Новые организационные технологии в корпоративном управлении

9 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Практика дает немало примеров неудач в реализации крупных социальных программ, жизненно важных для отдельных слоев общества и страны в целом, иногда даже при наличии воли руководителей к успешной реализации программ и устойчивом финансировании. Каковы вероятные или действительные причины таких неудач? Уместно напомнить: не только производственные системы, но и общество в целом, социальные системы подвергаются воздействию, если использовать кибернетические термины, и полезных возмущений (планы социального развития, требования рынка, производственные трансформации), и помех (нехватка финансовых и прочих ресурсов, неэффективность технологий, низкая квалификация исполнителей). Сейчас стало необходимым учитывать последствия воздействий на социальные системы и новых организационных технологий (НОТ). При самом общем подходе технологией называют способ реализации любого вида полезной человеческой деятельности. Новые организационные технологии (new organizational technologies) - это упорядоченные совокупности методов (процедур) обоснования и реализации социальных программ, управленческих решений, внедрения социальных и технологических инноваций, поддержания коммуникаций, контроля, планирования деятельности, отбора и переподготовки персонала, и алгоритмов оптимальной реализации этих методов. По своей направленности НОТ могут быть подразделены на конструктивные (полезные возмущения), деструктивные (помехи) и нейтральные. Конструктивные НОТ предназначены для решения организациями своих задач в современных сложных условиях, а деструктивные - для внедрения в системы управления "чужих" организаций социальной сферы и производственных компаний-конкурентов таким образом, чтобы развитие последних направлялось в стратегический тупик. Улучшить качество процессов управления, уменьшить воздействие помех можно введением в системы управления организаций соответствующих корректирующих звеньев. Роль корректирующих звеньев могут играть эффективные социальные технологии, системы поддержки принятия решений (СППР), системы автоматизированного проектирования, методики рефлексивного управления базовые техники нейролингвистического программирования. Как известно, существуют следующие основные виды межорганизационного взаимодействия: сделки, кооптация, коалиции, коэволюция, конкуренция. Мировой опыт показывает, что задача эффективной борьбы с конкурентами (противниками) успешно решается при создании условий для их самодезорганизации. Практически это достигается применением, наряду с прочими средствами, "организационного оружия" (organizational weapon), т. е. систему несиловых (согласованных по целям, месту, времени и объему информационных, юридических, разведывательных (промышленный шпионаж, конкурентная разведка), психологических) воздействий на конкурента, заставляющих его предпринимать шаги в направлении, желательном для наступающей стороны. В случае информационных воздействий речь идет об информационном оружии. Оно может реализовываться в двух видах: средства подготовки, обработки, передачи блоков информации для целенаправленного изменения алгоритмов функционирования управляющих систем противника; средства воздействия на информацию и системы информационной безопасности противника с целью их поражения (эта тема рассмотрена, например, в работе А. Швецова). Таким образом, информационное оружие - это средство воздействия потоком информации на информацию. Объектом информационной агрессии могут стать данные на различных носителях, модели окружающей действительности, алгоритмы самообучения, программы поведения или функционирования. Информационное оружие может применяться против информационных и управляющих систем любого уровня, от простейших до самых сложных - социальных систем. Цель применения информационного оружия - преобразование программ функционирования (поведения) объекта информационной агрессии к такому состоянию, когда объект (управляющая система) начинает работать в соответствии с алгоритмами, сформированными атакующей стороной. Чтобы какая-то управляющая система смогла изменить программу функционирования другой системы, необходимо, чтобы система-агрессор обладала не меньшим разнообразием, чем управляемая система (объект агрессии). Это требование следует из закона необходимого разнообразия У. Эшби. Здесь под разнообразием понимается множество алгоритмов решения конкретной задачи (достижения определенной цели), которым обладает система. При информационном противоборстве объектом агрессии могут стать социальные системы (государства в целом, крупные социальные группы населения, религиозные конфессии и т. д.), организационные и организационно-технические системы (в последнем случае это - например, коллектив предприятия вместе со средствами производства).

В течение последних 15 лет против Советского Союза, а затем Российской Федерации ведется сверхактивная информационная и психологическая война, результаты которой: потеря значительной части населения (гибель, эмиграция), территорий и акваторий; разрушение систем образования и здравоохранения; разрушение промышленного и сельскохозяйственного производства; безвозмездный вывоз из страны высоких технологий, изобретений; активное внедрение чуждых российскому населению образа жизни и религиозных воззрений; деморализация и снижение боеспособности вооруженных сил; политическая и экономическая зависимость от других стран, международных организаций и союзов.

