Новая концепция человека и художественная культура конца XIX- начала XX века

20 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Новоевропейские философские системы уделяли основное вни­мание изучению мира, гносеологическим проблемам. Философские интересы на рубеже XIX-XX веков развернулись в сторону чело­века. Личность, ее внутренний мир, взаимоотношения с миром, смысл существования, творческие проявления человека - домини­рующие темы культуры XX века.

Интерес к человеку проявлялся по-разному. Философия «сереб­ряного века» в России изучает человечество как единое «вселенское тело» (В. Соловьев). В ней силен мотив единения людей, звучит тревога по поводу разобщенности человечества, раздираемого на классы, группы, слои. Философы призывают человека понять, что он - существо планетарное и должен учиться мыслить и действо­вать как планетарный человек. Об этом же говорят «русские кос-мисты» - Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чи­жевский. Русский писатель А. Платонов (1899-1951), продолжая эту тему, скажет, что человечество - одно дыхание, одно живое существо. Эту мысль позднее подхватит его коллега по перу, фран­цузский писатель А. де Сент-Экзюпери (1900-1944), призывая людей понять, что они обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля; он выражал надежду и уверенность, что чувство братства поможет людям объединиться.

Русской философской культуре была близка эта тема взаимо­связи «соборности» и уникальной и неповторимой личности. Так, русский философ С. Франк отмечает, что общество - это двойное образование. Внутренний слой - это единство, «мы», соборность, где проявляется органичная нравственность, духовная культура общества; другой слой - внешний, он состоит из разнообразных «Я». Цель общественного прогресса - как можно полнее совме­щать, гармонизировать солидарность и индивидуальную свободу.

Западноевропейская философия акцентирует внимание на лич­ности, ее индивидуальности. Экзистенциалисты, например, инте­ресуются человеком как уникальным явлением, а не человеком вообще. Не случайно эта философия излагает свое кредо, как правило, в форме философско-художественного эссе, в виде лите­ратурного или драматургического произведения.

Философия ставит острую проблему, с которой столкнулся человек рубежа веков, - проблему сущности бытия и сохранения своей индивидуальности. Все очевиднее становится, что высшей ценностью является неповторимое «Я» каждого человека, что и оправдывает его жизнь на земле, придает ей смысл. Но на каждом шагу человека подстерегает опасность потерять свое «Я». Как правило, человек не выдерживает тяжести жизненных испытаний. Проявление личности - в свободе выбора, даже если в результате этого выбора человек попадает в экстремальную ситуацию, утвер­ждает философия. Но трагедия человека состоит в том, что наличие свободы для него связано с его ответственностью за сделанный выбор. Человек порой не может предугадать последствий принятого решения, поэтому он не решается на выбор, испытывая ощущение трагического одиночества и страдает от угрызений совести за свою нерешительность,- размышляет французский философ и драматург Ж.-П. Сартр (романы: «Дороги свободы», 1945-1949; пьесы «Мухи», 1943, «За запертой дверью», 1945). А немецкий философ Э. Фромм добавляет - человек бежит от свободы («Бегство от свободы», 1941).

В понимании ценности человека просматриваются две тенден­ции. Одна - человек самоценен как он есть, он не средство, а цель. Другая позиция строится на представлении о том, что человек - это составная часть какого-то высшего замысла, и потому он должен соответствовать этому замыслу. Вторая позиция прослеживается в творчестве писателей Дж. Бернарда Шоу, Л. Фейхтвангера, Г. Уэл­лса. Их беспокоит несовершенство социального устройства, дисгар­мония в мире, им кажется, что достаточно найти надежный способ подчинить множество отдельных воль единому, благородному за­мыслу, и общество можно перестроить наилучшим образом. Анг­лийский писатель-фантаст Г. Уэллс (1866-1946) в романе «Люди как боги» говорит о хаотическом взаимодействии индивидуальных воль, которое неизбежно ведет к катастрофе. Но если в условиях научного професса, в могущество которого он верил, удастся подчинить личный интерес «творческому служению» обществу в целом, то можно предотвратить катастрофический вариант развития истории. Некая «усеченность» личности есть неизбежная плата за всеобщее счастье.

Против такого «усечения» личности звучит протест в произве­дениях А. Платонова «Котлован», Е. Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984». Знаменитый роман-антиутопия О. Хаксли (1894-1963) «О дивный новый мир» в известном смысле выступает как антитеза роману Г. Уэллса.

20-30-е годы XX века стали годами испытаний для культуры и человечества. В это время формируется тоталитаризм, а значит, ущемление свободы.

