Нравственно-правовая социализация личности

23 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Приоритет введения в научный оборот понятия "социализация" принадлежит Э.Дюркгейму. Данный термин он применил для обозначе­ния различия предмета "науки о воспитании" (специфической теории дюркгеймовской социологии) от предмета собственно педагогической науки. В самом широком восприятии социализация представляется как процесс усвоения и развития индивидом социально-культурного опыта[1].

Проблематикой социализации  личности  специально занимались М. Вебер, П. Тиллих, М. Шелер, Т. Литт, Е.Х.Либхарт, К.Е.Мюльба­уер, Х.-П.Фрей, Х.Фенд, Ю.Хабермас, О.Хеффе, К.Хуррельман и др. В отечественной науке проблемы социали­зации личности получили отражение в многочисленных научных публикациях и исследованиях. Тем не менее, вопросы со­циализации личности в условиях формирования правового государс­тва и становления гражданского общества, соотношения духов­но-нравственных и правовых аспектов в нравственно-правовой социализации, особенно сотрудников правоохранительных органов еще не получили должного освещения.

Особенно неразработанной областью предстает теоретико-право­вое исследование процесса нравственно-правовой социализации лич­ности и, в  частности, сотрудника правоохранительных органов.  В некоторой степени этот пробел восполняет мо­нография О.Г.Шапиевой  "Проблема нравственно-правовой социализа­ции личности: концептуальный и практический аспекты".  Из числа зарубежных исследований следует  отметить  работы немецких уче­ных-юристов К.Оппа "Социология в праве" и Г.Икингера "Социализа­ция и право". В научной литературе пока нет еще достаточно полного анализа на­чальной стадии познания индивидом правовых аспектов социальной жизни. Помимо рассмотренного Ж.Карбонье "детского права" пока доволь­но сложно назвать какие-либо интересные разработки[2]. Что касается более поздних этапов правовой социализации, то в ряде исследований были проанализированы проблемы уровня правовой информированности граждан, степень удовлетворенности населения правовой информацией и потребностей в правовых знаниях, эффективность различных источников и каналов правовой информации и т.д.[3]

Динамическую структуру социализации личности, рассматривае­мую как структуру взаимодействия личности и общества, можно представить в форме (1) социальной адаптации, (2) воспитания личности и (3) образования личности. Первая форма представляет собой реальный процесс включения в систему социальной структуры общества и выступает чисто активной формой социализации. Вторая и третья формы, как определяет О.Г.Шапиева составляют содержание нравственно-правовой социализации, представляющей из себя восприятие индивидом общественных норм и ценностей, интериоризацию им социального опыта. Следует отметить, что при ведущей роли деятельностно-адаптационной социализации, нравственно-правовая, выступая вторичной, является определяющей в процессе становления и формирования личности[4].

Правовая социализация предусматривает включение в ценност­но-нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом, формирование правовых представлений и потребностей в соблюдении норм права, убежденности в их необходимости и справедливости. Одни правовую социализацию рассматривают в широком смысле как совокупный (целенаправленный и стихийный) процесс воспитания личности. Другие определяют ее как процесс формирования образцов правомерного поведения членов общества. В литературе присутствует также позиция видения правовой социализации как освоения (интериоризации) личностью правовых знаний, норм и ценностей.

Важнейшей стороной правовой социализации является формиро­вание правосознания, причем уровень правосознания свидетельствует о степени включенности человека в систему общественных отношений. Правосознание в философском энциклопедическом словаре получило следующее определение: "совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Концентрированным выражением правосознания как формы общественного сознания является правовая иде­ология - система правовых взглядов, основывающихся на определенных социальных и научных позициях. Психологическую сторону правосознания составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений. Правосознание включает знание действующего права, его основных принципов и требований, но не сводится к нему; для правосознания не менее важен оценочный момент и поведенческая установка"[5].

Проблематика правового сознания в юридической литературе получила достаточно основательную разработку. Её сущность была раскрыта ещё русскими правоведами дореволюционной школы И.А.Иль­иным, П.И.Новгородцевым, Н.Н.Алексеевым. В советской науке получили освещение вопросы, связанные с различными трактовками понятия правосознания, соотношения с формами общественного сознания, специфики правосознания и ее структуры.

Познание права предстает одним из существенных моментов об­щего процесса социализации индивида, связанного с усвоением им социокультурных ценностей окружающей социальной среды. Особенностью изучения проблемы правового познания является ориентированность на раскрытие взаимосвязи между знанием нормы права и реальным отображением в поведении. Основу правового сознания личности или социальной группы составляют моральные и правовые нормы, установка на естественные права, справедливость, уважение и т.д. Правосознание предполагает наличие системы знаний, оценок и представлений о правопорядке данного общества, субъективное мо­делирование существующего правопорядка. Анализ правового сознания предусматривает изучение отношения индивида к праву и выявление взаимосвязи между оценкой социально-правовой реальности с точки зрения правовых категорий и соответствующим правовым поведением.

