Объект и субъект познания, изменение их взаимодействия в ходе развития познания

11 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Любое отношение человека с миром  можно считать познавательным процессом (правда, в расширенном понимании). Почему? Потому что образуется взаимосвязь человека и вещи, человека и процесса и т.д. В любом случае человек действует как субъект, хотя уровень интенциональности у него может быть разным. Познание –взаимообусловленный процесс между  тем, кто познает (субъектом познания) и тем, что познается (объектом познания). Следовательно, познание – это субъект-объектные отношения. Роль субъекта в познании первична. Связь субъекта и объекта  проявляется не только в том, что объект оказывает влияние на субъект, а  и  в том, что субъект сам начинает познавательный процесс, инициатива идет, прежде всего, от субъекта. Гносеология еще с Декарта и Канта подчеркивала активную роль субъекта в познании: человек не только отражает мир, но и творит его. Знание как результат познания представляет собой субъективный образ той действительности, с которой взаимодействует субъект. Гносеология Канта, подчеркивая активность субъекта, его направленность на познание, вводит в познание, как изначальную заданность, априорные (существующие в сознании субъекта до всякого опыта) формы познания, которые позволяют субъекту начать и осуществлять познание. Эти априорные формы чувственности и рассудка способствуют переводу чувственного опыта в систему понятий.

Мир познается действительно субъектно и субъективно. Субъект  конструирует свою собственную картину мира,  исходя из ряда данностей: уровня собственных знаний и представлений, специфики объекта, способности и готовности к восприятию (человек может осваивать и усваивать только определенные знания, на определенном уровне и в определенных формах), мировоззренческих оснований, уровня развития науки в целом на данном историческом  этапе и др.

Если речь идет о научном знании, то оно является ещё и концептуальным. Значит, результаты познания, новые теории должны определенным образом вписываться в уже существующие концепции. Если знание не согласуется с основополагающими теориями, не согласуется с постулатами, определяющими данную картину мира, то такой результат говорит либо о том, что:

а) знание неверно, и должно быть отброшено;

б) либо это, действительно, новое слово в науке, тогда оно требует пересмотра имеющихся постулатов, прежних   мировоззренческих  установок.

Субъектом познания могут выступать разные образования: человек (отдельный индивид); коллективы, и прежде всего, научные; социальные группы; общество в целом. В конечном итоге, все совокупное человечество.

Потенциальным объектом познавательной деятельности является любая  реальность (физическая или идеальная), а действительными объектами познания выступают те, на которые  направлен познавательный интерес и которые непосредственно вовлечены в познавательную  деятельность.

Предмет познания – конкретные свойства, характеристики, функции, проблемы данного объекта или процесса.

Объект и субъект познания, а также отношения между ними изменялись в ходе исторического процесса познания. В доклассический и классический период (до 2-ой пол. 19 в.) объектом познания выступала природа со всеми её атрибутами и человеком как её частью. Объект обладал «активностью», воздействовал на субъект, а он, в свою очередь, отражал это воздействие и выражал его в совокупности представлений, гипотез, теорий. Как мы уже отметили, с Декарта, Канта  начинается пересмотр этого отношения в сторону выявления первичной и активной роли субъекта в процессе познания. Первому периоду, в основном, соответствовала корреспондентная теория истинности знания, в дальнейшем в связи с изменением роли субъекта в познании и появляются конвенциальная, прагматическая и другие разновидности теории истинности. В неклассической науке объектом познания выступает уже не сама реальность как таковая (в чистом виде), а всё чаще, моделируемая реальность (мысленный эксперимент, теоретическая модель, компьютерная конструкция и т.д.) – некий срез действительности, задаваемый субъектом. В постнеклассический период развития знания (посл. треть 20 в. и по н.в.) объектами познания преимущественно становятся познавательные комплексы, в которые субъект познания включен имманентно, т.е. сам становится его частью, отношения из разряда объект-субъектных переходят в разряд субъект-субъектных, а знание становится человекомерным. И это касается не только гуманитарного, социального знания, но и естественнонаучного и технического.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!