Объективные признаки организации незаконной миграции

11 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Анализ состава преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ,следует начать с характеристики объекта и объективной стороны рассматриваемого состава преступления. Прослеживая взаимосвязь объекта и объективной стороны, В. Н. Кудрявцев подчеркивал, что последняя характеризует «…главным образом внешние формы процесса посягательства на охраняемый законом объект»[1] и определяется через содержание общественных отношений, поставленных под охрану[2]. Раскрытие содержания объекта организации незаконной миграции следует начинать с определе­ния его места в системе общественных отношений, поставленных под охрану гл. 32 УК РФ, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере реализации государственной власти, интересов порядка управления. В этом заключается их общественная опасность.

Определение содержания объекта организации незаконной миграции основано на определении содержания общего объекта преступления, которым признается «то, на что посягает преступление, то есть, на что оно направлено, что оно нарушает и чему причиняет или может причинить вред»[3]. В этом определении очерчена суть объекта всех без исключения преступлений.

Помимо общего объекта преступления, в теории отечественного уголовного права в соответствии с классификацией, отражающей построение системы Особенной части УК РФ 1996 г., выделяются родовой, видовой и непосредственный объекты преступления.

Содержание родового объекта преступления обычно связывается с содержанием отношений, охраняемых от нарушения составами преступлений, объединенных определенным разделом Особенной части УК, а отношения, на основе которых формируются главы разделов, считаются видовым объектом этой группы преступлений. Будучи включенным в раздел Х Уголовного кодекса РФ «Преступления против государственной власти», состав преступления, предусмотренный ст. 322.1 УК РФ, в рамках характеристики объекта посягательства обладает, несомненно, родовыми признаками определенной группы затрагиваемых общественных отношений.

Родовым объектом преступлений против государственной власти, по мнению С. В. Дьякова, является государственная безопасность как состояние стабильности, прочности и защищенности конституционного строя от тех источников опасности, которые реально имеются в современных условиях перехода России к новому общественно-экономическому строю[4]. В данном случае акцент делается на государственную безопасность и ее содержание.

Ю. И. Ляпунов предлагает считать родовым (видовым) объектом рассматриваемой группы преступлений совокупность общественных отношений в сфере нормального, соответствующего положениям Конституции РФ, требованиям других федеральных законов и подзаконных нормативных актов функционирования органов государственной власти, под которыми понимаются органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления, а также в вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях РФ[5]. Это более развернутое определение, основу которого составляет указание на обеспечение функционирования органов государственной власти, законодательную основу их деятельности.

Близким по содержанию является определение родового объекта как группы общественных отношений, обеспечивающих легитимность, нормальное существование и функционирование всех ветвей государственной власти и местного самоуправления[6].

Если же попытаться определить видовой и непосредственный объекты организации незаконной миграции, то можно заметить, что в данном вопросе имеются расхождения во мнениях. Так, родовым объектом преступлений, предусмотренных главой 32 УК РФ, признаются общественные отношения, обеспечивающие деятельность всех ветвей государственной власти, а видовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, преимущественно обеспечивающие деятельность исполнительной ветви государственной власти (органов исполнительной власти)[7]. В развитие этого положения видовым объектом рассматриваемых преступлений признается нормальная управленческая деятельность органов государственной власти, а непосредственным объектом − определенная область (сфера) указанной деятельности[8].

Бесспорным является то, что эти научные позиции объединяет мысль о том, что при совершении преступлений, указанных в гл. 32 УК РФ, нарушаются общественные отношения, обеспечивающие нормальную управленческую деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Их управленческая деятельность затрагивает различные аспекты жизни общества и функционирования государства, включая охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, защиту авторитета и неприкосновенности государственной границы, установленный законом порядок регулирования миграционных процессов, охрану прав и законных интересов граждан.

Непосредственным объектом преступлений против порядка управления считаются конкретные функции органов государственной власти и местного самоуправления, нормальное осуществление которых есть необходимое условие охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, правильного ведения официальной документации и др. Если преступление против порядка управления сопряжено с посягательством на личность сотрудников государственного аппарата или аппарата органов местного самоуправления либо их близких, непосредственным объектом преступления признаются также соответствующие законные интересы (блага) личности (жизнь и здоровье человека, его честь и достоинство)[9].

Следовательно, наряду с основным, организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) предусматривает и дополнительные объекты уголовно-правовой охраны.

По мнению А. П. Кузнецова, основным непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления являются общественные отношения, обеспечивающие законодательно регламентированную деятельность органов государственного управления в сфере регулирования миграционных процессов, а также соблюдение установленного действующим законодательством порядка въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации[10]. Указывается также на порядок регулирования миграции[11].