Используя организационное оружие, можно влиять на противника, конкурента, направляя его стратегические замыслы и практические действия к провалу, заставляя выполнять несвоевременные, непосильные социальные и экономические программы, тормозя позитивные социальные процессы, подменяя основы национальной культуры и традиционных верований. Вследствие этого не только в организации, компании-конкуренте, но и в обществе в целом может быть создана обстановка подлинного хаоса, ведущая к ослаблению финансовой, информационной, технологической мощи производственных предприятий и организаций социальной сферы, потере их морально-психологической устойчивости, зачастую - и к полной гибели. Основу организационного оружия составляют новые организационные технологии деструктивного типа, или рефлексивные технологии организационного управления. Конструктивные НОТ можно назвать высо-кими организационными технологиями, или ВОТ (high organizational technologies - hot), потому что они весьма наукоемкие (из средств, затраченных на их создание, не менее 50% относятся к затратам на научные изыскания), базируются на информационных технологиях (последние включают компьютерные, телекоммуникационные технологии и соответствующее программное обеспечение). Наиболее яркий пример широкомасштабного использования деструктивной НОТ - навязанная треть века назад странам СЭВ организационно-компьютерная технология ЕС ЭВМ, основанная на бесперспективных средствах компьютерной техники третьего поколения, которая кратковременно применялась в США и других странах НАТО, но лишь до тех пор, пока ее не стали использовать социалистические страны. Каковы же последствия этой акции? Ее воздействию подверглись десятки миллионов людей, социальная, научная, образовательная и промышленная инфраструктуры соцстран. По существу работа с ЕС ЭВМ была крупнейшей социальной программой деструктивного типа, разработанной на Западе и внедренной (реализованной) в странах СЭВ. К середине 80-х гг. отставание Советского Союза от Запада в области информационных технологий и компьютерной техники составило 5-7 лет. Было предрешено замедление собственных разработок суперкомпьютеров (СК). С большим опозданием, лишь после 1985 г., началась программа "Красный Крей" по созданию советской суперЭВМ "Электроника ССБИС" (образцы ЭВМ созданы, но программа не завершена) [3]. Таким образом, в случае с ЕС одним из тяжелейших последствий воздействия деструктивных НОТ явилось то, что проблема создания СК в России и сейчас, в XXI в., остается нерешенной. Правда, в июле 2001 г. успешно продемонстирован первый действующий образец созданного российского СК. Однако его производство предстоит налаживать. Рынок СК монополизирован американскими фирмами - результат политики правительства США, оказывающего всестороннее содействие развитию компьютерной науки и техники. Создание отечественных СК - первоочередная задача, потому что современные модификации американских СК нам не продадут. России действительно необходимы изделия специального назначения, в том числе СК из собственных комплектующих, если применение импортных компонентов может привести к снижению защищенности всей социальной системы.

