«Новый курс» Ф. Рузвельта. Регулирующая роль государства в сфере экономики и социальных отношений

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Ф. Рузвельт занял пост президента весной 1933 г., когда кризис достиг своего апогея. Его правительство разработало смелую широкомасштабную программу реформ по преодолению поразившего страну экономического и социального кризиса. Основные реформы были проведены в период первых «ста дней» его президентства, когда кон­гресс принял большое число законов, охватывающих все сферы социально-экономической и политической жизни страны. Предложенная Рузвельтом и его советниками («мозговым трестом») программа реформ была направлена на государственное ре­гулирование американской экономики. В истории США она получила название «Нового курса». «Новый курс» президента Ф. Рузвельта стал своеобразным переломом в государственно-правовой исто­рии США.

Самое важное в «Новом курсе» можно свести к следующему.

  1. Восстановление расстроенной банковско-финансовой системы было начато на основании принятого конгрессом чрезвычайного закона о банках. Был наложен временный арест на счета всех банков страны в целях их полной ревизии. Министерство финансов после проверки кредитоспособности подтвердило разрешение на деятельность главным образом крупным банкам, огромное число мелких банков прекратило свое существование.
  2. Весь золотой запас Соединенных Штатов был пере­дан в государственное казначейство. Правительство получило возможность выпускать доллары, не обеспеченные золотом; обмен бумажных денег на золото был воспрещен; граждане США должны были сдавать имеющееся на руках золото в банки; золотое содержание доллара было сокращено почти наполовину; министерство финансов могло прекращать на время банковские операции. Эти меры прекратили хаос в банках и панику среди вкладчиков. С помощью более дешевых денег правительство стремилось поднять цены на товары и тем самым искусственно подстегнуть товарооборот.
  3. Стремясь   разрешить   проблему   «удовлетворительного планирования производства и распределения применительно к экономической системе   Соединенных Штатов», администрация Ф. Рузвельта учреждает специальную государственную федераль­ную организацию под названием «Национальная администрация по оздоровлению промышленности (НИРА)»; главным ее делом стало введение «кодексов честной конкуренции».

Эти «кодексы честной конкуренции» должны были смягчить конкурентную борьбу между компаниями целой отрасли промышленности. Типовой правительственный проект кодекса предлагал 35-часовую рабочую неделю и минималь­ную заработную плату рабочих – от 30 до 40 центов в час. На его основе предприниматели устанавливали одинаковый для всей данной отрасли промышленности уровень заработной платы определенных категорий работников, одинаковую продолжительность рабочего времени, общий объем разрешенной тому или иному предприятию продукции и проч. Кодексы выраба­тывались самими предпринимателями и были для них добровольными соглашениями.

Однако, как только кодексы скреплялись подписью прези­дента США, они приобретали для данной отрасли промышлен­ности силу закона. Составление кодексов поощрялось хотя бы тем, что принявшие их предприятия и компании освобождались от действия антитрестовских законов (главным образом закона Шермана). К середине 1934 г. было введено в действие не менее 500 «кодексов честной конкуренции», принятых подавляющим большинством предпринимателей.

  1. Регулирование вопросов сельскохозяйственного производства нашло закрепление в законе от 12 мая 1933 г., которым создавался специальный административный орган – Администрация регулирования сельского хозяйства. Этот орган был призван сбалансировать спрос и предложение на сельхозпродукты. Закон устанавливал определенную компенса­цию для тех фермеров, которые соглашались сократить посевные площади под пшеницу, кукурузу, хлопок и т.п. Предполагалось, что это приведет к повышению цен на продукты сельского хозяйства и тем самым спасет фермеров от разорения. Более того, за уничтожение части уже полученного урожая выдавали премию. Причем в это же время голодали или находились на грани голода миллионы безработных.
  2. Некоторая, хотя и незначительная, часть безработных нашла себе временное занятие на общественных работах, финан­сируемых федеральным правительством.

«Новый курс» был подтверждением того факта, что частнокапиталистическое рыночное хозяйство утратило способность стихийного приспособления к потребностям производства, и, следовательно, государственное вмешательство в рыночные отношения становится неизбежным.

