Нравственные отношения в органах внутренних дел в структуре профессиональной морали

14 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

На протяжении истории жизненная практика выработала различные по содержанию типы межличностных отношений: товарищеские, приятельские, дружеские. Приятельские отношения складываются между людьми на основании общности каких-то интересов и включают долю личной симпатии. Они поддерживаются время от времени повторяющимися личными контактами и некоторыми взаимными обязанностями: услуги, обмен мнениями, доброжелательность друг к другу. Глубокой и серьезной заинтересованности судьбой друг друга у приятелей обычно нет. Вместе с тем приятельские отношения не терпят сплетен, равнодушия, лжи. Товарищеские отношения возникают они обычно в процессе совместной деятельности. Товарищество отличается большим постоянством, привязанностью, привычкой общения. Оно требует принципиальности в отношениях, чуткости, взаимопомощи. Такие отношения, как правило, складываются между людьми в каждом здоровом коллективе.

Высший тип межличностных отношений – дружба. Дружба – это устойчивая личная привязанность между людьми, возникшая на основе единства взглядов, интересов и целей и выдержавшая проверку временем. Возникновению дружбы способствует, прежде всего, общность взглядов, жизненных целей, интересов и идеалов, взаимная симпатия между людьми, а также наличие потребности в дружбе. Дружба есть свободный союз людей. Общность жизненных целей, идеалов и интересов, взаимная симпатия обеспечивают единство позиций при решении многих трудных вопросов. Взаимное уважение, личная симпатия и привязанность, высокая взаимная оценка, умение видеть и дорожить ими порождают естественное стремление к общению с другом, превращающееся в потребность. Дружба – древнейшая форма межличностных отношений. Содержание, характер и общественная значимость дружбы историчны, как и ее нравственные основы и функции. Система социально-экономических отношений оказывает воздействие на отношение дружбы. Наиболее благоприятные условия для дружбы возникают в тех коллективах, где нет места для корысти, лицемерия и лжи. Дружба предполагает многосторонние межличностные общения, хотя начальным ее этапом может быть общение на основе какого-то одного вида деятельности. Важнейшими нормами, регулирующими отношения дружбы, являются такие, как:

– взаимная требовательность, нетерпимость к недостаткам друг друга и содействие их исправлению;

– честность, искренность и взаимное доверие, глубокая взаимная заинтересованность заботами и делами друг друга;

– взаимная поддержка и помощь в решении жизненных проблем;

– преданность и верность в дружбе, бескорыстие, готовность взять на себя тяжесть забот, если они окажутся не под силу одному.

В то же время сфера общения открывает большие возможности для воспитания человека. Здесь устанавливается связь между людьми, характеризующаяся контактами, взаимодействием и взаимовлиянием. Попробуем представить себе, что некоторые элементарные нравственные правила, хорошо известные каждому современному человеку, стали привычными, вошли в плоть и кровь: для вас стало привычным делать всякое дело только хорошо; вы привыкли доводить начатое дело до конца, выполнять порученное дело самостоятельно, не перекладывая ответственность на других. Для культурного, интеллигентного человека привычкой становятся обязательность и точность, он не будет отказываться от данного слова и не опоздает на встречу, он не оскорбит окружающих неопрятным внешним видом, не будет навязчив, назойлив или развязан в общении.

Имеет смысл обратить внимание на такое проявление культурных взаимоотношений между людьми, как тактичность в поступках и поведении. Такт – сложное проявление человеческой культуры. Понятие о такте получило множество определений в литературе о правилах хорошего тона, в рекомендациях о том, как себя вести в той или иной ситуации. Особенно важно, на наш взгляд, подчеркнуть в определении такта такой признак, как мера, способность тонко и точно соизмерять свои чувства с обстановкой и действиями других людей. Мера, в частности, необходима в проявлениях интереса к другому, нельзя задавать человеку вопросы, касающиеся его интимной жизни, или неумеренным вниманием подчеркивать какие-то его особенности: необычный рост, дефект телосложения, необычность туалета и т. п. Особенно важна мера в выражении своих внутренних состояний, настроений. Всегда следует помнить, что идеалом культурного поведения, красивого и высоконравственного поступка являются гармония, единство содержания и формы замысла, мотива и внешнего их выражения в слове, действии, поступке. Сплав внутренней и внешней культуры делает человека в высшей степени органичным, естественным, непринужденным и привлекательным в общении. Для него правило перестает быть внешним принуждением, оно становится живой потребностью, жизненной необходимостью.

