Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов

2 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Нормативно-правовой акт является основным источником права в государствах романо-германской правовой системы. Обычно  нормативно-правовой акт понимается как юридический документ, принятый субъектом правотворчества и содержащий нормы права. Иногда в литературе отмечается, что это письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых или отмены устаревших норм.

Нормативно-правовой акт как источник права должен отвечать определенным требованиям. Во-первых, иметь объективно выраженную форму, т.е. норма­тивно-правовой акт может быть выражен в форме де­крета, кодекса, основ, положения, устава, инструкции, регламента и т.д.

Нормативно-правовым актом может быть доку­мент, который принят уполномоченным субъектом правотворчества. Конституция РФ и федеральное зако­нодательство определяют такие субъекты: народ, Пре­зидент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, государственные органы исполнительной власти РФ, субъекты РФ, органы местного самоуправления, об­щественные объединения, предприятия различной формы собственности. Уполномоченные субъекты правотвор­чества могут принимать не любые нормативные пра­вовые акты, а лишь такие формы, которые определены законодательством РФ для данного субъекта правотворчества. Так, Президент РФ принимает указы и рас­поряжения; Федеральное собрание – законы, поста­новления; Правительство РФ издает постановления и распоряжения; министерства РФ – приказы, распоря­жения и т.д.

Нормативно-правовой акт должен быть издан в письменной форме, иметь установленные реквизиты (название нормативно-правового акта; наименова­ние органа, принявшего данный акт; дату принятия нормативно- правового акта и его номер).

Для того, чтобы нормативно-правовой акт стал источником права, он должен быть принят в установ­ленной процессуальной форме. Так, порядок принятия федерального закона определяется в ст.ст. 105-107 Кон­ституции РФ, федерального конституционного закона – в ст. 108 Конституции РФ. В законодательстве определя­ется порядок принятия законов субъектов РФ, поста­новлений и распоряжений Правительства РФ. Законодательством определяется и порядок вступ­ления в силу нормативно-правового акта. Важным требованием к нормативно-правовому акту является положение ст. 15 Конституции РФ, за­крепляющее, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не приме­няются. Любые нормативно- правовые акты, затраги­вающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опуб­ликованы официально для всеобщего сведения.

Каждый нормативно-правовой акт имеет слож­ную структуру и подразделяется на отдельные, относи­тельно самостоятельные элементы: а) преамбулу; б) пункты и статьи; в) главы; г) разделы; д) части; е) примечания; ж) приложения. Например, Конституция РФ состоит из преамбулы, 137 статей, девяти глав и двух разделов.

Классификация нормативно-правовых актов осу­ществляется по различным основаниям.  По юридичес­кой силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Закон и его виды. В литературе понятие закона оп­ределяется единообразно – это нормативный правовой акт, принятый представительными (законодательны­ми) органами государственной власти, в особом про­цессуальном порядке, обладающий высшей юридичес­кой силой и регулирующий наиболее важные общест­венные отношения, которому должны соответствовать все другие нормативные правовые акты.

Из данного определения закона следуют основные признаки закона как наиболее важного источника права: во-первых, законы принимаются представительны­ми органами, избираемыми народом, или непосредст­венно самим народом в порядке референдума; во-вторых, закон обладает высшей юридической си­лой; никто не вправе отменить или заменить закон, кро­ме органа, который его издал, либо Конституционным судом РФ или конституционными судами республик; в-третьих, закон принимается в особом процессу­альном порядке; в-четвертых, закон принимается по наиболее важ­ным, социально-значимым общественным отноше­ниям; в-пятых, ему должны соответствовать все другие нормативные правовые акты органов государства, ме­стного самоуправления, локальные нормативные пра­вовые акты.

В литературе дается разнообразная классификация законов. В соответствии с Конституцией РФ различают федеральные законы и законы субъектов РФ. В свою очередь на уровне Российской Федерации выделяют Конституцию РФ, федеральные конституционные законы (ст. 108 Конституции РФ) и федеральные законы (ст. 105 Конституции РФ). Как правило, в каждой отрасли права действует кодифицированный федеральный закон: Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.

Модельные законы принимаются Содружеством Независимых Государств (СНГ) и направлены на обеспечение единства правового регулирования общественных отношений в странах, входящих в состав СНГ. Они носят рекомендательный характер и требуют ратификации в каждом государстве.

В соответствии со ст.ст. 5 и 76 Конституции РФ пред­ставительные органы субъектов РФ принимают свои законы. При этом республика имеет свою конституцию, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав.

Подзаконные нормативные правовые акты: понятие и виды. Подзаконные  нормативные  правовые акты – это официальные акты правотворческих органов, которые основаны на законе и направлены на конкретизацию и дополнение его положений. Можно выделить четыре уровня подзаконных нормативных правовых актов: федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправле­ния; нормативные правовые акты общественных объе­динений, предприятий, организаций (локальные).

Федеральные подзаконные нормативно-правовые акты в свою очередь подразделяются на определенные виды в зависимости от органа, его издавшего. В соот­ветствии со ст. 90 Конституции РФ Президент издает   указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Правительство РФ издает постановления и распо­ряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Прези­дента РФ (ст. 115 Конституции РФ). Ведомственные нормативно-правовые акты вклю­чают в себя приказы, распоряжения, указания, инструк­ции, инструктивные письма, положения и т.д. минис­терств, государственных комитетов, федеральных служб, российских агентств, федеральных органов над­зора и иных федеральных органов исполнительной власти.

К подза­конным нормативно-правовым актам субъектов РФ относятся постановления правительства субъекта РФ, распоряжения глав администраций и губернаторов субъектов, приказы и распоряжения, инструкции, реко­мендации и т.д. органов исполнительной власти субъ­ектов РФ. По­рядок осуществления нормотворческой деятельности органами местного самоуправления определяется так­же законодательством субъектов РФ, уставами муници­пальных образований. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления в случае их несоот­ветствия Конституции РФ, федеральным законам, зако­нодательству субъектов РФ могут быть отменены в су­дебном порядке.

Локальные нормативно-правовые акты, т.е. норма­тивно-правовые акты общественных объединений, предприятий, организаций различных форм собственности. Это учредительные документы: уставы, положения, правила внутреннего распорядка, приказы, распоряжения руководителей обществ, объе­динений, предприятий и т.д., которые дей­ствуют в пределах данных организаций, но учитывают­ся органами государственной власти: органами испол­нительной власти, судебными органами.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!