Необходимость определения различных типов государств

4 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Глубокое и всестороннее изучение государства и права неиз­бежно предполагает использование дифференцированного подхода к исследуемой материи. Это означает, прежде всего, необходимость рассмотрения их не только в качестве исторически существовав­ших и существующих явлений как таковых, выявления их общих родовых черт, но и важность изучения их в более конкретном и в более приближенном к реальной исторической действительности плане. С теоретической и практической точек зрения весьма важ­ным представляется не только более полное и точное определение того, что такое государство и право вообще, какими специфиче­скими признаками и чертами они обладают и чем они, как социаль­ные институты, отличаются от других социальных институтов. Не менее важным является установление того, какими были государ­ство и право на различных этапах развития общества, как они со­относились между собой и с государственно-правовыми института­ми, находившимися на предшествующих по отношению к ним или на последующих этапах развития общества, наконец, что они пред­ставляют собой на современном этапе.

Ответ на эти и многие другие им подобные вопросы логически подводит к необ­ходимости выделения из совокупности всех когда-либо существо­вавших, ныне существующих и тех, которые появятся в будущем государств, определенных типов государства, к необходимости их типологии (типизации) или классифи­кации.

Как отмечает М. Н. Марченко, типология государства представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-правовой материи, отражающий логику естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими,  являясь одним из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития государства и права[1].

Важнейшими отличительными чертами и особенностями исто­рического процесса развития государства, права, равно как и лю­бого иного социального явления, включая само общество, является его естественность (объективность), всеобщность, непрерывность, дискретность, сопровождающаяся выделением его отдельных ста­дий или фаз развития, строго определенная их взаимосвязь и пре­емственность.

Говоря о содержании и назначении типологии государства, необходимо отметить, что это не умозрительная, оторванная от жизни и реальной действительности мыслительная операция. В процессе ее проведения ученые опираются на огромный фактиче­ский материал, накопленный различными юридическими и неюри­дическими науками и, в первую очередь, историей государства и права, политической наукой, социологией, конституционным пра­вом и другими.

В общетеоретическом и политико-практическом плане значение процесса типологии заключается в следующем:

Во-первых, в том, что вырабатываемые при этом идеи о типах государства дают ключ для правильного понима­ния процесса естественно-исторического развития рассматривае­мых явлений и последовательного перехода их от одной качествен­ной ступени к другой, от одного типа к другому. Смена историче­ских типов государства является одним из узловых, наибо­лее важных исторических моментов, без учета которых невозмож­но правильно понять ни развитие их сущности, ни социально-поли­тическое содержание и назначение, ни изменение их форм, функ­ций, места и роли в структуре политической системы общества.

Во-вторых, в том, что типология вооружает исследователя по­ниманием внутренней логики и закономерностей процесса истори­ческого развития государства, выступает как основа науч­ного предвидения будущности как Российского государства, так и других стран.

В-третьих, в том, что процесс типологии государств позволяет органически сочетать исследование общих закономерностей развития государственно-правовых явлений, свой­ственных всем без исключения типам государства и права, с их особенностями, присущими лишь отдельным типам государства, изучение всего процесса естественно-исторического разви­тия государства в целом с процессом развития его отдель­ных составных частей, конкретных исторических ступеней.

В-четвертых, в том, что в процессе типологии государств создаются все необходимые предпосылки и воз­можности для широкого обобщения, систематизации и анализа все­го фактического и научного материала, который касается практи­чески всех сторон процесса возникновения и развития общества, государства и права, их последовательного перехода от одной сту­пени к другой. И, наконец, в-пятых, в том, что процесс типологии государств создает объективную основу для научного про­никновения в глубинные слои процесса естественно-исторического развития государства, позволяет проводить четкое разли­чие между научными и псевдонаучными государственно-правовы­ми теориями, дает возможность осуществлять государственно-пра­вовое строительство в различных странах на научной, под­твержденной жизнью основе.

Правильно осуществленная типология государства позволяет решить ряд принципиально важных проблем теории государства и права, в том числе:

– раскрыть типы, которые характеризуют современную географию национальных государств. Благодаря таким знаниям представляется возможным выявить действительное качественное разнообразие современной  политической географии мира. Знание типов современного государства  даст также дополнительные аргументы относительно путей и механизмов дальнейшей экономической, политической и иной интеграции современных стран и народов;

– раскрыть логику (закономерности) становления и многовекового развития государства, а также механизм перехода от одного типа государства к другому. Научный подход к познанию государства, как и иных социальных явлений, требует рассматривать их исторически. Излагая суть этого подхода, В. И. Ленин говорил, что следует прежде всего выяснить, как исследуемое явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь. Для современной теории государства и права весьма важно установить, какие явления и процессы «породили» государство и сохраняют их по настоящее время в качестве действительных средств управления делами общества;

– дать аргументированное объяснение возникновения государства и на этой основе показать ненаучный характер ряда теорий происхождения государства (например, патриархальной, божественной и др.);

– дать научно-обоснованный прогноз путей и механизмов дальнейшего развития государства, конкретизировать положение о правовом государстве как идеальной форме государственного устройства, способной обеспечить подлинную свободу и  развитие каждого члена гражданского общества, раскрыть его дальнейшую перспективу, предсказать судьбу государств, продолжающих социалистический путь развития;

– разработать и обосновать конкретные меры по дальнейшему совершенствованию Российского государства, преодолению наблюдаемых в настоящее время таких недостатков в деятельности государственного аппарата, как коррупция, бюрократизм, принятие решений, противоречащих объективным закономерностям,  затягивающих выход России из кризисного состояния.

[1] См.: Марченко М. Н. Теория  государства и права в вопросах и ответах. 2-е изд. М., 2003. С. 51–52.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!