Нормы питания и скелетные мышцы

Содержание

1. Нормы питания. Физиологическое обоснование норм питания.  3
2. Развитие и возрастные особенности скелетных мышц, скелета. 11

Список литературы         20

1. Нормы питания. Физиологическое обоснование норм питания.

Пищевые продукты - строительный материал для новых клеток. Белки, попадая в организм, распадаются до аминокислот. Всего известно около 150 аминокислот, но только 22 из них служат строительным материалом для белков. Часть из этих двадцати двух аминокислот может синтезироваться в организме, они называются заменимые аминокислоты. Другая часть должна поступать с пищей. Аминокислоты, которые не синтезируются в организме, называются незаменимые. Они содержатся в продуктах живого происхождения и в злаках, а значит в хлебопродуктах. Богаты белками мясо, рыба, молоко, хлеб, бобовые.
Углеводы - источник энергии. Они содержатся в овощах, фруктах, молоке.
Жиры - источник энергии и жирорастворимых витаминов. Жиры бывают животные и растительные. Жиры бывают также тугоплавкие, имеющие температуру плавления выше 37 градусов (бараний, говяжий, свиной), и легкоплавкие, с температурой плавления ниже 37 (растительные жиры, молочный жир).
Витамины - катализаторы, ускорители процессов обмена веществ. Бывают жирорастворимые витамины, это А, Д, Е, К, и водорастворимые - все остальные. Главные водорастворимые витамины, поступающие с продуктами С, В1, В2.
Витамин А содержится в молоке и молочных продуктах, а также в некоторых растительных продуктах в виде провитамина. Чтобы перевести провитамин в витамин, его нужно давать с жирами. Вот почему богатый провитамином морковный сок лучше употреблять с хлебом, смазанным маслом. Витамин А участвует в работе зрительного анализатора, при его недостатке ухудшается ночное зрение. У людей, страдающих А-витаминной недостаточностью, может развиться сухость слизистой оболочки глаз и кожи.
Витамин Д содержится в мясе, рыбе, особенно много в рыбьем жире. Участвует в минеральном обмене. При недостатке витамина Д у маленьких детей развивается рахит. Рахит - это системное заболевание, при котором поражаются костно-мышечная система, нервная система, происходят патологические изменения внутренних органов. Обычно рахит развивается у детей первого года жизни, но его последствия, в зависимости от тяжести, могут сказываться всю жизнь. Причиной развития рахита может быть как недостаток витамина Д в пище, так и недостаточное облучение ребенка прямым солнечным светом. На свету, на открытом воздухе, витамин Д вырабатывается в коже, иногда полностью перекрывая поступление с продуктами. Дети, которые в раннем возрасте перенесли тяжелую форму рахита, отстают от сверстников в физическом и умственном развитии и требуют повышенного внимания со стороны педагогов. Однако со временем большинство этих детей при хорошем уходе и питании достигает своей возрастной психофизической нормы.
Витамин Е участвует в иммунно-защитной функции организма, в репродуктивной функции. При недостатке витамина Е у девочек-подростков нарушается формирование женской половой сферы, нарушается менструальный цикл. Витамин Е содержится в зеленом горошке, зеленом салате, яичном желтке.
