Нравственные взгляды (знания) , убеждения, потребности и чувства как составляющие этического сознания специалиста по социальной работе

Этическое сознание социального работника представляет со­бой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это созна­ние является субъективным отражением морали, поскольку объективная социальная необходимость и общественные потреб­ности отражаются в сознании специалиста как идеи о должном поведении и действиях. Эта особая форма осознания специали­стом социальной необходимости получает специфическое нрав­ственное обоснование: поведение и деятельность рассматрива­ются уже не с точки зрения их необходимости, а с точки зрения их моральной ценности.

Нравственное сознание социального работника содержит три необходимых компонента: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность.

Нравственные знания. Основы знаний об этике, морали и нравственности, в том числе и в области профессиональной деятельности, социальный работник получает в процессе обуче­ния в среднем специальном, высшем учебном заведении или на курсах и факультетах повышения квалификации. Практический социальный работник, не прошедший курса обучения в учебном заведении, руководствуется собственным интуитивным пониманием доб­ра и зла, основанном на общественных ценностях и его личном жизненном опыте. Очень часто его собственные моральные ус­тановки дают ему возможность поступать в полном соответствии с требованиями профессиональной этики; однако так бывает далеко не всегда.

Следует отметить, что знание норм морали еще не означает моральности поведения, и поэтому необходимо признать, что относительно практики профессиональной деятельности зна­ния сохраняют значительную самостоятельность — они могут не использоваться или использоваться частично в профессио­нальной деятельности. В этом случае мы можем даже иметь дело с личностью так называемой «двойной морали», которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах нравственности, в том числе и профессиональной морали, но не считать для себя обязательным следовать ее требованиям. Формирование и развитие высокой нравственности, попытки сделать ее органичным, неотъемлемым свойством своей лич­ности требуют от специалиста не только знаний, но и посто­янной, в течение всей трудовой деятельности и жизни, рабо­ты над собой.

Нравственные убеждения — это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливос­ти требований профессиональной морали. Нравственные убеж­дения являются более высокой ступенью развития личности специалиста, его сознания, поскольку основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью известных ей моральных норм, проверке их социальной практикой, жизненным и про­фессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органич­ном приятии как единственно правильных и возможных. Нравственные убеждения требуют от специалиста умения взглянуть на свой труд с точки зрения интересов дела, выяснить соотно­шение между тем полезным, что он делает для общества и клиентов, и тем, что он обязан сделать. Нравственные убеж­дения определяют теоретическую и практическую подготов­ленность специалиста к профессиональной деятельности, являются основанием для его сознательного отношения к сво­ему поведению и действиям в практике социальной работы. Они участвуют в формировании волевых качеств личности и устойчивых форм морального реагирования на окружающую действительность.

Однако нравственные убеждения обладают также относитель­ной самостоятельностью, поскольку в практической повседнев­ной деятельности может возникнуть ситуация, когда личность действует вопреки своим убеждениям, поскольку ситуативно возникают причины, кажущиеся более значимыми, нежели собственные убеждения. В этом случае личность находится в разладе с собой, со своими принципами.

Нравственная потребность — наивысшая степень нравствен­ного сознания социального работника. Она характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики. Когда соблюдение требований про­фессиональной этики становится внутренней потребностью че­ловека, он в соответствии с этическими принципами органи­зует все свои волевые и эмоциональные качества, направляет усилия на решение этически сложных проблем именно с точ­ки зрения нравственности. В этом случае соблюдение требова­ний профессиональной этики становится устойчивым каче­ством личности, мощным фактором, мобилизующим ее для организации своего поведения и деятельности, делом долга и совести, чести и достоинства. Руководствуясь своими нрав­ственными потребностями, специалист не может поступиться ими и совершить действия, с его точки зрения не отвечающие критериям добра и зла, но ситуативно обусловленные как не­обходимые.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!