После поражения социалистического блока в холодной войне экспансия США и НАТО в целом в отношении России и стран СНГ продолжилась с расширенным применением информационно-психологических технологий подрывного назначения, т. е. на основе деструктивных НОТ. Ставка делается на разжигание национальной и религиозной розни, внесение правовой неразберихи, на поддержку непродуктивных экономических структур и социальных программ, духовное разложение населения [5]. Привнесенный из-за рубежа тезис о вреде монополизма в экономике можно оспорить: на самом деле он способствует замаскированному противодействию процессам глобализации, к которым России следует приспосабливаться. Обе формы деглобализации экономики - сверхприватизационную и антимонопольную - следует отнести к деятельности "пятой колонны". Деструктивные НОТ используются при формировании негативных процессов: по мере своего проявления они вынуждают объект воздействия, т. е. противника, конкурента (а ими могут быть и общественная организация, и фирма, и государство в целом) тратить ресурсы, необходимые для социального развития, научного и технологического роста, на ликвидацию последствий "организационных недугов". Власть в любой организационной системе (ОС) может реально перейти к лицам, представляющих людей и структуры, владеющие мощными средствами деструктивного информационно-психологического воздействия на эту систему [1]. И это уже - не "агенты влияния", а агенты действия. Эффективность использования деструктивных средств возрастает в случае самостоятельного признания "подопытным" объектом (противником, конкурентом) необходимости серьезных организационных изменений для его структуры, компании или, например, социальной сферы в целом. Итоги воздействия организационного оружия обнаруживаются в неожиданных, многоплановых и широкомасштабных деструктивных результатах. Последние почти автоматически снижают действие отрабатываемых годами защитных механизмов, обеспечивающих устойчивость организаций в социальной и хозяйственной сферах. Например, сейчас крайне актуальны технологические средства защиты информационных и вычислительных систем любых социально значимых организаций от атак конкурентов или анонимных вандалов (это - разновидность деструктивных НОТ, известная как "электронное вторжение"; вспомним хотя бы события июля- августа 2001 г. - всеконтинентное распространение вируса "красный червь"). Пренебрежение конструктивными НОТ, использование устаревших и неэффективных социальных технологий и организационных структур приводят к ничтожным результатам и полному застою даже в организациях, которые создавались для решения весьма актуальных, социально значимых задач. Разновидность деструктивных НОТ и методы недобросовестной конкуренции в различных областях общественно полезной деятельности, прежде всего - с использованием информационных технологий. К проявлению деструктивных НОТ относится и создание ложных (дублирующих) органов. Примером могут служить некогда существовавшие и активно действовавшие учреждения госприемки в промышленности. Угрозу для организаций и структур, имеющих социальную направленность деятельности, для органов социальной защиты и бизнес-организаций может представлять деятельность некоторых политических партий, националистических движений, ангажированных СМИ, для достижения своих эгоистических целей, стремящихся навязать обществу или отдельным его слоям (например, деловым кругам) деструктивные доктрины, радикально искажать информацию о реальном состоянии дел. Резкое сокращение расходов на подлинную науку, невнимание к ней со стороны властных структур на любом уровне и одновременно - агрессивное наступление различных, старых и новых, псевдонаук (разновидностей деструктивных НОТ) - могут привести к деинтеллектуализации общества. В российской действительности, постоянно подвергаемой воздействию деструктивных НОТ, к проблеме "утечки умов" добавилась новая, более разрушительная - утечка знаний, технологий, идей. Главным источником реальной угрозы дезорганизации социально значимых структур и отдельных хозяйствующих единиц, таким образом, может стать организационная среда всего государства, подвергнутая противниками, конкурентами, действующими в стране и за рубежом, воздействию организационного, прежде всего информационного, оружия. Живую ткань любой ОС составляют группы людей, поэтому психологически и хронологически точно рассчитанное использование организационного оружия, прежде всего во властных структурах, через дезорганизованный персонал ОС негативно влияет на уровень устойчивости развития, экономической, психологической и информационной безопасности системы. Воздействие организационных технологий на ОС оппонента, конкурента (вообще противника) можно охарактеризовать продолжительностью, широтой и интенсивностью привносимых ими трансформаций существующей позитивной социальной практики.

Использование НОТ в качестве средства нейтрализации действия помех делает социально значимые организации устойчивее, предприятия - более конкурентоспособными за счет повышения управляемости и адаптируемости к изменениям социальной жизни и конъюнктуры рынка. Примером конструктивной НОТ, особенно понятным для специалистов-практиков, может служить методология формирования функциональной структуры социально значимого интеллектуального автоматизированного тренажерно-обучающего комплекса, применимая для любого объекта из класса потенциально опасных производств. Такая структура позволяет создавать различные виды интеллектуальных систем: автоматизированные обучающие системы; интеллектуальные автоматизированные рабочие места; интеллектуальные тренажеры; интегрированные тренажерные системы. Применение указанного интеллектуального обучающего комплекса, как показал опыт [2], повышает качество подготовки управленческого персонала: подготовка осуществляется за более короткое время и с большим эффектом по сравнению с традиционными методами. К конструктивным НОТ относят и ноу-хау, т. е. конфиденциальные (не имеющие широкого распространения и свободного доступа к ним) знания социального, экономического, финансового, технологического, организационного характера, обеспечивающие их владельцу определенные преимущества. Как знание ноу-хау может существовать в материальной и нематериальной формах. Экономическая и социальная жизнь, согласно [7], - это периодическое генерирование и практическая реализация всевозможных ноу-хау: Фактически мир принадлежит тем, кто владеет соответствующими организационными и технологическими новшествами. Социальная практика богата примерами использования своеобразных ноу-хау - социальных и организационных инноваций. В развитых странах работает множество межорганизационных динамичных сетей, выходящих за границы одного предприятия, в том числе междисциплинарные сети знаний, являющиеся объединением носителей ноу-хау (отдельных лиц или организаций).