Витамин С содержится в овощах и фруктах. Особенно богаты им лук, черная смородина, лимоны. Есть витамин С и в парном молоке коров. При кипячении витамин С разрушается, при длительном хранении продукта - исчезает. Весной витамин С есть в квашеной капусте, в других «летних» продуктах его практически нет. Он участвует в окислительно-восстановительных процессах в организме, при резком недостатке этого витамина развивается ломкость и хрупкость сосудов, цинга. Недостаток витамина С проявляется в повышенной утомляемости, сонливости, раздражительности.
Выделяют следующие нормы питания.
1. Пища должна перекрывать энергозатраты организма.
2. Пища должна быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы в соотношении 1:1:4, витамины, минеральные соли и микроэлементы.
3. Пища должна быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.
4. Пища должна храниться в условиях, исключающих ее порчу.
5. Некоторые готовые блюда должны проходить повторную термическую обработку, даже если они хранились в холодильнике. Это, прежде всего, макароны и блинчики с мясом, супы.
6. Пища должна нравиться человеку и вызывать рефлекторное выделение желудочного сока.
7. Режим и меню должны соответствовать возрасту и роду занятий.
8. Часть пищи, входящей в ежедневный рацион, должна иметь температуру не ниже 65 градусов. Такая температура способствует перевариванию и всасыванию продуктов.
Правильный рост и развитие детского организма невозможны без обеспечения его полноценным питанием. О питании детей должны повседневно заботиться медицинские работники, воспитатели, педагоги и родители.
В процессе жизнедеятельности и различной работы организм человека затрачивает значительное количество тепловой и механической энергии. Источником этих видов энергии является химическая энергия, образующаяся в результате непрерывного окисления органических веществ в организме.
Различные пищевые вещества, поступающие с пищей в организм ребенка, не только используются для пополнения энергетических затрат, обусловленных жизнедеятельностью, но и служат пластическим материалом, из которого строятся клетки различных органов и тканей.
Белки животного происхождения как более полноценные и хорошо усваивающиеся в питании самых маленьких детей составляют почти 100%, детей от 1 года до 3 лет 75%, а более старших детей 60% установленной физиологической нормы потребления белка.
Нормальный рост и развитие организма ребенка возможны лишь при условии снабжения его белком, не только достаточным по количеству, но и полноценным по качеству - по его аминокислотному составу.
Наиболее благоприятные условия белкового питания детей соблюдаются тогда, когда они получают белок в количестве, соответствующем потребностям их организма. Поступая в таких количествах в организм, белок через нервную систему стимулирует обмен веществ (специфически-динамическое действие), повышает сопротивляемость организма к инфекциям, оказывает положительное влияние на умственную деятельность. Для детей до 3 лет необходимо 4 г./кг. белка, для детей 7-8 лет около 3-3,5 г./кг., а для детей более старшего возраста 2-3 г./кг. В зависимости от возраста средняя суточная потребность организма детей и подростков в белках находится в пределах 25-106 г. (табл. 1).
Таблица 1
Физиологические нормы потребности детей и подростков в питательных веществах (в г./день)

