Объект и предмет исследования социальной педагогики. Функции социальной педагогики

Чтобы понять особенности социальной педагогики как на­уки, необходимо разобраться в том, что она должна изучать, вычленить ее собственную область исследования. Для этого в науке существуют понятия объект и предмет исследования.

В качестве объекта исследования той или иной науки высту­пает определенная область реально существующего мира, ре­альной действительности. Предметом же любой науки являе­тся результат теоретического абстрагирования, позволяющего ученым выделить те или иные стороны, а также закономерно­сти развития и функционирования изучаемого объекта. Таким образом, объект науки — это фрагмент объективной реально­сти, предмет — результат ее осмысления.

Объект и предмет социальной педагоги­ки необходимо рассматривать в сравнении с педагогикой, из ко­торой выделилась эта новая научная отрасль. Объектом изучения педагогики является ребенок, а предметом исследования — закономерности воспитания и образования ребенка. Тогда объектом изучения социальной педагогики тоже является ребенок, а предметом ее изучения становятся закономерности социализации ребенка.

По сравнению с педагогикой ее предмет несколько сужается в том смысле, что в таких сложных, многогранных социальных явлениях, как воспитание и образование, выделяются только те аспекты, которые непосредственно связаны с процессом соци­ализации ребенка. Но в то же время предметом специального изучения социальной педагогики становятся такие процессы и явления, которые традиционно изучаются другой наукой — социологией. Именно эта наука исследует общество и соци­альные отношения в нем, пытается выяснить, как люди взаи­модействуют между собой, почему они объединяются в те или иные группы, как возникают социальные связи и многие дру­гие вопросы социальной жизни общества. Социальная педаго­гика начинает исследовать эти проблемы в несколько ином, отвечающем ее научным задачам ракурсе.

Социальная педагогика как отрасль знания обла­дает рядом функций: теоретико-познавательной, при­кладной и гуманистической. Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в совре­менном обществе, описывает и объясняет их, вскрыва­ет их глубинные основания. Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совер­шенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагоги­ческом и психолого-педагогическом аспектах. Гуманистическая функция выражается в разработ­ке целей совершенствования социально-педагогичес­ких процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации (Ф.А.Мустаева).

Василькова Ю.В.выделяет следующие функции: 1.Изучение ребенка (под­ростка), его состояния, отношений в семье, в школе, с группой во дворе, его состояние в стадии конфликта. 2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время. 3. Анализ состояния социального воспитания в различных со­циальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него. 4.Социальная педагогика призвана анализировать, обобщать и распространять, пропагандировать позитивный опыт. 5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно органи­зовывать свою жизнь и поступки. 6. Социальный педагог занимается координацией и объедине­нием различных специалистов, организаций, решающих пробле­мы ребенка (подростка), имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав. 7. Одна из функций социальной педагогики сводится к органи­зации исследований различных проблем социального воспита­ния, анализу работы социальных педагогов, коллективов, различ­ных педагогических центров.

Таким образом, функции социальной педагогики можно сфор­мулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это: воспитательная, социально-правовая, социально-реабилитационная.

Воспитательная функция предполагает включение ребенка (под­ростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания.

Социально-правовая означает заботу государства о детях, их пра­вовую защиту.

Социально-реабилитационная функция — это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функ­ции, выполняет педагог.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!