Не менее остро ставится в этот период проблема духовных ценностей, которые важны для человека, чтобы он не потерял себя в условиях современной цивилизации с ее техницизмом и стремле­нием к материально-вещественному комфорту.

Духовная культура, духовные ценности - это первооснова человеческой жизни, говорит русский философ Л. Шестов (1866- 1938) и немецко-французский мыслитель, миссионер, врач и музы­кант А. Швейцер (1875-1965), долгие годы проведший в Африке, помогая больным. Критикует нынешнюю цивилизацию за ее без­духовность, полагая, что она - «победа варварства», испанец по рождению, американский философ Дж. Сантаяна (1863-1952). О дегуманизации искусства размышляет испанский философ и пуб­лицист X. Ортега-и-Гассет (1883-1955). Утрата нравственных цен­ностей - одна из тем творчества нидерландского историка и философа И. Хейзинги (1872-1945). В центре размышлений немец-ко-американского философа, социолога, психолога Э. Фромма (1900-1980) противоречивость человеческого существования и про­блемы внутреннего морального обновления, восстановления гармо­нии.

На рубеже веков происходят важные процессы в психологии, выводящие ее на передовые рубежи науки XX века. Психология успешно развивает свою экспериментальную составляющую, что позволяет лучше понимать сложный внутренний мир человека. Немецкий ученый В. Штерн (1871-1938) один из первых применил тесты и ввел понятие «коэффициент интеллектуальности»; фран­цузский психолог А. Бине (1857-1911) в условиях эксперимента изучает высшие психические функции и разрабатывает серию тес­тов.

Австрийский врач-психиатр и психолог 3. Фрейд (1856-1939) перевернул традиционное представление о человеке, пробиваясь к глубинным истокам его поведения. Австрийский писатель С. Цвейг (1881-1942), мастер психологических новелл, подчеркивает, что идущий навстречу жизни метод Фрейда, изменил взгляд на психику индивидуума, дал новое направление всем основным культурным течениям, вызвал революцию в наших представлениях о психике. Фрейд разрабатывает учение о роли и месте бессознательного в человеческой деятельности и творчестве, он основывает психоана­лиз, в котором проявляется его понимание индивидуальности лич­ности. Если традиционные представления о творчестве выделили как главное рациональные способности человека и ими объясняли успехи творчества, то теперь особое внимание уделяется подсозна­нию, интуиции.

Современная психология исходит из представления, что раци­ональная компонента творческого процесса - лишь верхушка айс­берга, а основные процессы происходят в «подводной», неосознаваемой части; именно там рождаются замыслы и творче­ские озарения. Подхватывая эти идеи французский философ Анри Бергсон (1859-1941) переоткрывает значение интуиции, утверждая, что как непосредственное постижение мира, без расчленения и разграничения, которые приводят к заблуждению и обману, инту­иция одна дает целостное и истинное представление о мире.

Швейцарский психолог и философ, основатель аналитической психологии К. Юнг (1875-1961) обращает внимание на то, что в подсознании человека накапливается информация не только о его личном опыте; в виде матриц-архетипов в нем также содержится опыт предшествующей культуры. Творческий человек говорит не только от своего имени, но и от имени прошлых поколений.

Эти работы позволили обратить особое внимание на фантазию, интуицию, воображение в художественном творчестве. Именно они становятся главным мерилом таланта художника. Европейская куль­тура и прежде всего художественная, изрядно устав от абсолютного господства рационального, активно восприняла эту идею и претво­рила ее в своем творчестве.

В художественной культуре конца XIX - начала XX века прак­тически во всех видах искусства заявляет о себе символизм, попу­лярными становятся миф и притчевая форма. С помощью мифа художники пытаются понять действительность, найти ее корни в далеком прошлом. Миф универсален и стар как мир, но он макси­мально приближен к истине, убеждены художники.

Мечта, греза, воображение как способ глубоко личностного творчества - неотъемлемое свойство внутренней жизни художника и именно это он ценит в себе. Только на основе воображения можно по-настоящему творить, настаивает Ш. Бодлер и многие художники согласны с таким утверждением, высоко ценя непосредственность творческого порыва, не контролируемого сознанием. Общим досто­янием «нового» в традиционных видах искусств становится склон­ность к «случайностям», оправдание абсурда.

Новые идеи в понимании человека и его творчества не могли не найти отражения в традиционных искусствах. Художники чутко вбирают эти новые веяния и переплавляют их в своих творениях. Классические виды искусства переживают обновление.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!