Особого внимания заслуживает ситуация, когда правосознание не подкрепляется соответствующими законодательными актами, и человек вынужден принимать решения самостоятельно, на основе самостоятельных нормативно-оценочных суждений. Одним из важнейших показателей состояния правового сознания является общественное мнение о праве, представляющее собой спе­цифическую форму проявления массового правового сознания.

Основу действия механизма правового регулирования составля­ет презумпция знания права, т.е. незнание правовой нормы не освобождает от ответственности. В условиях тоталитарного общества при доминировании норма­тивного подхода к праву, отождествления ее с законом, наличия правового инфантилизма и нигилизма можно рассматривать не столько как деформацию и разрушение правосознания, сколько ее сохранение. Порочная государственно-правовая практика способствовала закладыванию в сознании людей привычки мириться с существующей несправедливостью.

Правосознание подразделяется на общественное, групповое и индивидуальное. Последние обусловлены общественным правосознанием и имеют ряд особенностей. Индивидуальному правосознанию присущи качественно разные уровни своего развития. На обыденном уровне индивидуальное правосознание проявляется в согласовании конкретной правозначимой деятельности с эмпирическими представлениями норм правомерного поведения. Правосознание проявляется при осознании отдельных конкретных правовых ситуаций, правовых инс­титутов и правового статуса человека. У большинства населения страны, наряду с признанием необходимости продолжения правового реформирования общества, значимости соблюдения нормы права, присутствует устойчивое представление о правовой привилегированности отдельных социальных групп, следовательно и непринятие складывающихся новых правовых отношений. На уровне общественного правосознания присутствует совокуп­ность взглядов на правовую систему, осознание социальной значимости права, оценка его сущности, овладение правовой нормой.

Специфика процесса формирования общественного правосознания сегодня проявляется в том, что оно происходит в условиях крайне­го правового нигилизма большей части населения страны. Усиливаю­щими факторами данного явления выступают разрушение прежних стереотипов и ориентаций, нравственно-правовых ценностей, распространение в массовом порядке девиантных форм поведения, сохраняющийся правовой кризис, незавершенность процесса реформирования правовой системы и т.д. К тому же не следует умалять того факта, что с учетом наследия прошлых лет в стране каждый третий-четвертый взрослый гражданин, так или иначе, имел "криминальный" опыт. При­надлежность к "криминальному потенциалу" стала характерна для всех социальных слоев общества, от самых низов до высокопостав­ленных чиновников. Это не могло отразиться на уровне правового сознания[6].

Правосознание характеризует наличие трех взаимосвязанных сторон: познавательной, оценочной и регулятивной, которые можно обозначить как основные функции. Познавательный аспект правосознания связан с адекватным от­ражением правовых ценностей в сознании индивида. В повседневной жизни люди, как правило, оперируют бытовыми представлениями, инди­видуальным опытом, обычаями и традициями, групповыми нормами, существующими нормами культурного поведения. На обыденном уровне люди придерживаются оптимальных моделей поведения, создаваемых из общепринятых представлений о должном поведении. Для оценочного момента правосознания характерно выделение смысловой значимости правовых явлений, определение мотивов поведения, что создается избирательное отношение к поведенческим ак­там. Мотивационное поведение предполагает соотношение поведения с реальными нормами, социальными условиями и личностными ценностями при анализе не только непосредственных результатов, но и ожидаемых последствий поведенческого акта. Под влиянием требова­ний социального окружения, действующих норм права происходит оформление ценностно-нормативной модели поведения. Перевод внешних ценностей, форм и правил поведения во внутреннее состояние характеризует процесс интериоризации. Первоначальная определенность ценностно-нормативной модели внешнего воздействия заменяется самостоятельностью, независимостью от ситуаций и поведение становится внешним проявлением, экстериоризацией системы внутренних позиций. Регулятивная сторона правосознания проявляется в реализации нормы права, в правомерном поведении, когда поведение индивида, способы и результаты достижения обозначенных им целей не вступают в противоречие с существующими общественными интересами, отраженными в нормативных актах.