Большую часть времени каждый из нас проводит в сфере служебных отношений, в служебном коллективе. В этой, как говорят, официальной обстановке действуют свои правила – правила служебного этикета. Они предусматривают уважительное отношение к авторитету руководителя. В такой обстановке особенно важны точность, организованность, умение ценить свое и чужое время. Человек, стремящийся овладеть культурой поведения, постоянно со­храняет в себе чувство собственного достоинства, личной чести, которая ис­ключает унижение другого, проявление фальши и легкомыслия. Уважение к другому человеку требует таких качеств, как терпение, снисходительность, известная уступчивость. Реализация нравственных отношений в ОВД происходит, прежде всего, через служебные коллективы, поэтому есть смысл остановиться более подробно на том, что они из себя представляют. Коллектив сотрудников органов внутренних дел – один из видов коллектива со всеми присущими ему общими чертами. Вместе с тем коллектив работников ОВД обладает особенными свойствами, которые обусловлены спецификой его функций[1]. Употребляя термин «коллектив», мы имеем в виду «первичный коллектив», в котором отдельные его члены оказываются в постоянном, деловом, дружеском, бытовом, объединении.

Таким образом, в коллективе в качестве определяющих признаков выступают взаимодействия и взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным содержанием. С этой точки зрения коллектив – это группа, где межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Первичные (контактные) коллективы в органах внутренних дел (к тому же наиболее многочисленные) – это коллективы отделений, отделов, управлений уголовного розыска, ОБЭП, следствия, оперативных групп и т. д. По продолжительности существования первичные коллективы сотрудников ОВД можно подразделить на следующие виды:

– кратковременный коллектив, формируемый, как правило, для реализации определенной задачи в сжатые сроки (до года);

– коллектив со средней продолжительностью жизнедеятельности (от года до 10 лет);

– долговременный коллектив продолжительностью непрерывной жизнедеятельности (свыше десяти лет).

К кратковременным коллективам можно отнести коллективы ГИБДД, сотрудников нескольких отделений УР или ОБЭП, сформированных в группу для выполнения определенной задачи в сжатые сроки. Причем решение этой задачи требует, как правило, сосредоточения усилий наиболее опытных работников этих служб, в особенности когда речь идет о раскрытии сложного уголовного дела, поимке опасного преступника и т. п. К коллективам со средней продолжительностью жизнедеятельности можно отнести прежде всего учебные группы в высших и средних специальных учебных заведениях МВД России и некоторые другие. Наконец, к долговременным коллективам следует отнести отделения, отделы УР, ОБЭП и ряд других коллективов.

В нравственных взаимоотношениях, возникающих внутри коллективов сотрудников органов внутренних дел, можно выделить, образно говоря, «вертикальные» связи, выражающие отношения субординации: взаимоотношения между начальником и подчиненными, старшим и младшим по званию, а также «горизонтальные», несущие в основном регуляционную нагрузку в отношениях между членами коллектива, имеющими преимущественно одинаковое служебное положение. Указанные связи проявляются во взаимоотношениях и между коллективами сотрудников ОВД, но в несколько измененном виде.

