Немецкий бюджетный федерализм

26 мая 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Немецкий бюджетный федерализм всегда основывался на принципе цен­трализованного распределения финансовых ресурсов. Идея разделения фи­нансовой компетенции между субъектами никогда в Германии не поддержива­лась. Германский рейх времен Бисмарка вначале зависел от финансовых вы­плат земель, поскольку федеральных средств, поступающих от таможенных пошлин и непрямых налогов, явно не хватало. Но после 1878 года, когда Бис­марк стал проводить политику протекционистской торговли, федеральная казна стала более независимой от земель в связи с резким увеличением таможенных поступлений. Интеграция налоговых поступлений под руководством рейха про­должалась.

Последствия Второй мировой войны и поражение Германии вновь осла­били центр в финансовом плане, однако положение вскоре изменилось. В 1969 году была принята «финансовая конституция» - федеральный закон «О финан­сах и финансовой реформе», который получил статус финансового кодекса. В этом документе рассматриваются вопросы, связанные с тем, кто, сколько и ка­кие налоги платит; кто имеет право издавать налоговые законы; как должны распределяться налоговые поступления. Тем не менее, дискуссия на финансо­вую тему между землями и федераций не умолкает и сегодня.

«Политика Германии в вопросах финансового федерализма всегда отли­чалась от принятых в мире норм финансового паритета и противоречила лю­бым положениям экономической теории федерализма, поскольку существую­щие требования распределения прибыли с целью достижения справедливого равенства и обеспечения одинакового уровня жизни на разных федеральных территориях основываются на конституции (статья 106 п. З)», - так комменти­рует Герхард Лембрух постулаты немецкого фискального федерализма, кото­рые всегда в Германии играли важную роль при определении финансовых ре­зультатов. Поэтому почти естественным является то, что землям запрещено собирать свои налоги. Государству предпочтительнее собирать все налоги полностью, а потом распределять их между землями и центром. Эта практика началась во времена Веймарской республики: подоходный налог, налог с обо­рота и налог на корпоративную деятельность собирался государством, а затем соответствующий процент переводился землям. Чтобы быть до конца объек­тивными, следует признать, что необходимость выравнивания актуальна не только для ФРГ, но и, например, для Швейцарии, основу федерализма которой составляет солидарность, направленная на смягчение региональных экономи­ческих различий. Преамбула Швейцарской Конституции от 18.04.1999 года специально подчеркивает важность и моральный аспект солидарности: «Мы, граждане и кантоны Швейцарии... знаем,... что сила народа определяется бла­госостоянием самых слабых членов».

Похожая система действует, например, и в Бельгии. Здесь финансирова­ние субъектов строиться на принципах финансовой ответственности (бюджетной сбалансированности) и солидарности между регионами внутри государст­ва. В среднем, сообщества и регионы получают около 45% национального бюджета. Механизм социальной солидарности также критикуется за то, что на деле фламандцам приходится фактически «содержать» франкофонов.

Канадский исследователь Рональд Уаттс также отмечает, что социально-экономическое неравенство различных регионов таит в себе потенциальную опасность распада федерации. Как следует из его заключения, в Германии первичными являются межрегиональные трансферты, которые составляют до 62% от общего объема сумм финансового выравнивания. Выравнивание про­исходит через межземельный пул доходов, в который вносят вклад богатые земли, а более бедные получают из него помощь. Федеральные трансферты составляют 38%. Кроме того, землям оставляется до 1,5% НДС в качестве до­полнительной помощи. Первичное распределение между землями также произ­водит выравнивающий эффект. Дело в том, что Германия располагает своего рода уникальным опытом в предоставлении дополнительных выплат, в случа­ях, когда суммы межрегиональных трансфертов оказываются недостаточными. Благодаря этому обеспечивается единообразие жизненных условий. Но такой способ не единственный сегодня. В последнее время трансферты проводятся в виде дополнительных подушных выплат из источников, связанных с получени­ем НДС. Это отражает статья 107 Основного закона, где предусматриваются две формы федеральных законодательных решений в области горизонтально­го выравнивания (требующих согласия Бундесрата): во-первых, это законода­тельство в части межземельных выравнивающих трансфертов (земельных на­логов и доли Земель в доходах от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций); во-вторых законодательство, управляющее дополни­тельными выравнивающими платежами, финансируемыми за счет 25%-ной до­ли НДС, предназначенными тем Землям, где поступления от подоходного нало­га и налога на прибыль в пересчете на душу населения оказываются ниже, чем в среднем по стране.

Соответственно, если доход на душу населения от собираемых на терри­тории земли налога на прибыль и подоходного налога ниже среднего показате­ля по всем Землям, речь идет о реципиенте, который может рассчитывать на получение гранта в форме дополнительных частей, не превышающих 1/4 от доли доходов Земли-донора159. Основанием для горизонтального выравнива­ния служит принятие отдельного закона, одобренного Верхней палатой Парла­мента ФРГ, обеспечивающего разумное выравнивание различий в финансовом потенциале Земель при должном учете фискального потенциала и нужд муни­ципалитетов (и их ассоциаций).

Сегодня финансовые ресурсы, причитающиеся от налогов землям и на­правляемые в виде трансфертов, просчитываются по достаточно сложной шка­ле выравнивания финансовых возможностей земель, гарантированного статьей 107 Основного закона. Чрезвычайно запутанный процесс перераспределения ориентируется на то, в какой мере налоговые поступления земли в расчете на каждого жителя превышают общефедеральный уровень или не достигают его. Распределение бюджета контролируется и утверждается Бундесратом, и фе­деральное правительство всегда ведет достаточно сложные переговоры с пар­ламентариями по этому вопросу, так как в отношении бюджетов федерации и земель действует принцип, согласно которому они «самостоятельны и незави­симы в ведении своего бюджетного хозяйства» (статья 109 Основного закона). Крупнейшие земли Германии через Бундесрат имеют право вето на решения, касающиеся распределения бюджета среди земель. Применявшаяся в Герма­нии в 60-е годы практика федеральных грантов была заменена системой про­грамм, которые находились в совместном управлении. Но уже в 80-е годы она была отменена как не оправдавшая себя и на ее место вновь пришла система централизации ресурсов и их распределение среди земель для осуществления программ в рамках промышленной и социальной политики.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!