Объективный идеализм Платона

13 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Фигурой, олицетворяющей собой объективный идеализм античности, был философ Платон (427-347). Разделяя тезис Гераклита Эфесского о том, что все вещи находятся в непрестанном становлении, учитывая попытки Парме-нида найти устойчивое единое, всеобщее, Платон развернул струк­туру мира, связаннуюс текучим многообразием чувственных вещей и одновременно этому многообразию противопоставленную всеобщ­ность в мире идей. Именно в идее, представляющей, по Платону, сущность одноименных вещей, противоречия чувственного мира «снимаются» - т.е. одновременно уничтожаются и сохраняются. Со­гласно взглядам Платона и более древним установкаманимизма (от лат. апппа - душа) и панпсихизма (одушевления всего сущего), душа есть в каждой вещи и в самом космосе. Подобно тому, как человек имеет душу, так и вещи природного мира обладают своей душой. Душа это «идея» их сущности. Наряду с теорией мировой души у Платона имеется концепция индивидуальной души.

В античной философии особое место занимал стоицизм. Антич­ный стоицизм привлек пристальное внимание к проблеме челове­ка, морали, исправлению нравственных недугов и воспитанию добродетели. Стоики рассматривали понятия совести и воли в качестве механизма морального поступка, они поднимали проблему винов­ности и греховности человеческой природы. К ранним стоикам от­носился Зенон, римский неостоицизм был представлен именами Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия. Важной идеей стоицизма ста­ли тезисы о том, что добродетель не зависит от происхождения че­ловека и что социальный и нравственный прогресс возможен лишь на основе любви к ближнему.

Эпикурейцы - последователи философии Эпикура и Лукреция Кара утверждали, что только живя разумно, человек может изба­вить себя от страданий, а следовательно, обрести счастье. Удоволь­ствие - это не что иное, как отсутствие страданий. Счастье в самом человеке, в его замкнутой личной жизни, оберегаемой им от; раз­личного рода увлечений. Атараксия - самое желаемое состояние человеческого бытия - есть отсутствие страдания и безмятежность духа. Однако более поздние версии эпикуреизма подчеркивали именно стремление человека к чувственным наслаждениям, видя в них глав­ную цель жизни. Эпикурейцем стал называться всякий, кто стре­мился к умножению чувственных удовольствий. Такой упрощенный и вульгаризированный эпикуреизм подвергался резкой критике за гедонизм и аморальность.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!