Объект и предмет психологической науки. Место и значение курса «Психология человека»

Психология обладает особыми качествами по сравнению с другими научными дисциплинами. Как системой знаний ею владеют немногие. Однако с областью явлений, изучаемых этой науки, сталкиваются все: она представлена в виде на­ших собственных ощущений, образов, представлений, яв­лений памяти, мышления, речи, воли, воображения, инте­ресов, потребностей, эмоций, сновидений и т. п. Психология (psyche - душа, logos - учение, наука) как раз и изучает этот мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых самим человеком или неосозна­ваемых им.

Психология - наука об общих психических закономерностях взаимодей­ствия человека со средой. Психология изучает, каким образом внешнее воздействие перехо­дит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей деятельности.

Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Однако тут необходимы некоторые уточнения. Пред­мет психологии в разные времена и разными уче­ными мыслился по-разному. Одна из точек зрения на этот счет такова. Психология изучает преимущественно ориентировочную функцию ду­шевных (психических) явлений, т. е. участие их в анализе про­блемной (новой для субъекта, необычной) ситуации, построе­нии внутреннего (мысленного) плана последующего действия, контроля за его ходом.

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологи­ей человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассмат­ривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исто­рические достижения цивилизации орудия труда и зна­ковые системы. Углубленному пониманию психики чело­века способствует знание основ социологии. Об этом крас­норечиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально ориентиро­ванного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, принято считать (и не без оснований), что психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку заро­дилась как особая научная дисциплина в ее недрах Во вся­ком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философ­ское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуаль­ного и общественного), о природе человеческого познания и деятельности.

Психологию можно рассматривать как науку и как учебный предмет. Психология как наука имеет своей задачей изучение и научное объяснение психических явлений. Ведь психические явления, как и все другие явления действительности, подчиняются определенным законам, хотя при поверхностном взгляде может показаться, что психика отличается неустойчивостью, неопреде­ленностью и всецело зависит от «свободной воли» человека. Психология преследует цель раскрыть закономерности, лежащие в основе проявления, формирования и развития психических явлений. Знание закономерностей психики необходимо для управ­ления ее проявлениями, в частности для оптимальной организации деятельности человека, для правильной постановки дела обучения и воспитания молодого поколения.

Психология как учебный предмет в педагогических учебных заведениях имеет целью познакомить будущих учителей и воспи­тателей с основными положениями научной психологии, с тем чтобы психологически обосновать важнейшие положения педаго­гики и методики обучения и воспитания, научить будущих педа­гогов разбираться в собственной психической жизни и психиче­ской жизни детей различного возраста и на этой основе орга­низовывать работу по самовоспитанию, целенаправленно руково­дить поведением и деятельностью детей. Соответственно этому будущие учителя и воспитатели получают знания по общей и педагогической психологии, сведения о возрастных психических особенностях детей, изучают психологию учителя.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!