По мнению Л. В. Сердюка, в качестве основного объекта организации незаконной миграции выступает порядок управления, а дополнительными (факультативными) объектами этого преступления являются общественная безопасность, права и свободы граждан России и оборонная мощь страны, которые ставятся под угрозу их нарушения[12].

Такой подход к определению основного объекта рассматриваемого состава преступления представляется спорным. При организации незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) нарушаются, прежде всего, общественные отношения, обеспечивающие законодательно регламентированную деятельность органов государственного управления в сфере регулирования миграционных процессов, что составляет непосредственный объект состава преступления. При этом нарушается соблюдение установленного действующим законодательством порядка въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации.

Наряду с объектом к объективным признакам организации незаконной миграции, относится объективная сторона, которая является одним из элементов состава преступления и состоит из предусмотренных уголовным законом признаков, характеризующих внешнюю сторону общественно опасного посягательства, которое осуществляется определенным способом, в определенных условиях, месте и времени. При этом причиняется вред или создается реальная угроза причинения вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям. Преступным и уголовно наказуемым может быть признано лишь такое деяние, которое имело волевой характер. Воля, по мнению  Б. С. Волкова, всегда должна найти свое объективное выражение в целенаправленных действиях (бездействии), иначе она не может быть предметом ни правовой, ни моральной оценки [13].

Объективная сторона организации незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) выражается в форме действий, направленных на организацию въезда, пребывания в РФ или транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в нарушение установленного порядка.

Основанием наступления уголовной ответственности является совершение любого указанного в диспозиции альтернативного деяния, являющегося одновременно и признаком объективной стороны состава этого преступления.

Следовательно, признаками данного преступления являются: 1) организация незаконного въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; 2) организация незаконного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ; 3) организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства[14].

Для раскрытия каждого из названных незаконных действий следует обратиться к признакам, характеризующим их как законные. Въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ будет законным при наличии визы (дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной или временно проживающего лица), выданной по действительным документам, удостоверяющим их личность, а также оснований для ее выдачи (приглашения, решения федерального или территориального органа исполнительной власти, договора об оказании туристических услуг).

Кроме наличия визы, иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в РФ обязаны получить и заполнить миграционную карту, которая должна быть сдана в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из РФ[15].

Рассмотрим более подробно способы организации незаконной миграции, указанные в диспозиции ст. 322.1 УК РФ:

  1. Организация незаконного въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Если въезд перечисленных в диспозиции ст. 322.1 лиц сопровождался нарушением установленных правил оформления соответствующих документов, предоставляющих право въезда в РФ, то такой въезд будет незаконным. Незаконным следует признать и въезд в РФ по поддельным или чужим документам либо вовсе без документов, а также въезд, сопровождавшийся иными нарушениями действующего законодательства РФ.

Организация незаконного въезда может выражаться в любых действиях, направленных на обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства поддельными документами на право въезда на территорию РФ, осуществление перевозок на территорию РФ лиц, не имеющих права въезда в Россию, всеми видами транспорта, выбор наиболее безопасных маршрутов таких перевозок. Создание различных лжефирм, под прикрытием которых действуют лица, организующие незаконный въезд, также следует квалифицировать как организацию незаконной миграции[16].

Так, к примеру, У, являясь гражданином Республики Узбекистан, проживая на территории РФ, организовал незаконный въезд в РФ иностранных граждан и их незаконное пребывание в РФ при следующих обстоятельствах: в конце марта 2006 г., с целью подбора людей, позвонив к своим родственникам и знакомым, проживающим в Республике Узбекистан, обещая наличие оплачиваемой работы, вызвал своих знакомых и родственников А., А., У., Х., М., И. в Республику Башкортостан, которых впоследствии встретил и трудоустроил в качестве рабочих в поток № 1 филиала ОАО «Стройтрансгаз» [17].

Также, в конце марта 2006 года, с целью подбора людей У., находясь в г. Уфе, на железнодорожном вокзале, познакомился с гражданами Республики Узбекистан Х., С., Х., А., К., К., Х., пообещал наличие оплачиваемой работы и места проживания, привез их из г. Уфы в д. Карагайка, Куюргазинского района РБ и трудоустроил их в качестве рабочих в поток № 1 филиала ОАО «Стройтрансгаз».

В дальнейшем У., обещав своим соотечественникам зарегистрировать их по местопребыванию, умышленно, из корыстных побуждений и с целью извлечения материальной выгоды, зная, что подобранные им граждане Республики Узбекистан находятся на территории РФ без документов на право жительства и работы, организовал условия для их длительного незаконного пребывания и работы.