Дети и подростки, имеющие повышенные физиологические нагрузки (воспитанники хореографических училищ, юные спортсмены, юные сельские механизаторы), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116-120 г в возрасте 10-13 лет и до 132-140 г в возрасте 14-18 лет.
После заболеваний, сопровождающихся высокой температурой, потребность организма в белке значительно возрастает. В обычных нормальных условиях увеличивать количество белка в суточном рационе детей не рекомендуется.
Жиры являются энергетическими веществами. При недостаточном количестве жиров приходится увеличивать количество углеводов, а следовательно, и объем пищи, что приводит к перегрузке органов пищеварения и плохому усвоению пищи.
Наличие жира увеличивает калорийность пищи и позволяет уменьшить ее объем. Присутствие жира в пище улучшает ее вкус, создает ощущение сытости, ограничивает распад белка в организме. Некоторые формы жира - липоиды, содержащие в своем составе и фосфор, важны для деятельности нервной системы. Наиболее ценны (особенно для детей) молочные жиры, входящие в состав молока и молочных продуктов: сливочного масла, сливок, сметаны. Жир, имеющийся в яичном желтке и содержащий некоторые витамины, также имеет существенное значение для организма ребенка. В ежедневный набор продуктов должно входить и растительное масло. Не рекомендуется вводить твердые жиры - говяжье и особенно баранье сало.
Суточная физиологическая норма жиров, установленная для детей различных возрастов в 25-106 г, должна быть обеспечена преимущественно молочными жирами. Чрезмерное употребление жиров, а также значительный недостаток их в пище неблагоприятно влияют на рост, развитие и деятельность организма ребенка. Ожирение, возникающее при питании избыточно жирной пищей, приводит к уменьшению выносливости организма и глубоким нарушениям обмена веществ.
Углеводы. В организме углеводы легко и полностью окисляются. При достаточном поступлении углеводов с пищей организм ребенка покрывает свои энергетические потребности прежде всего за их счет.
Во время работы мышц организм особенно нуждается в углеводах. Они необходимы для работы мышц тела, мышцы сердца, а также нормального функционального состояния центральной нервной системы и умственной деятельности.
Суточная норма потребления углеводов в зависимости от возраста установлена в 113-422 г.
Из установленной нормы углеводов предусматривается 60 г чистого сахара и 25-30-40 г (в зависимости от возраста) кондитерских изделий.
Употребление избыточного количества сладостей угнетающе действует на секрецию желудочных желез и ухудшает аппетит. В этих случаях дети едят плохо и получают меньше необходимых организму питательных веществ. В результате могут возникнуть расстройства роста и развития организма. Исходя из этого, много сахара и сладостей детям давать нельзя.
Минеральные вещества. Организм ребенка нуждается в солях натрия, калия, кальция, магния, фосфора, железа, серы, марганца, никеля, молибдена, цинка, меди и др., без которых нормальный рост и развитие невозможны (табл. 2). При повышенных физических нагрузках (юные спортсмены, механизаторы, воспитанники хореографических училищ) нормы потребности в минеральных веществах в сутки рекомендуется увеличить: фосфора до 3000 мг (в 11-18 лет), железа до 25 мг (в 14-18 лет).
Таблица 2
Физиологические нормы суточной потребности детей и подростков в некоторых минеральных элементах (в мг)