Использование НОТ в практике управления социальными и экономическими процессами рассмотрим на примере технологий автоматизации управленческих процессов для систем поддержки принятия решений. Главнейшим элементом, основой социальной жизни общества является материальное производство. Причины неблагополучия предприятий часто связаны со слабой социальной направленностью их деятельности, неудачным управлением дебиторской-кредиторской задолженностью, недостатками в организации учета (управленческого и бухгалтерского), плохим планированием, т. е., в конечном счете, со слабым обоснованием управленческих решений. Во многих странах применяются системы автоматизации документопотоков и обработки деловой информации; они и составляют основу специализированных систем в области принятия управленческих решений. Внедрение подобных систем дает существенное (до 50%) сокращение расходов на инфраструктуру, повышение конкурентоспособности коммерческих предприятий и устойчивости структур социальной сферы. Современные СППР включают: базы и хранилища данных; средства формирования запросов и генерации отчетов; инструменты оперативной аналитической обработки; программное обеспечение интерпретации данных. Системы управления базами данных (СУБД) применяются в организациях, ориентированных на мэйнфреймы (большие ЭВМ) и бизнес-компьютеры. Средства формирования запросов и генерации отчетов позволяют организовать доступ к информации и представить ее в удобном виде; возможности анализа данных ограничены. Инструменты аналитической обработки позволяют исследовать данные, полученные на основе продуктов формирования запросов. Самыми "интеллектуальными" считаются средства интерпретации данных OLAP (online analitical processing) - системы анализа данных и принятия решений. Вершина этого направления - продукты интеллектуального анализа, позволяющие не только выполнять поиск закономерностей, классификацию и прогнозирование, но и реализовывать методы нечеткой логики. OLAP-системы ориентированы на обработку произвольных, не регламентированных заранее запросов, аналитическую обработку данных: динамический многомерный анализ данных предыстории и текущих (стабильных во времени) данных; моделирование и прогнозирование будущего состояния социальной или организационной системы; анализ тенденций. Основные характеристики этих систем: поддержка многомерного представления данных, равноправие всех измерений; независимость производительности от количества измерений; прозрачность для пользователя структуры способов хранения и обработки данных; автоматическое отображение логической структуры данных; динамическая обработка разреженных матриц. Ведутся разработки, использующие идею совместного применения взаимодополняющих направлений в информационных технологиях: OLAP и OLTP (on-line transaction processing - систем, ориентирующихся на оперативную (тран-закционную) обработку данных). В отличие от транзакцион-ных, в аналитических системах не требуются и потому не предусматриваются развитые средства обеспечения целостности данных, их резервирования и восстановления. Это позволяет упростить средства реализации, снизить внутренние накладные расходы, повысить производительность при выборке данных. Сложность СППР такова, что ни одна из фирм-разработчиков программных продуктов (ПП) пока что не может реализовать сразу всех перечисленных функций, хотя интеграция намечается. Практически все продукты оперативного анализа включают в себя многомерные базы данных или гибридизируются с какой-либо СУБД. Все четыре указанных компонента в том или ином виде присутствуют в любой развитой СППР, что предполагает высокую степень интеграции ПП, а для освоения рынка компонентам должны быть присущи свойства открытых систем с возможностью реализации в гетерогенных программно-аппаратных средах. Преимуществами будут обладать ПП с версификацией по основным операционным системам (DOS, OS/2, Unix, Windows NT) и вычислительным средствам. СППР строятся на базе интегрированных электронных офисов ведущих компаний (IBM, Microsoft, Oracle, Lotus) и представляют собой трехуровневые системы "клиент - сервер": уровень базы данных, на котором осуществляется хранение и поиск данных бизнес-приложений; прикладной уровень, где реализуется логика исполнения приложений; уровень представления информации с использованием графического интерфейса пользователя. Уже обеспечена автоматизация подготовки решений в четырех сферах деятельности предприятий: управлении персоналом, финансами, производством, логистике; таким образом, удалось связать внутренние процессы организаций. Создаются системы, могущие связывать и внешние процессы (работу с партнерами, заказчиками, вообще внешним окружением); основой эффективных коммуникаций здесь могут стать системы планирования ресурсов предприятий (ERP) в Интернет-экономике. С идеей реализации OLAP-систем связано и применение ситуационных центров (комнат) как перспективного инструмента анализа социальной, технологической, финансово-хозяйственной управленческой деятельности - рабочих мест, оборудованных всеми необходимыми мультимедиа-средствами. Руководитель буквально за несколько минут может "погрузиться в проблему" и начать интенсивно готовить решение, в полной мере используя свой опыт, не задумываясь о технологии получения информации. Эффективность ситуационных центров зиждется на том, что они позволяют подключить резервы ассоциативного, образного мышления человека к активной работе. Для функционирования СППР необходимы мощные вычислительные и коммуникационные средства, высокая надежность программно-аппаратного комплекса и средств защиты информации от несанкционированного доступа. Получение существенного эффекта от СППР требует немалых затрат на ее приобретение, внедрение, эксплуатацию и развитие. Она является фрагментом процесса решения комплекса задач, выполняемых организациями. В СППР существуют две основные службы - техническая (получение информации) и аналитическая. В больших организациях, подразделения которых разбросаны по стране, техническая служба (ТС) имеет серверы коммуникаций для электронной почты, факсов, приема телевизионных изображений, а также доступа к глобальным сетям передачи данных. Серверы коммуникаций через каналы связи взаимодействуют с другими компьютерами организации, а также удаленными рабочими станциями сотрудников. Во многих фирмах доступ к СППР обеспечивается с помощью отдельных серверов анализа, связанных с хранилищами информации. Таким же образом могут быть организованы постоянно действующие централизованные деловые связи региональных и муниципальных, органов социальной защиты населения. ТС следит за актуализацией локальных банков данных (БД), рассылкой документов, она же ответственна за конвертирование информации во внутренние форматы организации, ее сжатие, обеспечение конфиденциальности. За аналитической службой (АС) закрепляются подготовка аналитических материалов для руководителей, а также функции совершенствования структуры компании, поддержания ее имиджа. В АС формируются источники информации, проводятся статистический анализ данных, построение и тестирование моделей, накапливаются экспертные сведения, генерируются сводные отчеты. Специалисты-аналитики участвуют в планировании стратегии развития, отвечают за наполнение и хранение информации в базах данных. СППР - это система коллективного пользования, поэтому она имеет программы классификации получаемой информации, распределения ее между специалистами. СППР уже эффективно используются в промышленности, финансовой сфере, торговле, на транспорте; они применимы везде, где необходима информационно-аналитическая поддержка принимаемых решений. Необходимость СППР не вызывает сомнения при обосновании решений по сложным стратегическим социальным проблемам.