Куюргазинский районный суд РБ признал У. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, и назначил наказание в виде штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей.

Организация незаконного въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства либо их транзитного проезда через территорию России состоит в совершении действий, непосредственно направленных на оказание помощи в пересечении Государственной границы России указанными лицами в целях проживания, временного нахождения либо проезда через территорию РФ.

Правовой основой пересечения, перемещения и пропуска через Государственную границу является Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»[18] (с изменениями от 30 декабря 2008 г.), где   Государственная граница РФ (ст. 1) определяется как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

Раздел 3 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «Режим Государственной границы» определяет такие понятия, имеющие важное значение для уяснения социально-правовой сущности организации незаконной миграции, как «пересечение», «перемещение» и «пропуск» через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами определяется время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства (ст. 9).

Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством РФ.

Перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных производится в местах и в порядке, установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством РФ, решениями Правительства РФ (ст. 10).

Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию РФ, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию РФ либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов РФ, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы РФ.

Основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в РФ или выезда их из РФ, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.

Не подлежат пропуску через Государственную границу иностранные граждане и лица без гражданства, которым в соответствии с законодательством РФ не разрешен въезд в РФ, а также лица, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о запрещении выезда из РФ (ст. 11).

В числе основных понятий, содержащихся в указанной  норме, называется приглашение на въезд в РФ. Им служит  документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в РФ в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ.

Миграционная карта определяется как документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в РФ иностранных гражданах или лицах без гражданства и о сроке их временного пребывания в РФ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в РФ, а также служащий для контроля за временным пребыванием в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Здесь же законодательно определены такие понятия, как «разрешение на временное проживание» и «вид на жительство».  В первом случае разрешение на временное проживание рассматривается как  подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Во втором случае  вид на жительство − это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Законодательно закреплены  такие важные для осуществления миграционных отношений понятия, определяющие  правовой статус находящегося в РФ иностранного гражданина, как«законно находящийся в РФ иностранный гражданин»,под которым понимается лицо, имеющее действительный вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Незаконный въезд состоит в пересечении Государственной границы России с нарушением установленного порядка въезда либо в неустановленном для этого месте. При этом действия по организации незаконного въезда на территорию России и транзитного проезда через нее могут состоять в оказании содействия в пересечении границы, перевозе через нее, провозе через территорию России, предоставлении необходимых документов, в том числе поддельных, и т. д.[19]

Под организацией незаконного въезда понимаются любые действия, направленные на пересечение границы РФ другим лицом без паспорта (документа, удостоверяющего личность), визы, миграционной карты. В случаях заключения РФ соглашений с другим государством о безвизовом перемещении иностранным гражданам виза не нужна. К организации незаконного въезда можно отнести: приобретение билетов, подделку документов, транспортные услуги, встречу и сопровождение до места пребывания[20].

В связи с тем, что диспозиция ст. 322.1 является бланкетной, для привлечения лица к уголовной ответственности необходимо установить, какие нормы закона в сфере миграционных правоотношений, регламентирующих порядок въезда, выезда и нахождения в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушены.

Правовой основой, регулирующей миграционные процессы в  РФ, является также  Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ  «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[21] (с изменениями от 9 февраля  2009 г.), его глава 5 «Въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», гдесодержатся ограничения на въезд  иностранным гражданам и лицам без гражданства на территорию РФ.

Так, согласно ст. 26 указанного закона, въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства:

 1) в пункте пропуска через Государственную границу РФ нарушили правила пересечения Государственной границы РФ, таможенные правила, санитарные нормы, − до устранения нарушения;

 2) использовали подложные документы либо сообщили заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания в РФ;

 3) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории РФ или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

 4) два и более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ;

 5) утратил силу с 1 января 2007 г.;

6) в период своего предыдущего пребывания в РФ уклонились от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы РФ или с депортацией, − до осуществления соответствующих выплат в полном объеме.

Въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае (ст. 27), если:

 1) это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения;

 2) в период своего предыдущего пребывания в РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы РФ либо депортировались, − в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы РФ или депортации;

 3) иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

 4) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили документы, необходимые для получения визы в соответствии с законодательством РФ, − до их представления;

 5) иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории РФ, − до его предоставления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан;

 6) при обращении за визой либо в пункте пропуска через Государственную границу РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории РФ и последующего выезда из РФ или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ;

7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ.

