Новгородская и Псковская феодальные республики : общественный строй

6 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Господствующее положение в Северо-Западной Руси занимали различные группы светских и церковных феодалов. Кдуховным отно­сились монастыри и высшие церковные иерархи. К светским феода­лам принадлежали бояре, житьи люди, а также своеземцы (земцы в Пскове). Особенностью Новгорода и Пскова было отсутствие княжес­кого и наличие городского землевладения. Основной группой земле­владельцев здесь были горожане. Они имели исключительное право на приобретение вотчин из числа земель, тяготеющих к городу. Режим этих земель определяло вече. Их передача иногородним, в том числе даже князю, запрещалась. Тем самым проявлялась особенность фео­дальных вотчин вечевого города: это было землевладение, свободное от вассальных отношений.

Наиболее влиятельную группу феодалов составляли бояре — потом­ки родоплеменной знати. Бояре были основной политической и эконо­мической силой Новгорода. Они входили в Совет (Осподу), который фактически управлял государством. Из их числа избирались все выс­шие должностные лица от сотского до архиепископа и посадника. Пер­воначально бояре пользовались доходами от общественных земель Нов­города, выступавшего в качестве коллективного феодала. Индивидуаль­ное землевладение боярства сложилось лишь к XIV в. Бояре владели обширными вотчинами, где эксплуатировали труд зависимых крестьян. Но в Пскове в отличие от Новгорода крупное боярское землевладение широкого распространения не получило. Бояре также владели крупны­ми торгово-промышленными предприятиями, вели активную внешнюю и внутреннюю торговлю. В северных регионах они получали меха и дру­гие товары, пользующиеся спросом у иноземных купцов.

Средний разряд феодалов назывался житьи люди. Они владели землями, населенными крестьянами, оставаясь при этом так же, как и бояре, горожанами. Землевладение — главное, что определяло их ста­тус, хотя они занимались и торговлей, и ростовщическими операциями. Тем не менее житьи люди имели ограниченные права по сравнению с боярством. Они не могли избираться на высшие государственные дол­жности (посадника, архиепископа, кончанского старосты). До XIV в. Из их числа избирали тысяцкого, но затем и эта должность была узурпиро­вана боярами. Как правило, эта категория феодалов занимала средние административные, судебные и дипломатические должности.

Среднее положение между мелкими феодалами и крестьянством занимали своеземцы. В Пскове их называли земцами. Своеземцы вла­дели мелкими вотчинами, порою соразмерными с крестьянскими на­делами, на которых трудились сами или привлекали крестьян. Зачас­тую они сдавали землю крестьянам в аренду. Они имели землю, владе­ли ею на праве собственности, самостоятельно вели свое небольшое хозяйство, сдавая часть земель крестьянам в аренду. В сельскую об­щинную организацию они не входили, а пользовались привилегиями членов городской общины. Скорее всего, это были измельчавшие бо­яре или житьи люди. В Пскове были земцы, получавшие земельные держания на условиях военной службы.

Важную роль в Новгороде играло духовенство, занимавшее то же общественное положение, что и бояре, и пользовавшееся большими при­вилегиями. Церковная власть в Новгороде и Пскове имела огромное вли­яние на политическую жизнь. Духовенству доверялось хранение госу­дарственной казны, владыка представительствовал на Боярском сове­те, был верховным церковным судьей, ведал эталонами мер и весов, из числа духовенства назначались послы в иноземные государства и т.д.

Крупным землевладельцем была церковь, особенно монастыри. Монастырское землевладение росло быстро. Монастыри редко отчуж­дали свои владения, исключалось и дробление церковных земель. Об­ширные земельные владения давали Новгородской епархии богатые доходы, которые пускались в торговый оборот. Как в Новгороде, так и в Пскове церковь объявила себя покровительницей торговли, храни­тельницей эталонов мер и весов, скрепляла международные торговые договоры. Все это делало церковь и высшее духовенство влиятельной силой в обеих феодальных республиках.

Купечество Новгорода было тесно связано с житьими людьми, так как осуществляло сбыт продукции феодальных хозяйств, т.е. выступа­ло торговым посредником. Купечество вело активную транзитную тор­говлю, так как Новгород и Псков находились на торговых путях Севе­ра и других русских княжеств. В отличие от других княжеств купече­ство имело и земельные владения. Купечество было объединено в кор­порации — «сотни» по специализации: кожевники, суконщики, мяс­ники, аналогично европейским гильдиям. Высшее купечество входило в общество «Ивановское сто», названное так по названию церкви «Ивана предтечи на Опоках» — центра организации. Уставы таких корпораций устанавливали размер вступительного взноса, определяли порядок управления организацией. Поскольку купцы объединялись вокруг церкви, то, как и положено прихожанам, избирали старост, ко­торые разрешали церковные дела, а также споры, возникающие меж­ду купцами корпораций. Высшие должностные лица вдела купеческих корпораций, как правило, не вмешивались. Иноземные купцы имели свою организацию, большой торговый двор с церковью (Немецкий или Готский), пользовавшийся правом экстерриториальности.

Городское население Новгорода и Пскова состояло из городской верхушки (старейших) и основной массы ремесленников, розничных торговцев и наемных рабочих, называемых «моловшие» или «чер­ные». Последние подвергались эксплуатации как со стороны город­ских верхов, так и государства. Они платили налоги, несли повинности по ремонту дорог и мостов, городских укреплений, призывались в опол­чение. Как члены городской общины они пользовались некоторыми привилегиями, например, при покупке земли, участвовали в местном самоуправлении в вече, обладали податным иммунитетом, но должност­ные лица из их числа не избирались.

Сельское население в Новгороде и Пскове было представлено та­кими категориями, как смерды-общинники, закладчики, половники. Зависимые крестьяне в документах именуются смердами. Формой эк­сплуатации крестьянства в Новгороде и Пскове был натуральный об­рок, а в XV в. наряду с этим видом появилась денежная рента.

Положение смердов в Новгороде и Пскове в разное время было неодинаковым. На начальном этапе развития Новгорода они имели собственное хозяйство и должны были выполнять повинности в пользу государства, платить налоги. С развитием феодализма смерды превра­щались в феодально-зависимое население. Этот процесс привел к об­разованию двух разрядов смердов: свободных общинников, выплачи­вавших налоги государству («тянувших судом и данью» к Новгороду) и феодально-зависимых крестьян. Среди последних источники называ­ют закладчиков и половников. Закладчики — это смерды, вышедшие из общины и перешедшие в юрисдикцию феодала-боярина. Половни­ки — это крестьяне, не имевшие собственной земли и орудий труда и работавшие на земле феодала за половину дохода от нее. Они платили подати и работали только в пользу своего господина.

Половники в свою очередь делились на изорников (пахарей — от «орать», т.е. пахать), огородников и кочетников (рыболовов — от «кочь» — лодка). Раз в году в Филиппово заговенье (14 ноября) по­ловник мог уйти от своего господина, предварительно выплатив свой долг. Беглых надлежало возвращать «в свой погост». Поземельная зависимость изорника не приводила к утрате его дееспособности. В литературе высказывалось мнение, что степень зависимости изорника от господина определялась тем, к какой группе феодалов принадле­жал хозяин земли.

Были в Новгороде и Пскове и холопы. Это холопство имеет под собой экономическую основу. Новгородская судная грамота говорит об ответственности господина за своего холопа в случае совершения им преступления. Холопы использовались для обработки земли в феодаль­ных вотчинах. Беглых холопов надлежало возвращать их хозяевам.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!