Минеральные соли входят в состав продуктов питания, поэтому при рационально организованном питании нет надобности вводить их дополнительно. Из числа минеральных солей только хлорид натрия (поваренная соль) приходится добавлять в пищу, особенно в растительную, так как растения бедны хлоридом натрия.
Средняя ежедневная потребность детей и подростков в поваренной соли составляет 8-10 г.
Соли кальция и фосфора являются главными составными частями костной ткани и имеют существенное значение для деятельности центральной нервной системы. При недостатке в организме ребенка солей кальция, фосфора и витамина D нарушается развитие костной ткани, замедляются процессы роста. У маленьких детей это проявляется в тяжелом заболевании - рахите. Кроме того, фосфор, являясь частью белковых и жировых соединений, входит в состав клеток нервной ткани и других важных органов.
Для того, чтобы усвоение кальция и фосфора происходило наиболее полно, содержание их в пище должно находиться в соотношении 1:1,5 (для детей от 1 года до 6 лет), 1:1,7 (для детей от 7 до 13 лет) и 1:1,4 (для юношей и девушек 14-17 лет).
Достаточное содержание в питании детей солей фтора положительно сказывается на балансе и усвоении кальция, а также на усвоении фосфора. При высокой пораженности детей 2-17 лет кариесом и выраженном дефиците В1, B2 и С прибегают к искусственному длительному фторированию пищи - выдаче с жидкими блюдами фторида натрия в количестве 2 мг./сут. на каждого ребенка.
Содержание марганца и меди в пищевых рационах детей существенно сказывается на картине красной крови. В основном поставщиками марганца, меди, никеля являются продукты растительного происхождения, тогда как молибдена и цинка - продукты животного происхождения. По сравнению с осенними рационами, богатыми продуктами растительного происхождения, количество марганца в весенних рационах падает. Установлена прямая связь снижения у детей к весне гемоглобина, эритроцитов, цветового показателя и увеличения ретикулоцитов в связи со снижением в суточном рационе такого микроэлемента, как марганец.
Натрий, калий и хлор участвуют в поддержании относительного постоянства осмотических свойств внутренней среды организма.
Разнообразное питание детей и подростков, включающее достаточное количество молока и молочных продуктов, фруктов, овощей обеспечивает потребности растущего организма в минеральных солях при нужном их соотношении.
Витамины. Витамины содействуют химическим превращениям, происходящим при обменных процессах и тем самым способствуют нормальному росту, развитию и жизнедеятельности организма. Недостаточное количество витаминов в пище приводит к возникновению тяжелых заболеваний.
Овощи, фрукты и ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. Однако в результате кулинарной обработки эти ценные качества в значительной мере утрачиваются. Именно поэтому детям следует давать больше овощей, фруктов и ягод в сыром виде и обогащать витаминами готовые блюда, добавляя в них сырые соки и зелень.
При повышенных умственных и физических нагрузках потребность организма в витаминах значительно возрастает, особенно в зимне-весенний период: в 10-13 лет витамина С до 130 мг, B1 до 3,4 мг, В2 до 3,9 мг, B6 до 3,5 мг, PP до 20 мг, Е дополнительно к рациону 25-50 мг; в 14-18 лет витамина С до 160 мг, B1 до 4,4 мг, B2 и B6 до 4 мг, PP до 25 мг, Е дополнительно к рациону 50-100 мг.
В климатических районах с особенно высокой температурой воздуха летом все дети школьного возраста нуждаются в увеличении суточной дозы витамина С до 120-150 мг. Это связано с тем, что летом дети обильно потеют. Потери организмом жидкости в виде пота достигают в среднем почти 2 л в день. Вместе с потом теряется более 11-14 мг витамина С в день.
Вода. Все процессы, происходящие в организме, связаны с наличием воды и растворенных в ней химических веществ. В среднем дети теряют от 1,5 до 2 л воды в сутки, причем 1/6 этих потерь компенсируется принимаемой пищей и 5/6 в виде воды и напитков (50 мл/кг). Различные продукты питания содержат большое количество воды: так, молоко содержит 86,2%, овощи, фрукты, ягоды 80—95%, картофель и мясо до 75%, хлеб до 47%. Чрезмерное количество воды и напитков детям и подросткам употреблять не следует, потому что это ведет к перегрузке сердца и почек, а также к вымыванию из организма витаминов и минеральных солей.
Следует отучать детей от привычки пить воду непосредственно перед едой или во время еды. Это приводит к существенному снижению концентрации желудочного сока и побуждающих его выделение экстрактивных веществ, поступающих с первым блюдом. В результате создаются затруднения для нормального пищеварения.

