Нормативно-правовой акт

8 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Нормативные правовые акты занимают в российской системе источников права доминирующее положение, и потому российскую правовую систему часто причисляют к романо-германской правовой семье. При этом в литературе неоднократно подчеркивались преимущества нормативно-правового регулирования общественных отношений, оптимальной формой которого являются нормативные акты. Так, Е. А. Лукьянова считает, что эти преимущества заключаются в том, что, во-первых, нормативные акты могут быть относительно быстро изданы, а также в любом объеме изменены и отменены. Это позволяет наиболее оперативно и эффективно реагировать на изменения потребностей общественного развития, обеспечивая таким образом динамизм права. Во-вторых, нормативные акты исходят в конечном счете из единого источника – нормотворческих органов государства, что дает возможность праву функционировать как единая и цельная система в пределах всей страны и, следовательно, с максимальной полнотой обеспечивать системность права. И, в-третьих, нормативные акты позволяют точно фиксировать в документах содержание юридических норм, что создает надлежащую, разумную, формальную определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, существенной преградой для местничества, произвольного толкования и применения норм права .
Конечно, исходя из сказанного, следует в первую очередь выделить Конституцию как источник права, не только возглавляющий систему иерархических связей, но и замыкающий на себе в конечном итоге весь спектр координационных связей всей системы источников права. Конституция формально юридически становится формой выражения воли народа, а не государства или его отдельного правотворческого органа. Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти, только он обладает и ее высшим проявлением – учредительной властью. В этом заключается природа конституции демократического государства, и отсюда этот правовой акт приобретает уникальные юридические и иные свойства, выделяющие его среди иных источников права.
Конституция в силу своей специфики занимает центральное место в системе источников права, которое объясняется следующими ее свойствами:
- закрепляет систему правотворческих органов Российской Федерации и виды издаваемых ими нормативных правовых актов;
- закрепляет исчерпывающий перечень официально признанных источников права;
- устанавливает иерархию источников права по юридической силе;
- устанавливает принципы издания и вступления в силу различных источников права;
- определяет основы и пределы правого регулирования норм отдельных источников права, обеспечивая координационное взаимодействие различных видов источников права;
- является универсальным источником права, нормы которого закладывают основы правового регулирования всех без исключения сфер жизнедеятельности общества.
В силу вышеприведенных свойств конституции как системообразующего элемента системы источников права можно сделать вывод: всякая попытка изменения структуры источников права потребует формально определенного изменения конституции. Поэтому вопрос о признании свойств источников права за актами иных, чем указано в конституции, органов государственной власти на практике трансформируется в вопрос о поправках или пересмотре конституции.
Одной из актуальных проблем российской правовой науки и практики остается введение научно обоснованной классификации нормативных правовых актов – основных формальных источников права в нашей стране. Как известно, в мировой юридической практике существуют два способа установления классификации актов. Первый способ – конституционный, когда в конституциях закрепляется перечень основных нормативно-правовых актов. Таковы, например, часть 2 статьи 4, статьи 15, 76, 90, 105,108, 115 Конституции Российской Федерации. Второй способ – издание специального закона о правовых актах, в котором содержится их перечень, нормативные характеристики и способы обеспечения их правильного соотношения.
В настоящее время проблема официальной классификации правовых актов остается во многом нерешенной. Основные виды правовых актов закреплены в тексте Конституции РФ и это, безусловно, очень важно. Однако на основе текста Конституции трудно составить целостное представление о всех связях между законами и подзаконными нормативными актами.
При всей важности закона в системе правовых актов необходимо отметить, что он всегда содержит предписания абстрактного общего неперсонифицированного характера, поскольку рассчитан на многократное применение в типичных ситуациях, попадающих в сферу правового регулирования. С одной стороны, это имеет положительное значение, ибо позволяет внести элементы стабильности, устойчивости, гарантированности и защищенности в повседневную жизнь людей. Именно законы закладывают основы правового общения между людьми как субъектами права. Однако абстрактные предписания законов не являются достаточными для эффективного регулирования процесса реального взаимодействия людей в конкретных ситуациях. Зачастую необходимо конкретизировать предписания закона, чтобы обеспечить его реализацию. С этой целью принимаются подзаконные акты, которые приближают закон к материальным и духовным реалиям и возможностям конкретного государства. Подзаконные акты занимают достаточно большое место в системе формальных источников права. По общему правилу они принимаются «во исполнение предписаний закона и не должны противоречить его содержанию». Поскольку система формальных источников позитивного права зависит от формы правления и формы государственного территориального устройства, постольку соотношение между законами и подзаконными актами во многом определяется местом государственного органа, их издавшего, в механизме государства. Это утверждение особенно четко проявляется при рассмотрении специфики таких правовых актов, как Указы Президента РФ. Статус Президента РФ в качестве главы государства обуславливает его активную нормотворческую деятельность. Вопрос о соотношении федерального закона и Указа Президента РФ представляет одну из новых и сложных проблем российской науки, на что обращают внимание практически все ученые.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!