  1. Организация незаконного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

Следует отметить, что пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ является законным, если он соблюдает установленный порядок регистрации, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из РФ по истечении срока пребывания.[22] В данном случае можно говорить о правовом режиме иностранных граждан или лиц без гражданства, въезжающих в РФ, пребывающих в РФ или осуществляющих транзитный проезд через территорию РФ.

Под организацией незаконного пребывания понимаются любые действия, направленные на обеспечение нахождения другого лица на территории РФ без паспорта (документа, удостоверяющего личность), визы, миграционной карты с регистрацией в установленном законом порядке, вида на жительство или временного разрешения на проживание на территории РФ. Например, предоставление работы, жилья, каких-либо убежищ и т. д[23].

Так, в мае месяце 2007 г. К., осуществляя деятельность по выполнению строительных работ по договорам с частными лицами в с. Кабаково, Кармаскалинского района РБ, из корыстных побуждений организовал незаконное пребывание в РФ иностранных граждан Республики Узбекистан: М., Г., которые не имели разрешения на пребывание в РФ.

К. предоставил им работу без составления договора и жилье для проживания в период работы с 10 мая 2007 г. по 11 июня 2007 г. в здании строящегося дома с. Кабаково.

Кармаскалинский мировой суд РБ признал К. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322.1 УК РФ, и назначил наказание в виде семи месяцев исправительных работ в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказания в виде исправительных работ, в районе места жительства осужденного с удержанием в доход государства 20 % его заработка[24].

Кроме этого, организация незаконного пребывания в РФ может выражаться в поиске и оборудовании помещений, где будут проживать незаконно пребывающие лица, снабжения их поддельными миграционными документами, в иных действиях по обеспечению незаконного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России[25].

Согласно ст. 2 Федерального   закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями от 23 июля 2008 г.)  временно пребывающим в РФ иностранным гражданином признается лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание[26]. Под  временно проживающим в РФ иностранным гражданином понимается лицо, получившее разрешение на временное проживание. Постоянно проживающим в РФ иностранным гражданиномпризнается лицо, получившее вид на жительство.

Согласно ст. 6 Федерального  закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»,разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:  родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ; признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ; имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ; состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ; осуществившему инвестиции в РФ в размере, установленном Правительством РФ;  поступившему на военную службу, на срок его военной службы; являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в РФ;  в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

В ст. 7 Федерального  закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»закреплены основания отказа в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, что рассматривается как важное профилактическое средство противоправного поведения данной категории лиц.

3.  Организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Незаконным транзитный проезд будет тогда, когда он происходит с нарушением правил, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами.

Под организацией незаконного транзитного проезда понимаются любые действия, направленные на обеспечение пересечения границы РФ другим лицом, проезда им ее территории и повторное пересечение границы РФ тем же лицом без паспорта (документа, удостоверяющего личность), визы, миграционной карты с регистрацией в установленном законом порядке или вида на жительство, или временного разрешения на проживание на территории РФ. Например, оказание помощи транзитным мигрантам транспортом, обеспечение поддельными документами, сокрытие от таможенных органов[27].

Организация незаконного транзитного проезда может выражаться в любых действиях, направленных на обеспечение беспрепятственного проезда через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не имеют права на такой проезд[28].

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в главе 6 «Порядок транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации» регламентирует особенности осуществления транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию РФ.

 Транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с РФ по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из РФ проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации (ст. 29).  Такой проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку.

 Транзитная виза иностранному гражданину не требуется в случае транзитного проезда этого иностранного гражданина через территорию РФ в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей в соответствии с перечнем и в порядке, установленных Правительством РФ.

 Виза с правом на остановку на территории РФ может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В соответствии со ст. 31 рассматриваемого закона транзитный проезд через территорию РФ без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:

 1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию РФ;

 2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории РФ и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории РФ в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;

 3) проживают на территории государства, с которым РФ имеет соответствующий международный договор.

Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствие наступления следующих обстоятельств (ст. 32):

 1) стихийных бедствий, задерживающих движение поезда, автотранспортного средства, судна или самолета;

 2) необходимости ремонта соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного происшествия;

 3) болезни, если по заключению врача дальнейшее следование больного представляется опасным для его жизни и здоровья;

 4) непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки.

 В случае вынужденной остановки оформление пребывания на территории РФ и продление срока действия транзитной российской визы производятся территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в месте вынужденной остановки по заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства.

Преступление по конструкции имеет формальный состав, т. е. для признания его оконченным достаточно установить наличие незаконного въезда в РФ, незаконного пребывания либо незаконного транзитного проезда. Преступные последствия находятся за пределами состава[29].

