Нравственное воспитание

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и ин­дивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса яв­ляется формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспита­ния является понятие нравственного чувства - постоянного эмо­ционального ощущения, переживания, реальных нравственных от­ношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному осво­ению ребенком. Нравственность для него прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлет­ворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического от­вращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нрав­ственности: благодаря ему моральное сознание, знание норм по­ведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосиль­ным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.

Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и, одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощу­щения, чувства. Нравственное сознание - активный процесс от­ражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопле­ния и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения со­вести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует ре­альной нравственности личности. Она реализуется в единстве нрав­ственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуще­ствить свои нравственные убеждения в жизни.

Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его по­ведение обусловлено внешними влияниям и инстинктивными им­пульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмыс­ленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и само­управлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Как только ребенок вступает во взаимоотношения с окружающим миром, у него сразу образу­ются реальные объективные взаимосвязи и взаимозависимости, которые находят отражение в субъективном нравственном восприятии и образуют для него субъективное нравственное пространство.

Педагогу важно знать состояние субъективного нравственного пространства всех детей, обнажающее моральный климат в кол­лективе. Ему необходимо путем педагогической организации отно­шений и деятельности детей свести до минимума стихийные вли­яния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. В слу­чае успеха управление взаимодействиями в субъективном нравствен­ном пространстве детей превращается в действенный механизм качественного преобразования их личности.

Все это позволяет более глубоко понять сущность нравствен­ного воспитания. Ошибочно рассматривать противоречивость в по­ведении и сознании школьников как явление случайное или только как результат недоработок в воспитании. В преодолении ребенком внешних и внутренних противоречий заключается самая суть нрав­ственного становления личности. В бесконечном потоке нравствен­ных выборов между желанием и долгом, дисциплиной и ложно понятой свободой, добром и злом, совестью и правонарушением, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом, открытостью и лицемерием шлифуются черты характера, нравственные качества и свойства личности.

Педагогический процесс нравствен­ного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, вопросов, конфликтов и Столкновений. Противоречивость содержания нравственной жизни Школьников следует рассматривать как главный объект воспита­тельного процесса, над организацией которого необходимо систе­матически и постоянно работать, сосредоточивая усилия на уме­лом разрешении противоречий, развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, привычных форм по­ведения.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свой­ствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятель­ности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному пе­реживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: мораль­ной образованностью, способностью анализировать, судить о явле­ниях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самосто­ятельную оценку. Нравственная воспитанность — это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьни­ка сильной воли, способности осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, граждан­ском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.

Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следст­вием становится нравственное самовоспитание и самосовершенст­вование школьников. Самовоспитание представляет собой целе­направленное воздействие индивида на самого себя с целью выра­ботки желаемых черт характера.

Нравственное воспитание детей и подростков, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает у подавляющей массы школьников форми­рование любви к Родине, бережного отношения к всему много­образию собственности и творческого отношения к труду. Его ре­зультатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, вни­мательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма и интернационализма, сочета­ние общественных и личных интересов.

 

Разрешение противоречий нравственного воспитания требует критической оценки сложившихся подходов к организации и ме­ханизмам осуществления воспитательной работы. Один из них - вербально-мероприятийный, требующий в основном разработки некоторой суммы просветительных бесед, раскрывающих содержание моральных правил «а положительных примерах.

Другой подход — деятельностно-мероприятийный. Он противо­поставляется вербальному и заключается в вовлечении детей в специально разработанную систему деятельности и отработке по­веденческих умений и навыков.

Теоретически обоснованным и оправдавшим себя на практике является подход целостности, органического единства нравствен­ного воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания достигается, когда основой, источником и материалом педагогиче­ского процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, прини­мать решения и совершать поступки. В результате зреет мораль­ное сознание детей, укрепляются принципы поведения и умение владеть собой. Целостный, диалектически противоречивый процесс нравственного воспитания исходит из жизни с ее идеалами, за которые надо бороться, приносить жертвы, переживать трудности, негативные явления, для преодоления которых нужна недюжинная воля и самообладание.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!