2. Развитие и возрастные особенности скелетных мышц, скелета

Скелетные мышцы являются активной частью опорно-двигательного аппарата. Построены эти мышцы из поперечнополосатых (исчерченных) мышечных волокон. Мышцы прикрепляются к костям скелета и при своем сокращении (укорочении) приводят костные рычаги в движение. Мышцы удерживают положение тела и его частей в пространстве, перемещают костные рычаги при ходьбе, беге и других движениях, выполняют жевательные, глотательные и дыхательные движения, участвуют в артикуляции речи и мимике, вырабатывают тепло.
В теле человека насчитывается около 600 мышц, большинство из которых парные. Масса скелетных мышц у взрослого человека достигает 30-40 % массы тела. У новорожденных и детей на долю мышц приходится до 20-25 % массы тела. В пожилом и старческом возрасте масса мышечной ткани не превышает 20-30 %.
Каждая мышца состоит из большого числа мышечных волокон. Каждое волокно имеет тонкую оболочку - эндомиозий, образованный небольшим количеством соединительнотканных волокон. Пучки мышечных волокон окружены рыхлой волокнистой соединительной тканью, получившей название внутреннего перимизия, который отделяет мышечные пучки друг от друга. Снаружи мышца также имеет тонкую соединительнотканную оболочку - наружный перимизий, тесно сращенный с внутренним перимизием, проникающими внутрь мышцы пучками соединительнотканных волокон. Соединительнотканные волокна, окружающие мышечные волокна и их пучки, выходя за пределы мышцы, образуют сухожилие.
В каждой мышце разветвляется большое число кровеносных сосудов, по которым кровь приносит к мышечным волокнам питательные вещества и кислород, а уносит продукты обмена веществ. Источником энергии для мышечных волокон является гликоген. В процессе его расщепления вырабатывается аденозинтрифосфорная кислота (АТФ), используемая для мышечного сокращения. Нервы, входящие в мышцу, содержат чувствительные и двигательные волокна.
Скелетные мышцы обладают такими свойствами, как возбудимость, проводимость и сократимость. Мышцы способны под влиянием нервных импульсов возбуждаться, приходить в рабочее (деятельное) состояние. При этом возбуждение быстро распространяется (проводится) от нервных окончаний (эффекторов) до сократительных структур - мышечных волокон. В результате мышца сокращается, укорачивается, приводит в движение костные рычаги.
У мышц различают сократительную часть (брюшко), построенную из поперечнополосатых мышечных волокон, и сухожильные концы (сухожилия), которые прикрепляются к костям скелета. У некоторых мышц сухожилия вплетаются в кожу (мимические мышцы), прикрепляются к глазному яблоку или к соседним мышцам (у мышц промежности). Образованы сухожилия из оформленной плотной волокнистой соединительной ткани и отличаются большой прочностью. У мышц, расположенных на конечностях, сухожилия узкие и длинные. Многие лентовидные мышцы имеют широкие сухожилия, получившие название апоневрозов.
В настоящее время мышцы классифицируют с учетом их формы, строения, расположения и функции.
Форма мышц. Наиболее часто встречаются мышцы веретенообразные и лентовидные (рис.1). Веретенообразные мышцы располагаются преимущественно на конечностях, где они действуют на длинные костные рычаги. Лентовидные мышцы имеют различную ширину, они обычно участвуют в образовании стенок туловища, брюшной, грудной полостей. Веретенообразные мышцы могут иметь два брюшка, разделенные промежуточным сухожилием (двубрюшная мышца), две, три и даже четыре начальные части - головки (двуглавые, трехглавые, четырехглавая мышцы). Различают мышцы длинные и короткие, прямые и косые, круглые и квадратные.
Таблица 3
Классификация мышц

Мышцы могут иметь перистое строение, когда мышечные пучки прикрепляются к сухожилию с одной, двух или нескольких сторон. Это одноперистые, двуперистые, многоперистые мышцы. Перистые мышцы построены из большого количества коротких мышечных пучков, обладают значительной силой. Это сильные мышцы. Однако они способны сокращаться лишь на небольшую длину. В то же время мышцы с параллельным расположением длинных мышечных пучков не очень сильные, но они способны укорачиваться до 50 % своей длины. Это ловкие мышцы, они имеются там, где движения выполняются с большим размахом.

Рис. 1. Форма мышц:
1 — веретенообразная; 2 — лентовидная; 3 — двубрюшная; 4 — двуглавая; 5 — одноперистая; 6 — двуперистая; 7 — широкая; 8 — сжиматель (сфинктер)

По выполняемой функции, а также по действию на суставы выделяют мышцы-сгибатели и разгибатели, приводящие и отводящие, сжиматели (сфинктеры) и расширители. Различают мышцы по их расположению в теле человека: поверхностные и глубокие, латеральные и медиальные, передние и задние.
Свои функции мышцы выполняют с помощью вспомогательных аппаратов, к которым относятся фасции, фиброзные и костно-фиброзные каналы, синовиальные влагалища и синовиальные (слизистые) сумки, а также блоки.
Фасции - это соединительнотканные чехлы мышц. Они разделяют мышцы, образуя мышечные перегородки, устраняют трение мышц одна о другую (рис. 2). При кровоизлияниях, прорыве гнойника в сторону мышц фасции ограничивают распространение крови, гноя за пределы фасциального чехла. Выделяют фасции собственные, поверхностные, глубокие.
Собственные фасции образуют соединительнотканный чехол для каждой мышцы. Поверхностные фасции покрывают сверху группы мышц, а глубокие фасции располагаются между глубокими и поверхностными мышцами, отделяя их друг от друга.

