорог. Особые обязанности по каждому конкретному посту устанавливаются старшими нарядов.

Важной мерой для обеспечения полного карантина является организация охраны водных источников, которая осуществляется вне зависимости от путей распространения эпидемии, эпизоотии.

Эффективность борьбы с эпидемией всецело зависит от того, насколько быстро будут изолированы больные и лица, находившиеся с ними в контакте. Из опыта известно, что многие граждане, общавшиеся с инфицированными больными, не заявляют об этом медицинским работникам, а, будучи выявленными, не желают обследоваться до тех пор, пока сами не заболеют. В органах внутренних дел, расположенных в карантинной зоне, создаются специальные группы для оказания помощи медицинским работникам в выявлении и госпитализации инфекционных больных.

При ликвидации последствий эпидемии на органы внутренних дел возлагается задача блокирования (охрана) инфекционных изоляторов, участие в мероприятиях связанных с обсервацией и эвакуацией иногородних граждан. На первоначальном этапе заниматься этими вопросами приходится территориальным органам внутренних дел, со временем часть этих функций передается внутренним войскам.

Одним из важнейших направлений деятельности органов внутренних дел в условиях эпидемии – предупреждение возможных групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. С этой целью предусматривается: проведение разъяснительной работы; выявление распространителей ложных слухов, паники, организаторов и подстрекателей и принятие мер к их изоляции; усиление охраны зданий органов государственной власти и управления, учреждений здравоохранения; усиление охраны общественного порядка в местах массового скопления граждан.

По сравнению с эпидемиями масштабы эпизоотий всегда меньше, нередко они вспыхивают далеко за пределами населенных пунктов (в местах выпаса скота). Задача органов внутренних дел в подобных случаях заключается лишь в изоляции очага заряжения. К проведению карантинных мероприятий подключаются отдельные службы, выполняющие в основном контрольные функции.

Следует иметь в виду, что на территории подвергшейся эпидемии или эпизоотии общее руководство всеми мероприятиями по предупреждению и ликвидации их последствий осуществляют специальные чрезвычайные комиссии, которые создаются органами государственной власти и управления. В состав таких комиссий входят руководители органов внутренних дел, которые организуют выполнение решений комиссии по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!