Но вскоре монополии перестали нуждаться в кодексах и системе контроля, введенной «Новым курсом». Кризисные явления стали проходить, безработица рассасывать­ся. Истекал двухлетний экспериментальный срок действия НИРА. Крупнейшие корпорации требовали изменить политику регулирования, поэтому Верховный суд признал в 1935 г., что существование и деятельность НИРА противоречат Конституции Соединенных Штатов, воспрещающей федеральному правительству вмешательство в экономические отношения частных лиц.

Социальные и экономические программы администрации пре­зидента Ф. Рузвельта в 1933 – 1939 гг. привели к беспрецедент­ному расширению вмешательства федерального правительства в важнейшие сферы жизни страны, особенно в экономическую и со­циальную. Выступив против традиционной американской поли­тики невмешательства государства в экономику, «Новый курс» с самого начала основывался на признании необходимости системы государственного регулирования экономики. На государство воз­лагалась задача регулирования экономической деятельности и со­циальных процессов в обществе.

Но противники государственного вмешательства в дела бизнеса не сложили оружия. С началом относительной ста­билизации экономики они развернули наступление на админист­рацию демократов под предлогом неконституционности принятых мер и законов. В результате ряд законодательных актов, в том чис­ле закон о промышленности, были отменены. Однако подобные действия не привели к отказу от политики «Нового курса». Государственное регулирование продолжалось и во второй половине 30-х годов, вновь усилилось во время второй мировой войны и сохранялось в первые послевоенные годы.

В 1935 г. Рузвельт провел – в противовес решению Верховного суда - через конгресс специ­альный закон о трудовых отношениях, или так называемый закон Вагнера. Он был принят в развитие статьи 7-а закона «О восстановлении (оздоровлении) промышленности (1933 г.)» и не только возвратил, но даже расширил рабочему классу его завоевания по «Новому курсу». Закон Вагнера предусматривал наказание за «нечестную трудовую практику» предпринимателей, прибегавших к преследованию профсоюзных руководителей, най­му на работу штрейкбрехеров и другие неблаговидные действия по отношению к профсоюзам. Закон ввел понятие «закрытый цех», под которым понимался преимущественный прием на работу членов профсоюза. Этот закон в значительной степени усилил полномочия федерального правительства в области регули­рования отношений между рабочими и работодателями и укрепил права профсоюзов.

Огромное значение для развития общественных отношений имело социальное законодательство администрации Ф. Рузвельта. Самыми далекоидущими из всех программ «Нового курса» ста­ли меры по социальному страхованию, осуществленные в 1935 и 1938 гг. Они предусматривали пособия по старости и потере кор­мильца, выплаты по безработице и страхование по нетрудоспособ­ности. Одно из центральных мест среди мер, предпринятых адми­нистрацией Ф. Рузвельта, занимал закон о социальном обеспечении, в соответствии с которым впервые в истории США была введена государственная система пенсий и пособий. В 1938 г. в некоторых отраслях промышленности были введены максимальная продол­жительность рабочего дня и минимальная заработная плата.

Внеся значительный вклад в совершенствование существующей системы, реформы Ф. Рузвельта стали инструментом реформирования американского капитализма. Известный американский историк А. М. Шлезингер писал, что Ф. Рузвельт спас капита­лизм от ошибочной политики самих капиталистов. Таким образом, «Новый курс» стал одним из поворотных пунктов в истории США. С этого времени система государственного вмешательства в экономическую и социальную сферы стала важнейшим элементом американ­ской государственно-политической системы.

По сравнению с другими странами, США понесли незначительные люд­ские и материальные потери во вто­рой мировой войне: 300 тыс. человек были убиты и пропали без вести. Более того, война стала фактором, способствовавшим заметному росту аме­риканской экономики. США вышли из войны самой могущественной экономической и военно-политической державой мира. В 1948 г. доля США в производстве капиталистического мира составляла 54,6 %, а золотой запас – 53,3 % мирового. К концу войны Америка располагала самой мно­гочисленной и мощной армией во всем капиталистическом мире. Вплоть до 1949 г. она пользовалась монополией на атомное ору­жие, поэтому неудивительно, что США объявили себя защитника­ми интересов «свободного мира», к которому были причислены все капиталистические страны.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!