Отношения по «вертикали»  во многом определяют и иные отношения в коллективе, поэтому их по праву можно считать основными, ведущими. Решающая роль в формировании этих отношений принадлежит начальнику, руководителю, разумеется, опирающемуся на коллектив. Начальник, командир, возглавляющий коллектив сотрудников ОВД, облечен высоким доверием общества, наделен большими правами, несет ответственность за результаты деятельности коллектива, воспитание, высокую дисциплину, морально психологическое состояние личного состава подчиненного ему коллектива. Деятельность начальника, руководителя, командира накладывает глубокий отпечаток на деятельность всего коллектива. Руководителю принадлежит первостепенная роль в организации служебной деятельности подчиненных, в отличие от рядовых членов коллектива руководитель наделен не только большими правами, но и обязанностями, которые определяют более высокую степень ответственности руководителя за состояние дел в коллективе.

Для эффективной организации служебной деятельности коллектива руководитель должен, прежде всего, обладать соответствующим авторитетом, который, как известно, не дается с должностью, а завоевывается в процессе службы. Он обусловлен компетентностью в процессах руководства. Отсюда вытекает одно из важнейших требований служебной этики по отношению к руководителю: необходимость глубокого знания дела, высоконравственное отношение к порученным ему обязанностям. Руководителя должно отличать умение мыслить широко и масштабно, принимать самостоятельные, научно обоснованные решения. Для успешного руководства людьми руководителю (в частности такого звена, как РУВД) требуются знания индивидуальных особенностей подчиненных, их интересов, моральных и профессиональных достоинств и недостатков.

Ровные, доброжелательные взаимоотношения между сотрудниками необходимы, без них трудно себе представить слаженно и успешно работающий коллектив. Создавать такую атмосферу – первоочередная задача начальника. Кроме этого руководителю необходимо обладать полным комплектом таких человеческих качеств, как доброта, общительность, способность к сопереживанию, умение вызвать хорошее настроение и нейтрализовать отрицательные эмоции, умение бережно относиться к профессиональному престижу своих подчиненных, использовать моральные средства для воздействия на сотрудника (включая и силу личного примера), с целью формирования его как социально привлекательного типа личности. Надо сказать, что нередко от формы взаимоотношений начальника и подчиненных зависит отношение последних к службе, их настроение, здоровье и успех в делах. Если условно исходить из посылки, что профессиональная компетентность руководителя не вызывает сомнений, и попытаться выделить только лишь этические моменты, обусловливающие его контакты с исполнителями, то они, на наш взгляд, будут выглядеть следующим образом.

Руководитель должен:

– учить, а не поучать, и сам учиться у подчиненных;

– вести за собой людей и не подталкивать их;

– требовать, но не придираться;

– знать подчиненных не на уровне личных дел и анкетных данных, а на уровне темпераментов, характеров, индивидуальных особенностей, знать условия их личной, семейной жизни;

– быть простым и доступным в обращении, но не фамильярным;

– быть скромным в оценке самого себя, но более щедрым в оценке своих подчиненных;

– быть принципиальным, но не упрямым;

– быть выдержанным, но не пассивно ожидающим.

Этикет руководителя предполагает наличие определенного этикета подчиненного (это как бы другая сторона медали). От подчиненного, в свою очередь, требуется:

– уважать начальника, а не угождать ему;

– быть вежливым, но не льстивым;

– вести себя с достоинством, но без высокомерия;

– быть скромным, но не смиренным;

– проявлять разумную инициативу, но не самодовольство;

– быть правдивым, но тактичным;

– иметь свою точку зрения и уметь отстаивать ее.

Нормальное функционирование любого коллектива органов внутренних дел зависит не только от роли начальника, его деловых и моральных качеств, а в значительной степени и от соблюдения всеми членами коллектива основных правил, требований, норм служебной этики. К этим нормам необходимо отнести, прежде всего, добросовестное отношение к порученному делу, к служебным обязанностям, проявление инициативы, самостоятельности, критическое отношение к себе и своим сослуживцам, уважение к старшим по званию и по должности, строгое соблюдение служебной дисциплины и т. д.