Рис. 2. Костно-фасциальные влагалища мышц нижней трети правого бедра: 1 — широкая фасция бедра; 2 - фасциальное влагалище мышц-сгибателей; 3 — бедренная кость; 4 — седалищный нерв; 5 — бедренные артерия и вена; 6 — фасциальное влагалище портняжной мышцы; 7 — медиальная межмышечная перегородка бедра; 8 — костно-фасциальное влагалище мышц-разгибателей; 9 — латеральная межмышечная перегородка бедра

В области активно работающих сильных мышц фасции имеют сухожильное строение, они похожи на апоневрозы широких мышц.
Каналы (фиброзные и костно-фиброзные) имеются в тех местах, где сухожилия перекидываются через несколько суставов (на кисти, стопе). Служат каналы для удержания сухожилий в определенном положении при сокращении мышц. Стенки фиброзных каналов построены из плотной волокнистой соединительной ткани. В образовании костно-фиброзных каналов участвуют кости. Внутри фиброзных каналов располагаются синовиальные влагалища, устраняющие трение сухожилия о стенки канала.
Синовиальные влагалища образованы синовиальной оболочкой (мембраной), одна пластинка которой выстилает стенки канала, а другая окружает сухожилие и срастается с ним. Обе пластинки срастаются своими концами, образуют замкнутую узкую полость, которая содержит небольшое количество жидкости (синовии) и смачивает скользящие одна о другую синовиальные пластинки.
Синовиальные (слизистые) сумки выполняют функцию, сходную с синовиальными влагалищами. Сумки представляют собой замкнутые, наполненные синовиальной жидкостью или слизью мешочки, расположенные в местах, где сухожилие перекидывается через костный выступ или через сухожилие другой мышцы.
Блоками называют костные выступы (мыщелки, надмыщелки), через которые перекидывается мышечное сухожилие. В результате угол прикрепления сухожилия к кости увеличивается. При этом возрастает сила действия мышцы на кость.
Развитие мышц в антенатальном периоде характеризуется тем, что в возрасте 5 недель в миобластах начинается синтез мышечных белков - миозина и актина, образующих сократительные нити - миофиламенты. Одновременно начинается синтез холинорецепторных белков, которые встраиваются в клеточную мембрану и обусловливают появление ее чувствительности к ацетилхолину. На 5-10-й недели формируются миотрубки. Мембраны соседних миотрубок соприкасаются между собой, образуя деловые контакты (нескусы). В результате потенциал действия, возникающий в одной из миотрубок, может распространяться по всей мышце. У зародыша 8 недель анатомически различаются почти все мышцы. У плода 9-10 недель развиты сухожильные окончания мышц. В дальнейшем электрические контакты между миотрубками исчезают. С 20-й недели миотрубки превращаются в мышечные волокна.
В постнатальный период рост мышечной массы происходит неравномерно. У новорожденного масса мышц составляет 23 % общей массы тела (у взрослого человека - 44 %). Рост мышечной массы происходит в основном за счет увеличения продольных и поперечных размеров каждого мышечного волокна (90 %), тогда как общее число их увеличивается незначительно (10 %). Рост же миона в толщину происходит за счет увеличения количества миофибрилл в нем. Строение мышцы иллюстрирует рис. 3.
Менее интенсивный рост мышечной массы наблюдается в первый год жизни, когда ребенок еще не начал ходить. В конце первого года жизни масса мышц составляет 16 % массы тела. В результате тренировки мышечная масса увеличивается более интенсивно и к 8 годам жизни достигает 27 % массы тела, у подростков 15 лет - 33 %, у юношей 16-17 лет - 44 %, т.е. как у взрослых (до 15 лет ежегодный прирост мышечной массы составляет 0,7-0,8 %, в возрасте от 15 до 17 лет - 5-6 %). Рост мионов в длину осуществляется благодаря почкам роста на концах волокон, примыкающих к сухожилиям. К миофибриллам на концах волокон без изменения их длины пристраиваются новые саркомеры. Мышечные волокна у новорожденных примерно в 5 раз тоньше, чем у взрослых, богаты саркоплазмой, поперечная исчерченность их слабо выражена.
В первые 3 года жизни происходит не только усиленное образование миофибрилл, но и интенсивное развитие всех видов внутримышечной соединительной ткани. В период от 3 до 7 лет число миофибрилл в мышечном волокне увеличивается в 15 - 20 раз. Во всех мышцах интенсивно растут сухожилия, продолжает разрастаться соединительная ткань. В 6 лет в основном заканчивается созревание мионов, расположение в них миофибрилл становится плотным. В 15-18 лет продолжается рост поперечника мышечных волокон, внутримышечных соединительнотканных волокнистых образований, а, следовательно, и всей мышцы. Развитие сосудистой системы и иннервации мышцы продолжается до 25 - 30 лет.