Факультативные признаки объективной стороны дают более полное представление о степени общественной опасности преступления, выступают в роли объективно-предметных условий, в которых развивается и осуществляется преступное деяние. В ст. 73 УПК РФ указывается, что при производстве по уголовному делу подлежит доказыванию событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления).

[1] Кудрявцев В. Н. Объективная сторона преступлений. М., 1960. С. 8.

[2] См.: Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 1999. С. 139.

[3]Гаухман Л. Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. М. : АО «Центр ЮрИнфоР», 2001. С. 62; Гаухман Л. Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. 2-е изд., перераб. и дополн. М. : АО «Центр ЮрИнфоР», 2003. С. 60.

[4] См.: Дьяков С. В. Государственные преступления (против основ конституционного строя и безопасности государства) и государственная преступность. М. : НОРМА, 1999. С. 13.

[5] См.: Уголовное право. Особенная часть / под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова. М., 1998. С. 587.

[6] См.: Российское уголовное право : учеб. : в 2 т. Т. 2. Особенная часть / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комиссарова, А. И. Рарога. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2009. С. 585.; Уголовное право. Особенная часть : учебник / отв. ред. И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов. 4-е изд., изм. и доп. М. : Норма, 2008. С. 495.

[7] См.: Агаев Г. А., Аббасов Ф. Н. Преступления против порядка управления: вопросы теории и практики : монография / под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб. : Фонд «Университет», 2005. С. 41.

[8] См.: Уголовное право. Особенная часть : учебник / под ред. А. И. Рарога. М., 1996. С. 418.; См.: Российское уголовное право : курс лекций : в 3 т. Т. 3. Особенная часть 4-е изд., перераб. и доп. М. : Волтерс Клувер, 2008. С. 511.

[9] Уголовное право России. Особенная часть : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунева, А. В. Наумова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 2006. С. 463.

[10] См.: Кузнецов А. Л. Ответственность за организацию незаконной миграции (ст. 3221) // Миграция. Межэтнические отношения. Преступность. Н. Новгород, 2005. С. 108.

[11] См.: Агаев Г. А., Аббасов Ф. Н. Преступления против порядка управления: вопросы теории и практики : монография / под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб. : Фонд «Университет», 2005. С. 122.

[12] См.: Сердюк Л. В. Организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ): состав и порядок квалификации (комментарий) // Вестник Уфимского юридического института. 2006. № 2−3. С. 64.

[13] См.: Волков Б. С. Проблема воли и уголовная ответственность. Казань, 1965. С. 11.

[14] См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В. И. Радченко, научн. ред. А. С. Михлин. М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 612−613; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. доктора юрид. наук, проф. А. И. Чучаева. М. : Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2009. С. 916−917.

[15] См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В. М. Лебедев. 8-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт-Издат, 2008. С. 794−795.

[16] См.: Уголовное право России. Особенная часть : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунева, А. В. Наумова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 2006. С. 494.

[17] См.: Уголовное дело № 1-109/2006 Куюргазинского районного суда РБ от 14 ноября 2006 года.

[18] См.:Российская газета. 4 мая 1993 г. № 84; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 594.

[19] Бессонов А. Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции // Законность. 2005.       № 12.С. 11.

[20] См.: Сборник учебно-методических материалов для системы профессиональной подготовки сотрудников следственных подразделений МВД России : сборник / под ред. Б. Я. Гаврилова. М. : ЦОКР МВД России, 2006. С. 81.

[21] См.:Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.

[22] См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В. М. Лебедев. 8-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт-Издат, 2008. С. 795.

[23] См.: Сборник учебно-методических материалов для системы профессиональной подготовки сотрудников следственных подразделений МВД России : сборник / под ред. Б. Я. Гаврилова. М. : ЦОКР МВД России. 2006. С. 81.

[24] См.: Уголовное дело № 1-127/07 Кармаскалинского мирового суда РБ от 17 декабря 2007 года.

[25] См.: Уголовное право России. Особенная часть : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунева,     А. В. Наумова. 3-е изд., перераб. и доп. М. :  Юристъ, 2006. С. 495.

[26] См.: Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

[27] См.: Сборник учебно-методических материалов для системы профессиональной подготовки сотрудников следственных подразделений МВД России : сборник / под ред. Б. Я. Гаврилова. М. : ЦОКР МВД России. 2006. С. 81.

[28] См.: Уголовное право России. Особенная часть : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунева,     А. В. Наумова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 2006. С. 496.

[29] См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В. М. Лебедев. 8-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт-Издат, 2008. С. 795.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!