Совокупность профессиональных, правовых и личностных качеств составляют и определяют требования, предъявляемые всем категориям сотрудников правоохранительных органов. Высокие профессиональные качества позволяют как в обычных, так и экстремальных ситуациях оперативно и качественно выпол­нять свои служебные обязанности, в частности:

  • принимать взвешенные решения, брать на себя ответственность за их последствия;
  • обладать профессиональной коммуникабельностью в общении с местным населением; уметь влиять и воздействовать на представителей различных слоев и групп населения, разрешать и выходить из конфликтов;
  • уметь вести переговоры с правонарушителями;
  • знать местные традиции и обычаи; уметь пользоваться (управлять) различными видами транспорта, вооружения, компьютерной техникой;
  • иметь представле­ния и определенные навыки в различных отраслях знаний, в том числе в медицине.
  • Правовые качества личности сотрудника правоохранительных органов включают в себя знание законов и иных норм права по вопросам правоохранительной и правоприменительной деятельности, по другим направлениям деятельности предприятий, организаций и учреждений, их жизнеобеспечению, также международных норматив­ных актов по правам человека, защите интересов личности; строгое следование нормам права и умелое их применение.

К личностным качествам относится перечень таких нравственных и психо­физических качеств, как:

  • любовь к своей профессии;
  • осознание важности своей деятельности как защитника личности, ее прав, имущества, как представителя государства, действующего от его име­ни и по его поручению;
  • обостренное чувство справедливости, любовь к Родине, уважительное отношение к гражданам других государств; непримиримость в борьбе с преступниками;
  • высокий интеллект, коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, воля, быстрота мышления и реакций, способность мобилизоваться в критической ситуации, мужество, физическая выносливость.

Устранение государства от заботы о сохранении нравственности населения привело к весьма негативным последствиям. Постепенно уходит безвозвратно то духовное начало, которое складывалось столетиями и выступало определяющим началом в характеристике самобытности русской культуры. К тому же коллизии социальной практики и деформация нравственного сознания в обществе весьма негативно отразились на всех сторонах социальной практики, в том числе в практике деятельности правоохранительных органов.

Подводя итог рассмотрению вопроса следует иметь в виду, что определяющим в механизме нравственного поведения (деятельности) личности в юридически значимых и иных нравственно-правовых ситуациях выступает ее духовность, выраженная в форме нравственной культуры, и, в частности нравственного, соз­нания. Во многом от самой личности зависит выбор норм и ценностей, определяющих его мысли и поступки.

Развитие духовной культуры российского общества определя­ется рядом обстоятельств. В соответствии с про­исходящими структурными изменениями в экономической, политической и социальной сфере происходит проникновение и становление характерных для западноевропейской культуры ценностей, которые в большинстве своем отличны от свойственных для российской действительности нравственно-этических норм. В современной России в политической сфере абсолютизм и тоталитаризм сменяются демократической формой правления. В экономической области коллективистская и чиновничье-государственная формы собственности вытесняются правом полной частной собственности, отчуждаемой только по закону и по решению суда. В социальной - обеспечение достаточного уровня жизни дополняется созданием условий для достойной жизни граждан.

Необходимо указать на еще одну особенность реформаторского процесса в России, а именно: по большому счету он был направлен на создание нового, среднего слоя в социальной структуре общест­ва. Как правило, наличие 18-20% однородного слоя населения в структуре общества поз­воляет не только сохранить управляемость обществом и государством, но и способствует возникновению нового типа духовности, мо­рали и нравственности, характерных для обществ с рыночными отношениями, полной частной собственностью, свободой личности и правовой защищенностью и т.д. Однако своеобразием современного развития стало то, что становление частной собственности стало происходить криминальным путем, возникающий средний класс еще пока немногочислен. Ко всему прочему, значительная часть населения еще не избавилась от тотального коллективизма и социального иждивенчества, не приняла "новых" ценностей. На фоне упадка общепринятых и характерных для предыдущих этапов развития морально-нравственных ценностей наблюдается экс­пансия в духовную культуру, в духовность вообще, ценностей и идеалов для криминального мира. Не случайно, что на сегодня проблема восстановления и утверждения ду­ховно-нравственных принципов гуманистического порядка в рамках всех социальных слоев предстает особенно актуальной, пос­кольку забвение их грозит обществу, новому поколению духовной деградацией.

[1] Философский словарь/ Под ред. И.Т.Фролова. -М., 1991. -С.421.

[2] Карбонье Ж. .Юридическая социология. –М., 1981. -С.190-192.

[3] Современная   западная  социология.  Словарь.  -М.,  1990. -С.316

[4] См.: Шапиева О.Г. Проблема-нравственно-правовой социализации личности: концептуальный и практический аспекты. –СПб. –С.33.

[5] Философский энциклопедический словарь. -М., 1983. -С.521.

[6] Пономарев П.Г. Социальные и правовые проблемы противодействия преступности в России.// Духовность. Нравственность. Преступность. – М., 1996. – С. 32.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!