Наряду с отношениями «по вертикали» нравственно-психологический микроклимат в коллективе характеризуют и отношения «по горизонтали». Внутри коллектива на почве взаимных симпатий людей, общих интересов, воззрений и т. п. стихийно складываются микрогруппы. Даже в дружном, сплоченном коллективе, в котором между всеми сотрудниками существуют отношения товарищества и взаимопомощи, возникают отдельные группы из двух или нескольких человек. В большинстве случаев эти микроколлективы влияют на остальных сотрудников положительно и являются одним из факторов, способствующих сплочению коллектива.

Таким образом, отношения «по горизонтали» наряду с отношениями «по вертикали» играют весьма важную роль в становлении нравственных взаимоотношений в коллективах сотрудников органов внутренних дел и способствуют формированию устойчивого положительного микроклимата. На почве совместной служебной деятельности в каждой профессиональной группе складываются и определенные межличностные отношения – товарищеские и дружеские связи, симпатии и антипатии, которые в значительной мере определяют нравственный тонус группы и существенно влияют на ее дееспособность.

Наиболее подробно освещает систему нравственных качеств сотрудника ОВД, а также достаточно полную систему специфических для работника органов внутренних дел профессионально-этических норм поведения и взаимоотношений с гражданами и друг с другом Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Здоровая нравственная атмосфера в коллективе в значительной мере определяет и культуру взаимоотношений сотрудников органов внутренних дел с населением.

Граждане обращаются в органы внутренних дел по весьма широкому кругу вопросов. При этом, по крайней мере, каждый третий посетитель приходит с какой-то неприятностью, бедой или сообщением о сильно взволновавшем его происшествии. От того, как его в тот момент примут, выслушают, какую помощь окажут, будут прямо зависеть его покой, настроение и, наконец, мнение о работе государственного аппарата. С самой первой минуты после прихода посетителя, например, в отдел или управление милиции его должна окружать атмосфера приветливости, деловитости. Если посетителю назначено время приема, следует стараться принять его точно в срок. Слушая человека, нельзя проявлять нетерпение или равнодушие, даже если разговор вам покажется малозначащим. Умение доброжелательно и заинтересованно выслушать людей должно быть неотъемлемой чертой профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел.

В профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел чрезвычайно важную роль играет культура речи и поведения. В этой связи сотруднику необходимо овладевать такими этическими категориями, как вежливость, тактичность, а также культурой речи, умением управлять своими эмоциями для установления корректных взаимоотношений с гражданами. Однако уважать человеческое достоинство – это вовсе не значит оправдывать и одобрять все, что делают люди. В отношениях между людьми доброта и доверие должны сочетаться с требовательностью, принципиальностью. Можно и нужно быть добрым по отношению к человеку, который живет честным трудом. Но нельзя быть добрым ко всем тем, кто паразитирует за счет общества, нарушает закон. Тем не менее, непримиримость к правонарушителям должна проявляться в вежливой, установленной законом форме. Быть непримиримым – это не значит быть грубым, крикливым. Закон дает в наше распоряжение иные средства. Антиподы вежливости и тактичности – грубость, бестактность. Даже малейшая грубость со стороны сотрудника ОВД моментально замечается гражданами и истолковывается не в пользу представителя правопорядка. В органах внутренних дел еще можно встретить сотрудников, которые в общении используют ненормативную лексику, злоупотребляют спиртными напитками и т. д. Отдельные же руководители зачастую проявляют снисходительность к таким сотрудникам. Нежелание вовремя высказать решительное осуждение, принять действенные меры к нарушителям служебной дисциплины идут не от доброты, а скорее всего, от равнодушия, сердечной черствости, искаженного понимания принципов товарищества и дружбы у отдельных сотрудников органов внутренних дел.

[1] См.: Закон РСФСР «О милиции» //  Российская газета. – 1991. – 16 мая.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!