Мировой рынок СППР и средств оперативной аналитической обработки насыщен разработками американских фирм (аппаратные средства, СУБД, связующее ПО, средства поддержки решений). В связи с вторжением на этот рынок корпорации Microsoft предполагается снижение стоимости программных продуктов. В частности, Microsoft для версии СУБД SQL Server 2000 предложила модернизированный вариант OLAP Services, позволяющий создавать приложения оперативной аналитической обработки. Ядро OLAP переименовано в Analysis Services. Непосредственно в ядро сервера SQL Server 2000 встроены алгоритмы добычи данных. Один из таких алгоритмов ("дерево решений") может применяться для реализации функции "корзина заказов" (под этим термином понимаются и социальные требования, социальные заказы, однако их исполнение в этом случае растянуто во времени), другой позволяет анализировать данные о потребителях услуг (заказчиках, абонентах) на основе предварительно» заданного перечня характеристик.

Тактика применения НОТ в социальной сфере и деловой жизни - предмет отдельного исследования - зависит от места организации в общественной жизни или на поле конкурентной борьбы, ее человеческих и финансовых ресурсов, инновационной стратегии.

Проблема разработки и внедрения (реального использования) конструктивных НОТ, гарантирующих устойчивое функционирование социальной сферы, может быть интерпретирована как необходимость решения совокупности задач, обеспечивающего выживание всей организационной системы этой сферы в весьма сложных, непредсказуемых условиях современной действительности, позволяющего ей успешно развиваться, своевременно и адекватно отвечать на реальные угрозы ее существованию. Последние же в определенной степени вызываются использованием деструктивных организационных технологий.

Анализ фактов из социальной практики свидетельствует: НОТ новые организационные технологии - конструктивные, так и деструктивные (такова реальность!) - неотъемлемая составная часть управленческих процессов в сфере социального менеджмента в целом, а также в деятельности бизнес-организаций, стремящихся в жесткой борьбе с партнерами-противниками к завоеванию и удержанию конкурентных преимуществ.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!