Рис. 3. Строение мышцы:
1 — сарколемма; 2 — миофибрилла (в состав входят тонкие и толстые миофилламенты; шесть тонких миофилламентов располагаются вокруг одной толстой миофилламенты); 3 — митохондрии; 4 — саркомер

Представляет интерес то обстоятельство, что рецепторный аппарат формируется в более быстром темпе и в своем созревании опережает моторные нервные окончания. Формирование мышечного рецепторного аппарата начинается на 10-12-й неделе внутриутробной жизни. Двигательные нервные окончания в мышцах появляются на 13-14-й неделе внутриутробного развития. В дальнейшем их формирование продолжается. У плода 18 недель нервно-мышечные веретена содержат 5-6 мышечных волокон, а к моменту рождения эти образования достигают полного развития.
Афферентная иннервация, имеющая достаточно высокую степень зрелости у новорожденного, в первые годы жизни продолжает развиваться усиленно и к 7-8 годам по морфологической организации достигает уровня взрослых.
Помимо структурных изменений, происходящих в самих нервно-мышечных веретенах, с возрастом изменяется их распределение в мышце. Так, если у новорожденного и ребенка первого года жизни эти образования располагаются в мышцах чаще всего равномерно по всей длине, то уже к 4-11 годам обнаруживаются в большей степени в концевых третях мышц. С возрастом число мышечных веретен увеличивается, особенно значительно в тех участках мышцы, которые испытывают наибольшее растяжение: в проксимальной, затем в дистальной и менее всего в средней трети мышцы.
Развитие эфферентной иннервации значительно отстает от чувствительной, и только к 11-13 годам по своему строению она начинает приближаться к таковой у взрослых. В целом расширение двигательной бляшки, усложнение ее структуры продолжаются до 18-20 лет.

Список литературы.

1. Анатомия человека: В 2 т. 2.-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М. Р. Сапина. М., 1993.
2. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 1982.
3. Гаврилов Л. Ф., Татаринов В. Г. Анатомия. М., 1985.
4. Георгиева С. А. Физиология. М., 1982.
5. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
6. Общий курс физиологии человека и животных: В 2 т. / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М., 1991.
7. Самусев Р. П., Седин Ю. М. Анатомия человека. М., 1990.
8. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000.
9. Сапин М. Р., Билич Г. Л. Анатомия человека. М., 1989.
10. Соковня-Семенова Н.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 1999.

(124.4 KiB, 27 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!