О периодизации в истории менеджмента

11 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Обычно историческую периодизацию связывают:

         - с определенным этапом цивилизации (цивилизационный подход);

         - с определенным культурным периодом в жизни человечества или отдельных народов (культурологический подход);

         - с какой-либо общественно-экономической формацией или переходным периодом между ними (формационный подход).

Первые два подхода не имеют четких объективных критериев периодизации, последний – имеет объективный критерий отношения к собственности на основные средства производства,  но тоже не отражает в полной мере процессов менеджмента в различные этапы жизни людей. Неоднозначность и многоаспектность менеджмента невозможно уложить в жесткие формационные рамки, хотя в грубом приближении мы ими воспользуемся, особенно в досовременный период. ХХ век отличается широким  разнообразием  школ, идей, методов и подходов.

В учебной литературе периодизация истории менеджмента начинается с 1885 года и заимствована из книги М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури. В основу этой периодизации положены подходы к изучению и развитию теории и практики менеджмента, основанные на выделении различных школ[1].

В принципе, несмотря на известную ограниченность, такое основание периодизации правомерно. Хронологически временные периоды отвечают появлению и наиболее эффективному применению направлений, подходов. В настоящее время известно, что большинство из этих подходов, заложив основания научного менеджмента, оказались правильными лишь отчасти, ограниченными в применении. Те из них, которые выдержали испытание временем, усложнением общественных процессов и требований к менеджменту (бихевиористский, количественный, ситуационный, процессный и системный подходы) далеко не полностью покрывают область применения менеджмента. Появился деятельностный подход, усовершенствован структурно-функциональный, системный и ситуационный. Из-за сложности применения и неподготовленности менеджеров практически не используются количественный и  процессный методы. Вместе с тем современный менеджмент все еще очень часто применяет приемы и методы из арсенала Тейлора, Эмерсона. И самое главное: остаются за кадром организационные, поведенческие идеи в управлении в длительный период накопления управленческих знаний – рабовладельческий, феодальный и период начала капитализма.

С учетом ограниченности рассмотренной схемы предлагаем собственную периодизацию развития управленческой мысли. Предлагаемая схема периодизации не имеет строгой хронологической последовательности. В ее основу заложено постепенное усложнение управленческих процессов в обществе и совершенствование организационно-экономического поведения по управлению. Идеи менеджмента в ХХ веке разделены на 4 этапа: начало институциализации предмета менеджмента, классический период, период активной разработки менеджмента в 40–60 годы и современный этап в развитии менеджмента в 70–90 годы. Каждый из этапов имеет свои особенности, свои задачи, свои подходы и ценности. Т. е. главный критерий представленной периодизации – организационный, поведенческий, социальный и нравственный прогресс в связи с усложнением и обогащением управленческих процессов.

[1] См: Жигалов В. Т. Основы менеджмента и управленческой деятельности: учебное пособие. Ч. 1. М., 1995. С. 19–25; Менеджмент в организации: учебное пособие / под ред. З. П. Румянцевой и Н. А. Соломатина. М.: Инфра – М., 1997. С. 19–38., М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. С. 61–86.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!